Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: « Проходила Весна по опушке...»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vesna-2.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Конспект
подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: « Проходила Весна по опушке...»
Автор:
учитель- логопед МБДОУ
детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»
МО г-к Геленджик
Степанкова М.В.
г-к Геленджик
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР
(подготовительная к школе группа, возраст обучающихся 6-7 лет).
Цель: Обобщить представления о весне, как времени года,
на примере лексико - грамматической темы: «Ранняя весна. Первоцветы».
Задачи:
Коррекционно- образовательные задачи:
-актуализировать знания детей о пространственно-временных отношениях, о весне-времени года, о весенних месяцах, уточнить знания о календаре;
-закреплять навык словоизменения при составлении предложений:подбор прилагательных к именам существительным при согласованиив роде, числе, падеже;
-умение использовать в самостоятельной речи предложно-падежную конструкцию существительные в Предложном падеже (Где?В чём?) «На проталинке…», «На полянке…», «На опушке…», «На клумбе»;
-совершенствовать умение отвечать на вопросы полным, распространённым предложением;
-совершенствовать фонематическое восприятие: закрепить умение дифференцировать сонорные звуки в самостоятельной речевой деятельности в разных условиях;
-создать условия для применения на практике полученных знаний о времени года-весне.
Коррекционно- развивающие задачи:
-развивать мышление, внимание, воображение при выполнении логических упражнений и поисковых заданий;
-совершенствовать навык развития связной речи посредством чтения стихотворении;
-развивать умение оформлять свои мысли с правильной интонацией, выразительно и эмоционально.
Коррекционно- воспитательные задачи:
-формировать навык сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, развивать творческие способности и воображение;
-формировать положительное эмоциональное отношение к весенней природе, её красоте и разнообразию.
Приоритетная образовательная область: речевая
Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:: познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.
1. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
2. Познавательное развитие: - развитие познавательных процессов;
3. Речевое развитие: обогащение и развитие всех компонентов речевой деятельности;
4.Художественно-эстетическое развитие: развитие слухового внимания, чувство ритма, вкуса, восприятия красоты окружающей природы.
Оборудование: мультимедийная презентация с изображением картин знаменитых русских художников-пейзажистов, первых признаков весны, дидактическое пособие «Весенняя полянка» с первоцветами и картами, обозначающими оттеночные цвета, дидактическое пособие «Деревья в весеннем убранстве», рассыпанные буквы слова «Весна», музыкальные произведения П. И. Чайковского «Времена года. Подснежник. Апрель»; «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица».
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
1 этап: организационный | |
Ритуал приветствия: Какой сегодня день? Хмурый? Пасмурный? Светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись,улыбкою своей И она к тебе еще не раз вернется. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка. Цель: предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание эмоционального настроя детей. | |
Мотивационно-побуждающий момент Цель: создание мотивации, интереса к занятию, подведение к пониманию основной цели занятия. | |
На интерактивной доске – картины русских художников, изображающих времена года, кроме весны. Логопед:- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, это что? (Это картины.) Где мы можем увидеть картины? Как возникают картины? Что изображено на этих картинах? («На них изображена природа, времена года». «На картинах нарисована природа в разные времена года». «На картинах пейзажи русских художников».) -Давайте перечислим ещё раз, какие времена года изображены на этих картинах? (перечисляют). -Какого времени года не хватает? (Нет весны.) Запомните, это скоро нам пригодится. -А вы хотели бы составить, нарисовать свою картину о весне? (отвечают). -Посмотрите вокруг, есть ли на ваших столах всё необходимое для этого? Логопед: Как нам быть? У нас есть только экран большого компьютера, на котором представлены репродукции картин известных русских художников. Кому из людей современных профессий нужен компьютер? Логопед: - Я вам назову профессии людей, а вы помогите мне решить, какая из них обозначает современных художников? (Перечисляю: маляр, дизайнер, модельер, садовник). Кто же это такой дизайнер? Дизайнер- современная и модная профессия. Чем он занимается? В каких направлениях работает дизайнер? Наши картины изображены на экране большого компьютера. -Что нужно компьютерному дизайнеру? Где трудятся дизайнеры? -Ребята, хотели бы вы представить, что и мы сейчас находимся в студии дизайна, что это не кабинет, а мастерская? Возникло ли у вас желание попробовать на время стать современными художниками-дизайнерами, хотели бы вы создать свою композицию на экране? Логопед: Нам предстоит выполнить некоторые задания. Готовы вы к их решению? Если у нас всё получится, то и недостающая картинка, как пазл, сложится и появится на нашей мультимедийной доске. | Предполагаемые ответы детей: (Ответ ребёнка: «Это картины”.) (Ответ: « На выставке, в музее). «Их пишут, рисуют, создают художники». Если дети отвечают верно- Реакция педагога: "Верно подметили!Какие вы внимательные!» (Нет.У нас нет ни красок, ни кисточек, ни бумаги.) Ответ детей: Нет ответа, затрудняются. Реакция педагога: В ситуации затруднения предлагаю наводящие вопросы. (Нужны компьютер, программа, вымысел, выдумка). (В студии, в мастерской). |
2 этап: основной Цель: организация внимания детей, выявление проблемы, совместное решение, формирование и/или закрепление знаний и навыков, актуализация имеющихся знаний | |
Подходим к трём мольбертам, на которых развешены фотографии с разными периодами весны. Логопед: - Рассмотрите данные фотографии. Догадались ли вы, какое время года на них изображено? Какие периоды весны соответствуют весенним месяцам?В какие весенние месяцы бывает так, как изображено на картинках? Все ли фотографии расставлены по правилам? Исправьте ошибки, если они есть (ответы детей). Логопед: Давайте проверим! Угадали ли вы правильно? Переверните картинку, прочитайте, какие слова написаны ( на 1й-март, на 2й-апрель, на 3й –май). -Какой общий звук мы слышим в названиях месяцев? Дайте его характеристику? Какое слово самое длинное? Сколько в нём слогов? Сколько звуков в слове «МАЙ»? Какой одинаковой буквой начинаются слова «МАРТ», «МАЙ»? Выберите для себя браслеты с цветочками. Кто с кем хочет работать? Студии, в которых предстоит вам сегодня трудится так и называются: 1-я-студия «Март» (браслет с примулой), 2-я-«Апрель» ( браслет с тюльпанами), 3-я «Май» (браслет с ландышами). Вы готовы? Тогда начинаем! Открытие детьми нового: Презентация на мультимедийной доске. 1.Игровая технология: «Признаки ранней весны» Работа на интерактивной доске по демонстрационным картинкам (вариативный способ предъявления задания). -Что нам подсказывают картинки на слайде?(перечисляем картинки). -Можно сказать, что на нём мы видим первые приметы весны? Логопед: Каждая студия будет давать другим свои задания. Дизайнеры студии марта, ваше первое задание для всех! Логопед: Найдите картинку, про которую можно сказать так: «Ранней весной оно синее, чистое, высокое, голубое, весеннее…(небо) Весной бегут звонкие, быстрые, холодные, шумные ручьи. Логопед: Закончите моё предложение: На опушках леса, под стволами деревьев появляются первые, чёрные, маленькие…проталины. Снег весной становится рыхлым, сырым, зернистым, влажным, грязным. Звенит звонкая, весенняя, весёлая, мокрая …капель. По пашне ходит чёрный, проворный, белоклювый…грач. Почки на деревьях( какие?)- липкие, пухлые, толстые, душистые… На проталине появляется (какой?)- первый, нежный, красивый подснежник. Логопед:С крыш свисают холодные, ледяные, прозрачные...сосульки Взаимопомощь со стороны участников команды. Логопед: Вот как по-разному и интересно вы назвали первые признаки весны. Появляется первый кусочек пазла с изображением подснежников. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» Логопед:-Присядьте на подушечки, прислушайтесь к звукам музыки. Закройте глазки, представьте картину, почувствуйте аромат первоцветов. Минутка ароматерапии. -Что вы увидели? Аромат каких первоцветов вы почувствовали? -Композитор Чайковский посвятил этому времени года прекрасное произведение. -Вспомните, какие первоцветы появляются весной в наших краях, в наших лесах? (Перечисляют первоцветы:фиалка, крокус, медуница, ветреница, примула, нарцисс, одуванчик, мать- и- мачеха). -А какие деревья и кустарники также первыми расцветают у нас на юге?( Магнолия, форзиция, мимоза, верба, кизил, алыча, айва японская, абрикос). 2 й пазл. 2.Игровая технология «На проталинке» Логопед: Ребята, мы с вами уже часть заданий выполнили, но наша картина ещё не полная. Продолжим нашу работу в студиях?Подойдите к той полянке, цветочек на которой показывает, что эта полянка ваша. Участники студии под названием «Апрель» тоже хотели бы предложить выполнить следующее задание. Появляется 3 часть картинки. Логопед: Замечательные предложения у вас получились! И наша полянка постепенно меняется, становится красивой. Ребята, но весной так случается, что ветер может налететь и перепутать всё на свете. Каким бывает ветер?(Предполагаемые ответы;:«Он может быть и сильным, порывистым, и ласковым, лёгким»…и т.д. Покажите, каким бывает ветер по весне. Пантомима «Ветерок» 3. Игровая технология «Легкий ветерок». Логопед: И всё же ветер-шалунишка разбросал под деревьями на нашей полянке лепестки цветов( под каждым деревом – разноцветные лепестки с рассыпанными буквами). Нужно собрать «рассыпанное слово»-«Весна». Дети составляют слово «ВЕСНА». На экране доски появляется 4 кусочек картинки с изображением девушки-Весны. Вот и сложилась наша картина полностью. Весна рада будет услышать стихи в вашем исполнении. Выходят девочки в веночках по одной из каждой команды: Проходила весна по опушке Сквозь весенние синие сны. И тихонько светились веснушки На лице у девчонки-Весны. Шла девчонка в зелёной юбчонке Голубою росою звеня, И, завидуя рыжей девчонке, Незаметно вздохнула земля. И не зря в это вешнее утро, Там, где лёгкие ножки прошли Расцвели одуванчики, будто Золотые веснушки Земли. Под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» девочки читают стихотворение о весне. | Дети рассуждают, предлагая свои варианты ответов. Если рассуждения верны: "Вы совершенно правы!" Если рассуждения далеки от истины: "Давайте подумаем все вместе!" Ребёнок: Ребята, давайте составим самые интересные и распространённые предложения о первых признаках весны. Предполагаемые ответы детей: В начале весны солнце яркое, тёплое, большое, доброе, лучистое... Ответ детей правильный: Реакция педагога: Какие вы наблюдательные и знающие! Ответ детей неправильный: Реакция педагога: "Подумайте еще ..." Если дети сами не ответят, по инструкции логопеда договаривают предложения. Дети выполняют дыхательные упражнения. Дети рассуждают, предлагая свои варианты ответов. Если рассуждения верны: «Как правильно вы рассуждаете, верно! Если возникают затруднения в ответах, даю наводящие вопросы. Ребёнок: Давайте украсим наши полянки, проталинки или опушки первоцветами! Какой цветок у вас расцвёл? Логопед: Ребята, если трудно с ответами, помогайте своим коллегам. Назвав своё предложение, украсьте полянку, сняв цветочек с руки. Предполагаемые ответы: На проталинке расцвела сиреневая фиалка. На проталинке расцвёл фиолетовый крокус. На полянке расцвел розовый абрикос. На опушке распустилась голубая ветреница. На проталинке расцвёла голубая пролеска, сиреневые мускари, красный тюльпан, желтая верба, белая алыча, жёлтый нарцисс, одуванчик, кизил; жёлтая мимоза, желтая форзиция, розовая магнолия. Взаимопомощь выполняется детьми. Дети рассуждают, предлагая свои варианты ответов. Если рассуждения верны: «Как правильно вы рассуждаете, верно! Если возникают затруднения в ответах, даю наводящие вопросы. Дети, опираясь на пиктограммы, изображённые на экране, читают (составляют) стихотворение о Весне. Дети хорошо справляются с заданием: "Здорово, у вас хорошо!" |
3 этап: заключительный Цель: подведение итогов занятия, оценка деятельности обучающихся на занятии. | |
V.Рефлексия. Подведение итогов. Ребята, как вы думаете, получилось у нас стать дизайнерами и составить свою картину о весне? Что удалось? Что было интересным? Что было сложно? С кем поделитесь впечатлениями о занятии? Какую историю вы будете вспоминать? -А я рада тому, что мои замечательные умники и умницы справились с заданиями верно и успешно! Сможете поделиться своими знаниями с родителями и друзьями? | Дети делятся впечатлениями и эмоциями о том, что было интересно, а в каких-то моментах (заданиях) было трудно или сложно. -Здорово! Вы справились верно и успешно! В подарок от Весны- диски с музыкальным фильмом «Вальс цветов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Весёлое путешествие»
Программное содержание. 1. Учить чётко произносить звук Р в слогах, словах, предложениях....
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Сентябрь октябр...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
План физкультурно-оздоровительных мероприятий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Планфизкультурно-оздоровительных мероприятийв подготовительной к школе группекомпенсирующей направленностидля детей с нарушением речи.Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья ...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель: Формирование аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков в си...
Конспект логоритмики «Осенняя прогулка» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы....