Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Кондрашина Юлия Васильевна

В данном материале представлен подробный конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической строны речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД по теме "Посуда"56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №1015 структурное подразделение №2

Непосредственная образовательная деятельность

по развитию лексико-грамматической стороны речи

у детей старшего дошкольного возраста

на тему: "Посуда"

Составила и провела:

Кондрашина Ю.В., учитель-логопед

Москва, 2016 г

Цель занятия: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей  по теме "Посуда".

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • упражнять детей в образовании имён прилагательных от имён существительных;
  • совершенствовать навык образования и употребления сложно-подчинённых предложений с союзом потому что;
  • упражнять детей в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффиксов  -ниц-, -ник-, -ёнк-;
  • закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.

Коррекционно-развивающие:

  • давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;
  • развивать внимание, память, логическое мышление и связную речь;
  • учить классифицировать предметы посуды по способу употребления в быту;
  • совершенствовать навык координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Оборудование:

  • картинка с изображением сказочного самовара;
  • предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов;
  • мяч небольшого размера;
  • большие картинки с изображением плиты, обеденного стола и буфета + маленькие предметные картинки с изображением предметов посуды;
  • плакат для игры "Разложи продукты по своим местам" + маркер;
  • стакан и ложка.

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть:

1. Объявление  темы занятия.

2. Вводная беседа.

3. Игра "Что из чего сделано?"

4. Игра "Что куда?"

5. Игра "Разложи продукты по своим местам?"

6. Физкульминутка "Самовар".

7. Игра "Где ложка?"

8. Игра "Четвёртый лишний".

III. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед приветствует детей, показывает картинку с изображением самовара и спрашивает: "Ребята, скажите, пожалуйста,  кто из вас знает, как называется этот предмет? (Самовар.) А почему он так называется? (Ответы детей.)"

Если дети затрудняются, ответ даёт сам логопед: "Слово самовар состоит из двух слов: сам и варит. Этот предмет сам кипятит воду для чая, поэтому так и называется".

II. Основная часть

1. Объявление темы

Логопед: «Ребята, сегодня Самовар Самоварыч пригласил нас в свою страну. А как вы думаете, кто там живёт? (Посуда.) Правильно, посуда. А чтобы убедиться, что это действительно так, я прочитаю вам письмо".

 2. Вводная беседа

Логопед открывает конверт, на котором нарисован самовар, и зачитывает письмо от Самовара Самоварыча:

"Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала её делали из глины и дерева. Потом появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая посуда.

Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она хрупкая, но красивая и лёгкая.

Широко используется в хозяйстве посуда из металлов. Сковородки из чугуна отличаются прочностью и стойкостью к высоким температурам. Алюминиевые кастрюли и ковшики лёгкие, дешёвые и прочные.

Из стекла на специальных стекольных заводах создают очень красивую посуду: кувшины, бокалы, стаканы.

Ещё один материал для изготовления посуды – это пластик. Из него делают одноразовую посуду и посуду для холодных продуктов.

Вы должны помогать маме ухаживать за предметами посуды: освободите тарелки и чашки от остатков пищи, затем вымойте горячей водой с моющим средством, тщательно ополосните её. Сухим полотенцем вытрите посуду и уберите её в шкаф (на полку). Если соблюдать эти простые правила, посуда прослужит вам долго и всегда будет красивой.»

3.  Игра «Что из чего сделано?»

Логопед: «В стране Самовара Самоварыча посуда сделана из разных материалов. Попробуйте догадаться, какая это посуда".

Игру можно провести с мячом: педагог бросает мяч и спрашивает, ребёнок отвечает и возвращает мяч.

Речевой материал:

стакан из стекла – стеклянный

чашка из фарфора – фарфоровая

кастрюля из металла – металлическая

сковорода из чугуна – чугунная

кувшин из глины – глиняный

тарелка из пластмассы – пластмассовая

бокал из хрусталя – хрустальный

ложка из дерева – деревянная

блюдце из керамики – керамическое

4. Игра «Что куда?»

Логопед вместе с детьми вспоминают, что посуда бывает разной в зависимости от того, как её используют в быту:

кухонная – это посуда нужна на кухне; в ней готовят пищу;

столовая – этой посудой пользуются за столом во время обеда;

чайная – эта посуда нужна для того, чтобы пить чай;

кофейная - эта посуда нужна, чтобы пить кофе.

Затем педагог выставляет на наборное полотно три большие картинки с изображением буфета, плиты и стола и предлагает помочь Самовар Самоварычу поставить посуду на место: кухонную – на плиту, столовую – на стол, чайную -  в буфет. Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют их по местам: «Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда».

5.  Игра «Разложи продукты по своим местам»

Логопед вешает на доску большой плакат, на котором с правой стороны изображены продукты питания, а с левой - посуда для них. Затем педагог предлагает детям помочь Самовару Самоварычу навести порядок и разложить продукты по своим местам. Дети по очереди выходят к доске, рассказывают, что куда нужно положить и соединяют маркером соответствующие рисунки: "Хлеб я положу в хлебницу. Молоко я налью в молочник и т.д."

Речевой материал: сахар – сахарница, сухарь – сухарница, хлеб – хлебница, суп – супница, конфеты – конфетница, селедка – селёдочница, салат – салатница, фрукты – фруктовница, перец – перечница, соль - солонка, соус - соусник, молоко - молочник, масло - маслёнка.

6. Физкульминутка "Самовар"

Выполнение движений по тексту стихотворения.

К самовару гости прибежали,

Дети стоят в кругу, один ребёнок посередине.

Дружно чашки наполняли:

Идут к середине круга, здороваются.

Вкусный чай у самовара,

Расходятся.

Он с ромашковым отваром.

Идут по кругу друг за другом.

7. Игра "Где ложка?"

(закрепление навыка правильного использования предлогов в речи)

Логопед: "Ребята, Самовар Самоварыч решил дать вам несколько заданий. Я буду потихоньку говорить кому-то из вас задание, вы его выполните, а остальные ребята расскажут, что вы сделали".

Дети по одному выходят к доске. Педагог шепотом говорит, какое действие нужно выполнить. Ребёнок выполняет, а остальные рассказывают, что он сделал.

Речевой материал:

Ложку положили в стакан.

Ложку положили на тарелку.

Коля взял ложку из стакана.

Ложка лежит под стаканом.

Ложка лежит за кастрюлей.

Ирина взяла ложку из-за кастрюли.

Света положила ложку между стаканом и тарелкой.

8. Игра "Четвёртый лишний"

Логопед называет четыре предмета посуды. Дети выделяют "лишний" предмет и объясняют свой выбор:  "Лишняя кастрюля, потому что она сделана из металла, а остальные предметы посуды - из фарфора" или "Лишняя кастрюля, потому что это кухонная посуда, а все остальные предметы  это чайная посуда".

Речевой материал:

Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница.

Сахарница, кофейник, чайник, чашка.

Кастрюля, чайник, банка, сковорода.

Стакан, банка, сковорода, бутылка.

Тёрка, кастрюля, сковорода, супница.

Миска, ложка, вилка, нож.

III. Итог занятия

Логопед спрашивает детей:

 - Кто живёт в стране, которой руководит Самовар Самоварыч?

 - Какие виды посуды вы можете назвать в зависимости от их применения в быту?

 - Из каких материалов делают посуду?

 - Как нужно обращаться с посудой, чтобы она долго прослужила?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....