Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе Тема «Сад. Фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект для проведения фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря детей старшей группы на тему "Сад.Фрукты". В конспекте предложены дидактические игры и упражнения для закрепления представлений о фруктах, уточнения и расширения словаря по теме «Фрукты», совершенствования грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои, согласование существительных с прилагательными в роде и падеже), развития связной речи, развития зрительного внимания, речевого слуха, развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, развития сенсорных ощущений, развития мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad.frukty._konspekt.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе

Тема «Сад. Фрукты»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные: 

  1. Закрепление представлений о фруктах.
  2. Уточнение и расширение словаря по теме «Фрукты».
  3. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои, согласование существительных с прилагательными в роде и падеже).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие зрительного внимания, речевого слуха.
  3. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  4. Развитие сенсорных ощущений.
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие координации речи с движением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать логопеда и товарищей.
  2. Формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Фрукты», картинки с изображением фруктовых соков, кусочки фруктов – лимон, апельсин, грейпфрут, яблоко.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед здоровается с детьми и предлагает каждому выбрать предметную картинку из контейнера. Дети выбирают картинки и стоят возле стульчиков.

Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а картинки, которые вы выбрали, помогут вам их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, показывает и называет предмет, а потом садится на стульчик.

Далее логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и называют картинки.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

Загляни под осень в сад —

Колокольчики висят:

Бронзовые, медные,

Животу не вредные. (Груша)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это… (Слива)

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий… (Абрикос)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет… (Банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под елку-точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин

Вкусный, сладкий… (Мандарин)

Фрукт похож на шишку ели,

Мы рискнули — шишку съели…

Самый лучший, высший класс

Спелый, сочный … (Ананас)

Как в шкатулке у царевны

Горсть рубинов красных древних.

Сладкий сок в рубинах спелых.

Ты не раз, наверно, ел их. (Гранат)

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой… (Виноград)

Кто этот важный господин?

Он не лимон, не апельсин,

Заморский горьковатый фрукт…

Ребята, это же … (Грейпфрут)

С виду он с картошкой схож,

Волосками весь оброс,

Мякоть сочная внутри,

Цвет зелёный изнутри! (Киви)

Логопед: Молодцы! Вы быстро отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети: Это фрукты.

Логопед: Где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду, на деревьях.

  1. Дидактическая игра «Назови сок».

Логопед: Ребята, а что можно приготовить из фруктов?

Дети: Компот, сок, пюре, чипсы, пастилу, варенье, пироги.

Логопед: Правильно! Предлагаю вам назвать сок из фруктов, который изображен на картинке.

Сок из яблок – какой? (Яблочный)

…из груш – грушевый

…из апельсинов – апельсиновый

…из банана – банановый

…из сливы – сливовый

…из персика – персиковый

…из лимона – лимонный

…из абрикосов – абрикосовый

…из ананаса – ананасовый

…из винограда – виноградный

…из грейпфрута – грейпфрутовый

…из мандарина – мандариновый

…из граната – гранатовый

…из фруктов – фруктовый

Логопед: Здорово, ребята!

  1. Дидактическая игра «Какого сока нет?»

В ряд выложены 5-6 картинок фруктовых соков. Логопед дает команду «ночь» и дети закрывают глазки; потом логопед прячет одну картину с соком и дает команду «день», дети открывают глазки. Логопед задает вопрос: «Какого сока нет?»)

  1. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

«Фрукты»

Вы отлично потрудились, необходимо отдохнуть, немного поиграем.

Будем мы варить компот.                                маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот.                            показать руками-"много"

Будем яблоки крошить,                                   имитировать: как крошат

Грушу будем мы рубить,                                 рубят,

Варим, варим мы компот,                                повернуться вокруг себя

Угостим честной народ.                                   хлопать в ладоши

  1. Дидактическая игра «Какой на вкус?»

Логопед предлагает попробовать на вкус разные фрукты с закрытыми глазами и назвать, какой фрукт на вкус (лимон – кислый, апельсин – сладкий, грейпфрут – горький, яблоко – сладкое, сочное).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Ребята, какой формы апельсин?

Дети: Апельсин круглый.

Логопед: Округлим наши губы как большой апельсин (Упражнение «Бублик»). А как мы пьем вкусный сок из трубочки? Тянем губы вперед (Упражнение «Трубочка»). Выпили сок – довольные – широко улыбаемся, зубки показываем, зубки сомкнуты (Упражнение «Заборчик»). Съели вкусное варенье из фруктов – оближем губы (Упражнение «Вкусное варенье»). Язычок устал, пусть полежит на нижней губе, отдохнет (Упражнение «Лопаточка»).

  1. Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои»

Логопед раздает картинный материал с изображением фруктов. Дети называют фрукт, употребляя местоимения мой, моя, моё, мои.

  1. Итог занятия.

Логопед: Ребята, наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня с вами говорили? Где растут фрукты? Какое задание вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».

Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...