В гостях у гнома Самсона
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Словохотова Лариса Геннадьевна

Конспект занятия по автоматизации звука С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gostyah_u_gnoma_samsona._2023_2.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  МЕРОПРИЯТИЯ

Тема :  «В гостях у гнома Самсона»

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с заиканием.

                                                  учитель-логопед:

                                               Словохотова Л.Г.

                                                               

2024 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие».

Вид занятия: фронтальное.

Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений, навыков, интегрированное

Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Виды детской деятельности:

Игровая.

Познавательная.

Социально – коммуникативная.

Двигательная.

Возрастная группа: смешанная разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с заиканием и ОНР.

1.Лексическая тема: «В гостях у гнома Самсона»

2. Грамматическая тема: составление словосочетаний и предложений различных синтаксических конструкций с использованием навыков словоизменения и словообразования.

3. Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и предложениях; тренировка плавности речи и правильного звукопроизношения в предложениях и самостоятельной речи детей; закрепление полученных навыков правильной организации речи, навыков чтения.

Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,

закреплению навыков чтения, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Автоматизация звука С в словах и предложениях

Задачи:

Образовательные:

Способствовать:

  • закреплению звука [с]  в словах, словосочетаниях и предложениях 
  • закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных, сложных слов), умения использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы;
  • закреплению навыков  отвечать на заданный вопрос плавно простыми и сложными предложениями;
  • активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
  • обогащению и активизации словарного запаса;

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию и закреплению навыков самоконтроля за плавностью самостоятельной связной речи, правильным звукопроизношением;
  • развитию психологических предпосылок к обучению: умения внимательно выслушивать инструкцию педагогов и действовать в соответствии с ней ;
  • развитию различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).
  • развитию фонематического (слого-звуко-буквенного анализа и синтеза) и зрительного  восприятия;
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

Способствовать:

  • закреплению навыков самоконтроля за звукопроизношением;
  • развитию эмоциональной отзывчивости:
  • поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;
  •  поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение; умение работать в  коллективе.

Используемые технологии:

  • ИКТ-технологии
  •  здоровьесберегающие
  • игровые, социоигровые,
  • коммуникативные,
  • инновационные: упражнения с использованием су-джок.

Форма реализации детских видов деятельности: артикуляционная гимнастика, беседа, физминутка, дидактические игры, упражнения, разгадывание загадок, соревнование.

Методы и приемы:

  • Словесный: игра, художественное слово, вопросы, напоминания, указание, поощрение.
  • Наглядный: сюрпризный момент, демонстрация картинок, презентации.
  • Игровой: дидактическая игра-соревнование, путешествие
  • Практический: упражнения, моделирование, выполнение устных заданий, чтение, анализ результатов выполненных заданий, ориентирование, артикуляционная гимнастика, дыхательная фонетическая гимнастика, упражнения на развитие общей моторики.
  • Репродуктивный: прием повтора.
  • Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: презентация, картинки с изображением гнома, его домика, су-джок шарики, предметные картинки: совок, сумка, коляска, лес, сом, самолёт, капуста и т.д., автобус, троллейбус, самолёт; фонограммы: «Звук насоса», «Едем на автобусе»;

Предварительная работа: игры и занятия по: вводу звука в речь детей, по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи, упражнения на закрепление навыков чтения, отгадывание загадок, ребусов, чтение, составление слов.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности;

2. Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Перед началом непосредственно образовательной деятельности дети заняты самостоятельной деятельностью в зонах (центрах) активности.

По мере окончания игр  активно, из интереса к происходящему включаются в общую подготовку к  непосредственно образовательной деятельности

Подходят к педагогу,

приветствуют гостей, беседуют с учителем-логопедом.

Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

У детей создана

мотивация к предстоящей деятельности.

Для организации  детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает

о предстоящем логопедическом  занятии.

Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу.

Логопед обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними и подойти к ней.

I.Орг. момент

II. Сообщение темы

- Дети, мы сегодня отправимся в сказку.

Отгадайте, к кому?

Художественное слово.

Кто с фонариком весёлый
Носит красный сюртучок;
Вместо шапки удлинённый,
Яркий колпачок?
Заповедные тропинки,
По утрам, кто подметает?
И грибы по две корзинки
В чаще леса собирает?
На полянке старый дом…
Кто живёт в нём, дети? …(гном)

-Правильно, сегодня мы пойдём к гному.

Художественное слово.

 (Есть) у гнома старый дом:
Он лет сто живет уж  в нём.

Он выходит по ночам
В небе звёздочки включать.
У него есть огород.
Много сказок там растёт.

Имя чудное у гнома

Состоит оно из слов,

Со словами поиграем

Имя гнома отгадаем.

- Дети, внимательно послушайте предложение. Составьте имя гнома из первого и последнего его слов :

 Сам Ванюшка раздевался, засыпал и  видел сон.

Имя гномика?  - Самсон.

- Кто может назвать первый звук в его имени? (Это звук С).

- Верно, это любимый звук Самсона, и сегодня мы вспомним и проговорим много

слов с этим звуком.

Практическая деятельность.

Упражнение в звуко-слоговом  анализе слова,  в составлении простых распространённых предложений, тренировка плавности речи.

Основная часть

Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,

закреплению навыков чтения, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи:

1.Способствовать: обогащению активного и пассивного словаря; умения  плавно и синтаксически правильно отвечать на заданный вопрос полным ответом; использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; закреплению навыков чтения.

2.Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного  восприятия, внимания, памяти, мышления. развитию артикуляционной,  тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, сидя на местах, выполняют артикуляционную

Гимнастику.

Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

Дети стоя выполняют движения за логопедом

Дети присаживаются на ковер.

Индивидуальные предполагаемые ответы.

Дети делятся на 2 команды, по очереди называют слова, двигая улиток по нитке навстречу друг другу.

Дети идут к «следующей» полянке, присаживаются на «кочки»

Индивидуальные предполагаемые ответы.

Дети выполняют движения,  сопровождая их стихами.

Дети присаживаются за стол.

Индивидуальный предполагаемый ответ.

Дети объясняют свои умозаключения.

Индивидуальные предполагаемые ответы

Индивидуальные предполагаемые ответы

Работают в парах. Называют слова по очереди

Дети называют числительное с существительным.

III. Артикуляционная гимнастика

- А где живет Самсон? Если вы внимательно слушали загадку и стихи, то вы назовете это место.

-Верно, Это лес.

Художественное слово.

У Самсона день рожденья,

и он нас зовет к себе.

Приготовил угощенье,

Едем, дети, все-все-все!

- Доберёмся мы до леса на транспорте,  в названии которого есть звук С. Как вы думаете,  на чём?

- На самолёте? на троллейбусе? Почему?

- Верно, до леса нас может довезти только автобус.

-Занимайте места.

- Пока мы едем, нужно сделать зарядку для губ и языка. Потому что в гостях у гнома придётся много говорить.

Дети выполняют упражнения для звука С:

Логопед сопровождает каждое упражнение стихами и презентацией.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

 

«Улыбка»

Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

- Посмотрите, — говорит,

-Я теперь — лягушка!

 

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Загоним мяч мы в ворота»

С вами мы в футбол играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей, да поскорей!

 

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

-Молодцы! У вас все отлично получилось.

IV. Фонетическая дыхательная гимнастика.

- Автобус остановился на опушке, что-то случилось, а мы до Самсона не доехали.

- Шина спустилась в колесе.

Художественное слово.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Надо шину подкачать,

На полянку  выходите

И насосы все возьмите

Будем шину все качать,

Чтобы ехать нам опять.

Дети встают около автобуса. Имитируют движения человека, накачивающего шину, сочетая с произнесением звуков:  с-с-с-с-с…

Звучит фонограмма «Звук насоса».

Художественное слово.

Шину с вами накачали

 и немножко все устали,

На полянку мы  пройдём

И немножко отдохнём.

V. Игра «2 улитки» (2 улитки)

2 улитки приползли,

вы на спинки посмотрите,

и картинки назовите-

все слова со звуком С-

чья улитка впереди?

- Ребята, предлагаю разделиться на 2 команды, по очереди называть по порядку слова, продвигая улитку от цветка к цветку, посмотрим, чья улитка приползет быстрее.

- Молодцы! Предлагаю дальше пойти пешком, следующая полянка совсем недалеко. Скажите, куда нам нужно повернуть – направо или налево?

VI.Игра «С какой пальмы кокос?»

(картинки «С какой пальмы кокос-1,2,3,4»)

- Поиграем в игру. Садитесь на «кочки».

- Определите, с какой пальмы кокос, для этого назовите слово и определите, где находится звук: в начале, середине или конце слова.

Физминутка

- А сейчас покажем, как гном с утра готовился к своему дню рождения.

Дети выполняют движения,  сопровождая их стихами.

Гном утром рано встал, 

(потянулись)

И уборку делать стал.

Моет окна,           

(стоят прямо имитируют движения)

Моет пол, 

(наклонились, имитируют движение)

Чистит коврик, 

(имитируют движение – подметают пол)

А потом….

Приглашает в дом друзей,

Чтобы было веселей. 

(прыжки на двух ногах).

Логопед:

-Ну, вот мы и пришли. Нас встречает гном Самсон.

VII. Игра «Угощенье на столе»  

7.1.

1 вариант

Стол Самсон уже накрыл,

мы ему поможем,

все продукты назовем,

на столе разложим.        (картинки «стол с едой, стол4»)

2 вариант «Что изменилось?» (чем отличаются картинки? На зрительное внимание и память)        (картинки «стол2, стол3»)

7.2.

3 вариант ИГРА «Что стоит на столе?» с использованием мячика Су-джок

( образование слов при помощи суффикса – НИЦ)


Задание: помоги Самсону образовать сложные слова и поставить посуду на стол:

сахар + ниц = … (САХАРНИЦА)
салат + ниц =… ( САЛАТНИЦА)
сухарь + ниц =… ( СУХАРНИЦА)
соус + ниц =… ( СОУСНИЦА)
суп + ниц =… ( СУПНИЦА)
салфетка + ниц =… (САЛФЕТНИЦА)

VIII. Игра «Какой сок?»

-Дети, какой сок мы будем пить, если приготовлен он из:

Смородины –

Ананаса –

Сливы –

IX. Игра «Что ест Стас?»  (картинка Стас ест- 4)

Дети, посмотрите внимательно и скажите, что ест Стас. Назовите продукты и блюда, придумайте с ними предложения.

X. Игра «Подарки для гнома» (с фонариками).

Ослик, слон, лиса, собачка

В гости к гномику пришли

И они ему подарков

По мешочку принесли

С вами мы сейчас посмотрим,

Что же каждый подарил

И в мешок свой для подарка

Гному положил.

-Дети, чтобы узнать, что м мешке, нужно посветить фонариком, вот так.(логопед показывает)

А суслик Сысой                        (картинка «У босого суслика Сысоя…»

Пришел к Самсону босой.

Он подарки в носке принес

И убежал запасать овес.

-Поможем Самсону посчитать в носке подарки, сколько чего?

Практическая деятельность.

Составление простых и сложных предложений. Тренировка плавности речи, автоматизация звука С.

Практическая деятельность.

Работа над развитием артикуляционной моторикой.

Практическая деятельность.

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Практическая деятельность.

Упражнение в проговаривании слов со звуком С.

Практическая деятельность.

Ориентирование на местности.

Практическая деятельность.

Упражнения в звуковом анализе слов

Практическая деятельность.

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения и движениями  логопеда.

Практическая деятельность.

Называние картинок с продуктами и блюдами, в названии которых есть звук С.

Практическая деятельность.

Упражнение на словообразование. Мячики  Су-джок.

Практическая деятельность.

Упражнение на образование относительных прилагательных

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых распространённых предложений с прямым

и косвенным дополнением

Практическая деятельность.

Автоматизация звука в словах.

Практическая деятельность.

Упражнение на согласование числительного с существительным.

 

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи:

1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

2.Развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети стоят в свободной позе рядом с педагогом.

Активно и эмоционально выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Дети прощаются с гостями.

XI. Возвращение в детский сад.

- Ну, вот и закончился день рождения. Наступил вечер.  Нам пора возвращаться в детский сад. Лесными тропинками пройдем к автобусу.

- Занимайте места  и поехали.

Логопед включает фонограмму «Едем на автобусе»

- Вот мы и в детском саду.

XII. Итог занятия:

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь

с вопросами:

- К кому мы с вами ходили в гости?

- Какие интересные задания вы запомнили?

- Какие задания показались для вас трудными?

Логопед активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой.

Педагог отмечает, что дети говорили предложениями, научились говорить красиво и правильно.

- Молодцы! Вы все говорили правильно и красиво.

Сюрпризный момент

Гном Самсон передал для вас…

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых распространённых предложений с прямым

и косвенным дополнением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у гномов»

 Программное содержание: Продолжать учить детей:      - взаимодействовать с камнями в игре;      - группировать их по сенсорным  признакам:  величине  (большой,           маленький), форме  (круглый, ...

Осенний праздник "В гостях у гнома"

Праздник проводиться с детьми среднего возраста массовой группы и старшего возраста логопедической группы....

"В гостях у гномов"

продолжать формирование пространственных представлений (выше, ниже).формировать умение сравнивать предметы по ширине и по толщине, производить операцию сериации по этим признакам.закреплять прямой и о...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Конспект физк. досуга "В гости к гномам"

Физкультурный досуг для детей младшего дошкольного возраста...

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...