Знакомство со звуками [С ] - [СЬ] и буквой "С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Знакомство со звуками [С] - [СЬ] и буквой "С"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote._bukva_sdocx.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Знакомство со звуком (С - СЬ) и буквой «С».
Составил
учитель – логопед 1 кв. категории:
Тулякова Ю. А.
г. Богородск,2023
Знакомство со звуком (С - СЬ) и буквой «С».
Цель: Ознакомление детей со звуками «с-сь» и буквой «С».
Задачи:
- Познакомить с согласными звуками «с-сь».
- Уточнить артикуляцию звуков «с-сь».
- Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.
- Расширять словарь детей словами – антонимами.
- Развивать у детей фонематические представления.
- Познакомить с буквой С.
- Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Материал: предметные и сюжетные картинки, карточки и магниты для звукового анализа слова «сова», тетради, карандаши.
Ход :
Дети заходят в группу и встают в круг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
- Ребята, сядет тот, кто отгадает слово.
Высокое хвойное дерево (сосна)
Птица с жёлтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что мы видим, когда спим (сон)
Предмет мебели для сидения (стул)
- Ребята, с какого звука начинаются отгаданные слова?
На магнитной доске картинки на звуки С и Сь.
- Ребята. Давайте еще раз произнесем слова и послушаем, какие одинаковые звуки слышатся в этих словах.
(дети произносят слова и определяют звуки с-сь)
- Когда мы произносим звук «с», губы открыты или сомкнуты?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Кончик языка находится за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
(Просит детей произнести звук С).
- Значит, какие это звуки С и Сь? Согласные
- А чем отличаются звуки С и Сь? Твердый и мягкий.
- Ребята, назовите слова с твердым согласным звуком С. (сосна, сом, сон, стул)
- Теперь назовите слова с мягким согласным звуком Сь. (синица)
- Молодцы. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)
- А каким цветом - мягкие согласные звуки? (Зеленым)
- Ребята, а где в слове могут находиться звуки С и Сь? (В начале, в середине, в конце слова).
- Ребята, перед вами картинки. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук С стоит:
- в начале слова (санки, сумка);
- в середине слова (носки, лиса);
- в конце слова (ананас, автобус).
Звуковой анализ слова
- Ребята, послушайте загадку. И давайте мы с вами запишем отгадку с помощью звуков-карточек (загадка про сову):
У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной. (СОВА)
- Правильно, это СОВА. Давайте выложим слово СОВА с помощью цветных квадратиков.
Дети работают за столами с раздаточным материалом.
Один ребенок выкладывает у мольберта. И дает характеристику звуков:
С - согласный, твердый;
О - гласный;
В - согласный, твердый;
А – гласный.
- Правильно. Ребята давайте немного отдохнем.
Физминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем.
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
-Ребята, звуки мы всегда слышим? Да
-Мы можем звук увидеть? Нет.
- Верно. Звуки мы не видим. Звуки в письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё имя. Звуки С и Сь обозначаются на письме буквой С. (показ буквы).
- На что похожа эта буква?
- Нарисуйте букву на ладошке.
- А теперь проходим за столы.
Работа в тетрадях.
Итог.
- С какими звуками сегодня познакомились?
- Какой буквой обозначаем звуки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»
Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...