Рекомендации для педагогов и родителей "Работа, обучение и воспитание детей с девиантным поведением"
методическая разработка по логопедии
Рекомендации родителям и педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov_po_rabote_s_detmi_s_povedeniem.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми с поведением, отклоняющимся от общепринятой нормы.
Автор-составитель:
Словохотова Л.Г.
Учитель-логопед
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
Позволю зачитать себе несколько правил экстренного вмешательства, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно»).
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
- Акцентирование внимания на поступках(поведении), а не на личности.
Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи
Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4.Снижение напряжения ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали"
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
- сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
5. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или в семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6.Сохранение положительной репутации ребенка.
Самое страшное для ребенка – публичное осуждение и негативная оценка. Поэтому для сохранения положительной репутации целесообразно:
-публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь». «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа(рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать.);
- пауза, дающая ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Как помочь тревожному ребенку.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Как играть с тревожными детьми.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
- Необходимо избегать соревновательных моментов и игр…, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Чем чревата застенчивость?
- Ограничение контактов с людьми – «Роскошь человеческого общения»
- Конформизм — человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство — чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.
-Худший исход — невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.
Что делать?
- Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях: «Как правильно хвалить ребенка», «Критикуем и хвалим по-новому»
- Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.
- Изменяйте не ребенка , а его поведение
- Понижайте тревожность всеми возможными способами + упр-я на расслабление – медитация, релаксация.
- Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
- Не позволяйте никому насмехаться над ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа Формирование мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением
Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образо...
Дипломная работа Формирование мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением
Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образо...
Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....
«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»
Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении сдерживают становление произвольности – ...
Основные приемы воспитания детей с девиантными отклонениями в развитии
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений
Методические рекомендации...
Консультация "Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением"
Консультация для педагогов на тему "Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением"...