Знакомство со звуками [С ] - [СЬ] и буквой "С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тулякова Юлия Александровна

Знакомство со звуками  [С] - [СЬ] и буквой "С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote._bukva_sdocx.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 9"

Знакомство со звуком (С - СЬ) и буквой «С».

Составил

учитель – логопед 1 кв. категории:

Тулякова Ю. А.

г. Богородск,2023

Знакомство со звуком (С - СЬ) и буквой «С».

Цель: Ознакомление детей со звуками «с-сь» и буквой «С».

Задачи:

  • Познакомить с согласными звуками «с-сь».
  • Уточнить артикуляцию звуков «с-сь».
  • Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.
  • Расширять словарь детей словами – антонимами.
  • Развивать у детей фонематические представления.
  • Познакомить с буквой С.
  • Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

Материал: предметные и сюжетные картинки, карточки и магниты для звукового анализа слова «сова», тетради, карандаши.

Ход :

Дети заходят в группу и встают в круг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

- Ребята, сядет тот, кто отгадает слово.

Высокое хвойное дерево (сосна)

Птица с жёлтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что мы видим, когда спим (сон)

Предмет мебели для сидения (стул)

- Ребята, с какого звука начинаются отгаданные слова?

На магнитной доске картинки на звуки С и Сь.

- Ребята. Давайте еще раз произнесем слова и послушаем, какие одинаковые звуки слышатся в этих словах.

(дети произносят слова и определяют звуки с-сь)

- Когда мы произносим звук «с», губы открыты или сомкнуты?

- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?

- Кончик языка находится за нижними или за верхними зубами?

- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?

(Просит детей произнести звук С).

- Значит, какие это звуки С и Сь? Согласные

- А чем отличаются звуки С и Сь? Твердый и мягкий.

- Ребята, назовите слова с твердым согласным звуком С. (сосна, сом, сон, стул)

- Теперь назовите слова с мягким согласным звуком Сь. (синица)

- Молодцы. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)

- А каким цветом - мягкие согласные звуки? (Зеленым)

- Ребята, а где в слове могут находиться звуки С и Сь? (В начале, в середине, в конце слова).

- Ребята, перед вами картинки. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук С стоит:

- в начале слова (санки, сумка);

- в середине слова (носки, лиса);

- в конце слова (ананас, автобус).

Звуковой анализ слова

- Ребята, послушайте загадку. И давайте мы с вами запишем отгадку с помощью звуков-карточек (загадка про сову):

У меня глаза большие,

И круги ещё вокруг,

Ты не верь, что я не вижу

Утром, днём, мой милый друг.

От меня хотят все скрыться:

В травке, в норке под сосной,

Но забыли, что я птица -

Вижу всё в глуши лесной. (СОВА)

Правильно, это СОВА. Давайте выложим слово СОВА с помощью цветных квадратиков.

Дети работают за столами с раздаточным материалом.

Один ребенок выкладывает у мольберта. И дает характеристику звуков:

С - согласный, твердый;

О - гласный;

В - согласный, твердый;

А – гласный.

- Правильно. Ребята давайте немного отдохнем.

Физминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре ноги шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на месте постоять.

Тихо сядем, дружно встанем.

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

-Ребята, звуки мы всегда слышим? Да

-Мы можем звук увидеть? Нет.

- Верно. Звуки мы не видим. Звуки в письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё имя. Звуки С и Сь обозначаются на письме буквой С. (показ буквы).

- На что похожа эта буква?

- Нарисуйте букву на ладошке.

- А теперь проходим за столы.

Работа в тетрадях.

Итог.

- С какими звуками сегодня познакомились?

- Какой буквой обозначаем звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...