Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Царица Зима!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект подгруппового занятия разработан для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
«Царица Зима!»
в подготовительной группе
Основная цель НОД — всестороннее, последовательное формирование активной речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить, активизировать и расширить знания детей о зиме, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
- Формировать умение отвечать полным предложением.
- Формировать умение подбирать родственные слова.
- Закреплять умение согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными.
- Продолжать формировать навыки звукового анализа слов (определение позиции звука в слове).
- Формировать умение составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что и сложносочиненные предложения с союзом А.
- Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Формировать умение образовывать глаголы прошедшего времени.
- Развивать умение составлять предложения и описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Развивающие:
- Развивать речевую активность, слухоречевую память, слуховое и зрительное восприятие и внимание.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать компоненты устной речи (фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связную речь).
Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.
- Воспитывать выдержу, терпение, усидчивость.
- Воспитывать умение оценивать свои результаты и результаты деятельности сверстников.
Ход НОД
Организационный этап
Логопед: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями.
Дети хором: Здравствуйте!!!
- И с таким замечательным настроением мы начнем наше занятие, и сейчас присядет на стульчик тот, кто закончит моё предложение и назовёт правильное слово.
Дидактическая игра «Каждый знает»: Ребятам предлагается закончить предложение и назвать слова:
«Каждый знает, что белым бывает… ». (Варианты ответов детей)
Основная часть
- Беседа о зиме
Логопед: Молодцы! Вы назвали много «белых» слов. А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем занятии.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица,
Как махнула рукавом —
Все покрыла серебром.
- Как вы думаете, о какой царице говорится в стихотворении? (О зиме.)
- Подходят ли зиме определения «белокожа», «белолица»? Почему? (Зима белая, белоснежная. Зима сравнивается с белокожей царицей).
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их.
(Это зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.)
- А теперь давайте представим, что мы оказались с вами в зимнем лесу и вспомним, что происходит с природой зимой. А помогут нам в этом картинки-подсказки.
Картинка 1. Солнце.
- Что можно сказать о солнце зимой? (Зимой солнце светит, но не греет. Редко выходит из-за туч).
- Правильно, ребята! Какие дни и ночи зимой? (Зимой дни короткие, а ночи длинные).
Картинка 2. Снег
- Чем покрыта земля зимой? Вся земля покрыта снегом, словно белым ковром.
-Как называется явление, когда падает снег? Снегопад.
Картинка 3. Метель. Ветер.
- Какой ветер дует зимой? (Зимой часто дует холодный ветер).
- Что бывает зимой, когда дует холодный ветер и идёт снег? (Зимой метёт метель, воет вьюга).
Картинка 4. Лёд.
-Что происходит с реками, морями? (Реки, моря зимой замерзают, покрываются льдом).
Картинка 5. Деревья.
- Какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, без листьев. Покрываются снегом, словно белыми шапками. Ели и сосны остаются зелёными, но они тоже покрыты снегом).
Картинка 6. Животные.
- Как зимуют животные? (Медведи, ежи, барсуки впадают в спячку. Белки, зайцы меняют шубки).
- Вот как много изменений происходит зимой в природе.
Скажите, а какая погода бывает зимой? (ясная, пасмурная, морозная, снежная, холодная, ветреная).
- Какой снег? Холодный, белый, пушистый, искристый, жесткий, серебристый, липкий, блестящий, сверкающий……..).
- Игра «Родственные слова».
- Давайте поиграем со словом СНЕГ. И подберём ему слова-родственники.
- «Доскажи словечко»
Отгадайте и запомните отгадки.
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
- На мольберте в центре картинка Снег и отходящие лучи. Дети вспоминают слова-родственники.
- Дети придумывают предложения со словами-родственниками.
- Самомассаж
Логопед: Что – то холодно стало в зимнем лесу, сейчас мы с вами согреемся (дети делают массаж)
Приготовили ладошки
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем,
Щечки надуваются, губки улыбаются.
Подбородок разотрем, губки дружно пожуем.
Здесь живет наш язычок (показать), пусть погреется дружок (пожевать язык передними зубами).
Логопед: молодцы ребята. Ой, посмотрите, в зимнем лесу есть волшебная поляна снежинок. Давайте возьмем по одной снежинке и подойдем к доске.
- Игра: «Посчитай снежинки» (согласование числительных с существительными).
- В ваших руках сказочные снежинки, а какие еще могут быть снежинки? (красивые, хрупкие, прозрачные, лёгкие, чудесные).
- Ребята, снежинки хотят, чтобы вы с ними поиграли.
6. Игра «Где спрятался «снежный» звук С?» (определение позиции звука в слове).
7. Игра «Большой, и маленький»
Загадка: Что за нелепый человек?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла! (Снеговик).
Логопед: Ребята, в нашем сказочном лесу живут чудесные снеговики. Посмотрите, они такие разные. Чем отличаются снеговики?
Образец ответа: У большого снеговика три пуговицы, а у маленького две пуговички.
– У большого снеговика на голове красное ведро, а у маленького – зеленое ведерко.
– Чёрные глаза – коричневые глазки
– Длинный синий шарф – короткий красный шарфик
– Большая оранжевая морковка – маленькая красная морковочка
– Розовые рукавицы – красные рукавички
- Коричневая метла – чёрная метёлка.
Логопед: Молодцы! Снеговики предлагают нам погреться.
- Дидактическая игра «Сегодня - вчера» (со снежком-мячом).
Ребята, давайте мы покажем Снеговикам, что мы знаем о зиме.
- Сегодня идёт снег, а вчера снег что делал? Шёл.
- Сегодня метёт метель, а вчера.. мела.
- Сегодня дует ветер, а вчера.. дул.
- Сегодня воет вьюга, а вчера.. выла.
- Сегодня блестит снег, а вчера… блестел.
- Сегодня трещит мороз, а вчера… трещал.
- Сегодня серебрится снег, а вчера… серебрился.
- Сегодня крУжатся снежинки, а вчера… кружились.
- Сегодня тает сосулька, а вчера… таяла.
- Сегодня
- «Сделай то, что я скажу, а не то, что покажу»
Проводится игра на внимание.
- Дотронься до плеч, до щек, до носа, до ушей, дотронься до головы. (Не все движения, которые демонстрирует ведущий, совпадают со словесным указанием).
- Игра "Исправь предложение"
Логопед произносит предложение, дети его внимательно слушают. Если педагог что-то сказал неправильно, дети должны поднять руку и исправить предложение. Если предложение правильное - хлопнуть в ладоши.
Наступила зима, потому что дни стали короче, а ночи длиннее. (Дни стали короче, а ночи длиннее, потому что наступила зима). На улице сильный мороз, потому что дети тепло оделись. (Дети тепло оделись, потому что на улице сильный мороз.) Реки покрылись льдом, потому что дети катаются на коньках. (Дети катаются на коньках, потому что реки покрылись льдом.) Деревья покрыты инеем, потому что накануне была теплая погода. (Правильное предложение.) Ледяная горка очень высокая, потому что быстро едут санки. (Санки едут быстро, потому что ледяная горка очень высокая.) Вокруг лежат сугробы, потому что часто идёт снег (правильное предложение). Наступила зима, потому что заяц сменил шубку (Заяц сменил шубку, потому что наступила зима).
- Описательный рассказ о зиме по мнемосхеме.
Зимой солнце светит, но не греет. Редко появляется из-за туч. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Земля, дороги, дома покрыты снегом, словно пушистым белоснежным одеялом. Деревья стоят голые без листьев и тоже покрыты снежными шапками. Только ели и сосны остаются зелёными. Зимой метут метели, воет вьюга. Появляются снежные сугробы. Реки и моря замерзают и покрываются толстым слоем льда. Животные в лесу готовятся к зиме. Медведи, барсуки, ежи впадают в спячку. Заяц и белка меняют шубки. Лиса покрывается густой шерстью. Всё это бывает зимой.
- Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Что было самым сложным?
- Что понравилось?
- Вы сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"
НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».
Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....
- Мне нравится (1)