Конспект с использованием приемов мнемотехники "Времена года"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект с использованием приемов мнемотехники "Времена года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной группе по теме:
«Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников с использованием лексического материала по теме «Времена года»»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, посредством метода мнемотехники, систематизация знаний детей о временах года.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать умение строить текст - описание, используя мнемотаблицу;
- сформировать умение пересказывать по цепочке, используя мнемотаблицу;
- сформировать умение заучивать стихи, пальчиковое упражнение используя мнемотаблицу;
- формировать грамматическую правильную речь,
- совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы,
- закрепить у детей знания о характерных признаках времен года.
Коррекционно - развивающие:
- развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать;
- развивать память детей, развивать мышление;
- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять и дополнять их.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; снежный (ватный) комочек снега, запись звуков времен года.
Раздаточный материал: палочки со снежинками, картинки к игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (предметные картинки, относящиеся к разным временам года).
Предварительная работа: Знакомство с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, пиктограммами. Заучивание стихотворений, пословиц, скороговорок, загадок, пересказ небольших произведений.
I часть. Приветствие.
Ход ОД:
Дети заходят в зал. (Музыка 1.)
Коммуникативная игра: «Добрый день»
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)”
Логопед: - Ребята, утром, когда я шла на работу в детский сад мне встретился почтальон и передал письмо, я сфотографировала его, чтобы вам показать. (Слайд 2.) Это письмо нам прислали дети из Африки. (Музыка 2.) Вот смотрите, они прислали нам свои фотографии. (Слайд 3.)
-Дети, письмо необычное, состоит из картинок. (Слайд 4.) Давайте попробуем расшифровать картинки и прочитать письмо. И мы тогда поймем, о чем нам хотят рассказать дети из Африки (рассматривание мнемотаблицы).
II. Основная часть.
Логопед: - Дети живут в Африке и никогда не видели зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Дети хотят с вами дружить и просят познакомить их с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем детям из Африки о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим детей, ведь они в Африке, а мы в России (рассуждения детей).
Я предлагаю нам послать по почте наши схемы по временам года. И они сразу поймут, о чем мы с вами хотели – бы им рассказать. Согласны?
Логопед: -Дети, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. (Слайд 5.)
- Сколько по времени длиться каждое время года? (ответы детей).
- Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)
- А какое время года сейчас за окном? (ответы детей)
- Дети, закройте глаза и послушайте звуки природы. (Музыка 3.) (Дети слушают звуки зимы.)
Логопед:- Откройте глаза и угадайте к какому времени года относятся услышанные звуки? (Ответы детей.) (Слайд 6.) Сколько месяцев длиться зима? (Слайд 7.) Назовите зимние месяцы. А зима какая? (Слайд 8.) Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).
Логопед:- Давайте расскажем, что можно делать зимой в пальчиковом упражнениии. (Слайд 9.)
- А чтобы легко и быстро запомнить упражнение, обратимся к картинкам –подсказкам. (Слайд 10.) (Сначала учитель-логопед рассказывает и показывает, затем совместно с детьми.)
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем
правой рука по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой
ложкой, положить руки под щеку.)
Звучит в записи шум ветра, вьюги. (Слайд 11) + (Музыка 4.)
Логопед:- Вы слышите этот звук? Как называется явление в природе, когда завывает ветер, вьюжит? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. А чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках палочки со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса). - Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются тихо на землю. (Слайд 12.)
- Молодцы! Мы рассказали детям из Африки о каком времени года?
- О каком времени года будем дальше говорить узнаете, составив правильные предложения: (Музыка 5.)
Солнце, на, тают, сосульки. (Слайд 13.)
Деревья, на, почки, появляются. (Слайд 14.)
О каком времени года говорится в этих предложениях? (О весне.) (Слайд 14.)
Логопед: - Сколько месяцев длиться весна? (Слайд 15.) Перечислите весенние месяцы. (Слайд 16.) (ответы детей)
Логопед: - Давайте детей из Африки познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
Логопед: - Дети, скажите, а какие первые цветы появляются весной? (Музыка 6.) Предлагаю на какое-то мгновение превратиться в эти прекрасные цветы. (Слайд 17.) «Вокруг себя мы покружились и в подснежники превратились».
Физкультминутка: «Подснежники».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза. (Выполняют движения по тексту)
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
Логопед: - Расскажем рассказ о том, что произошло однажды весной с детьми. (Слайд 18.) Называется «Смелый капитан». Логопед рассказывает рассказ, затем дети пересказывают по цепочке, по мнемосхемам.
Вот и наступила весна. Греет солнышко, тает снежок, течет быстрый ручеек. Ребята побежали на улицу пускать в ручейке кораблики. На палубу поставили игрушечного человечка-капитана. Кораблик поплыл, а ребята побежали за ним. Но не догнать им кораблик – слишком быстро бежит ручеек. Стоит маленький капитан и думает: «Какой сегодня прекрасный солнечный денек! Как весело поют птички! И какой крепкий у меня кораблик!» Но тут к ручейку подбежал уличный кот, стукнул по кораблику лапой и перевернул его…
Логопед: - Снова закройте глаза и послушайте звуки природы. (Музыка 7.) Как называется такое явление в природе когда сосульки начинают капать? (Ответы детей.) (Слайд 19.) «Повтори звук капели». Развитие чувства ритма (Большая капля- громкий хлопок, маленькая - тихий хлопок)
Логопед: - О каком времени года вели речь? (Ответы детей.)
-Чтобы догадаться о каком времени года дальше пойдет речь, угадайте загадку: (Слайд 20.) + (Музыка 8.)
Солнце печет.
Липа цветет.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом) (Слайд 21.)
Логопед: - Дети, назовите летние месяцы. (Слайд 22.) (Ответы детей.) Нашим друзьям из Африки расскажем какое у нас в России лето. (Музыка 9.)
- Поиграем в игру: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Отберите из множества картинок, только те картинки, которые относятся к лету. (Дети приглашаются по очереди.) Водящий изображает действие, нарисованное на картинке. Остальные дети угадывают. Затем водящий составляет по картинке предложение и вешает на доску. (Ответы детей.)
Логопед: - А теперь кто побудет писателем и составить красивый рассказ о лете по картинкам – подсказкам. (Слайд 23.) (Один ребенок составляет рассказ по мнемотаблице.)
Логопед: - А каком времени года вели речь?
Логопед: - Чтобы немного взбодриться сделаем точечный массаж. (Слайд 24.)
Массаж биологически активных точек «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Логопед: - О каком времени года шла речь? Правильно, об осени. (Слайд 25.) + (Музыка 9.) Перечислите осенние месяцы. (Слайд 26.)
- Давайте познакомим наших друзей с самым красочным временем года, рассказав стихотворение по нашей таблице: (Слайд 27.)
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Логопед: - Кто расскажет стихотворение про осень по схеме?
Логопед: - О каком времени года вели речь?
Логопед: - Дети, вот мы и познакомили наших африканских друзей с четырьмя временами года. (Слайд 28.)
- Положим схемы в конверт и сегодня я отправлю письмо нашим друзьям.
III часть. Заключительная
Логопед: - Назовите свое любимое время года и расскажите, чем оно вам нравится.
- Что запомнилось и понравилось?
- Наши Африканские друзья прислали вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-256560-1368956893.jpg)
Конспект комплексного занятия по ИЗО-деятельности с использованием приемов ТРИЗ
Конспект комплексного занятия по ИЗО-деятельности с использованием приемов ТРИЗ на тему "Защитники Земли Русской" для детей старшего дошкольного возраста разработала воспитатель ГБДОУ детс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191597-1359493346.jpg)
Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/14/picture-273985-1373825115.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/02/picture-431342-1501653021.jpg)
Конспект комплексного занятия с использованием приемов ТРИЗа во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Цель: учить детей выделять надсистему объектов; закрепить знания детей о временах года и их признаках, закреплять счет в пределах 3, знания геометрических фигур; упражнять в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-448901-1400420318.jpg)
Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использованием приемов оригами
Ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, состав числа 7....
Конспект с использованием методов и приемов развивающей технологии.
Развивать познавательные интересы ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156262-1354448884.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...