Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Весёлое путешествие»
план-конспект занятия по логопедии на тему
Программное содержание.
1. Учить чётко произносить звук Р в слогах, словах, предложениях.
2. Учить подбирать слова – синонимы.
3. Учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в роде, числе.
4. Закреплять знания детей о семье, отношениях внутри семьи. Закреплять умение детей составлять краткий связный рассказ о членах семьи.
5. Закреплять умение подбирать слова к звуковой схеме. Продолжать учить производить слоговой анализ слов.
6. Упражнять детей в словоизменении.
7. Закреплять правильное написание буквы Р. Упражнять детей в чтении слов с пропущенной буквой.
9. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, фонематический слух.
10.Воспитывать внимание к собственной речи и к речи окружающих. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звукопроизношению
в подготовительной к школе группе
«Весёлое путешествие»
Программное содержание.
1. Учить чётко произносить звук Р в слогах, словах, предложениях.
2. Учить подбирать слова – синонимы.
3. Учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в роде, числе.
4. Закреплять знания детей о семье, отношениях внутри семьи. Закреплять умение детей составлять краткий связный рассказ о членах семьи.
5. Закреплять умение подбирать слова к звуковой схеме. Продолжать учить производить слоговой анализ слов.
6. Упражнять детей в словоизменении.
7. Закреплять правильное написание буквы Р. Упражнять детей в чтении слов с пропущенной буквой.
9. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, фонематический слух.
10.Воспитывать внимание к собственной речи и к речи окружающих. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование. Картинки с изображением гор, ворот, дома, ступеней, картинки на звук Р, звуковые схемы и картинки к ним, картинки к игре «Четвёртый лишний», картинки к игре «Цепочка слов», ребус «7Я», мяч, верёвка, мостик для подлезания, набор для составления буквы Р из частей, буквы (Р,В,Б,Ь,Ы,Ф), карточки со словами с пропущенной буквой Р, сюрпризы для детей (воздушные шары).
Предварительная работа. Беседа о семье, заучивание пословиц о семье, игры «Четвёртый лишний», «Цепочка слов», чтение слов с пропущенной буквой.
Ход занятия.
1. Приветствие. – Ребята, давайте возьмёмся за руки. Сейчас я назову чьё-то имя. Кого назову, тот откроет глаза и назовёт соседа слева, а потом все дружно скажем: «Доброе утро!».
2. Речевая разминка.
Мы поздоровались, теперь пусть поздороваются наши кулачки, а заодно вспомним наше правило (дети выполняют движения – кулак правой руки упирается в ладонь левой руки, затем наоборот. Движения выполняются под ритм).
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
3. Психогимнастика.
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра, покажите, как грозно он рычит. Изобразите сороку, сидящюю на дереве, и как она трещит: тр-р-р, тр-р-р. Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка: мур-р-р, мур-р-р. Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом: кар-р-р, кар-р-р, а мама-ворона отвечает ему низким голосом: кар-р-р, кар-р-р.
4. Сообщение темы. Вы догадались, какой звук мы будем сегодня слушать? Характеристика звука: какой он, этот звук? Звонкий или глухой? Радостный или грустный?
5. Произношение изолированного звука. Работа над голосом.
Послушайте, какую историю я вам расскажу. Вокруг звука Р рычали звери. Как они рычали? Падали камни. Произнесите звук отрывисто. Грохотал гром (произносится звук с усилением и с ослаблением голоса).
Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Загрустил звук Р (произносится звук с грустью). Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь? Иди в д/с, в группу «Боксёры», там живут буквы и звуки в чудесном замке, а дети научились их произносить». Обрадовался звук Р, но тут же снова загрустил – дорога-то очень тяжёлая, трудная, как же ему справиться одному? Что делать, ребята? Конечно, давайте ему поможем.
6. Автоматизация звука в слогах, словах.
-(выставляется картинки с изображением гор). Что это? Звуку Р надо перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки (а, у, о, ы). Какие слоги получились? Проговаривание слоговой дорожки(заклинания): Ры-ро-ру-ра (сначала проговаривают сильные дети, затем индивидуально – слабые). Ры-ро-ру-ра - расступилась гора (изображают руками, как раздвигаются горы).
-расступилась гора, а за ней – ТА-ВО-РО. Что перепуталось в слове? Произнесите слово правильно. (ВОРОТА)
-но, чтобы подойти к воротам, нужно сложить ступеньки из слов – первая ступенька самая низкая, самая маленькая, а третья самая высокая (подбор слов со звуком Р из 3-х, 2-х, 1 слога);
-вот и добрались до ворот, но они заперты на замки. Чтобы открыть замки, нужны ключи. Вот они, но они с секретом (на замках – звуковые схемы, на ключах – картинки). Нужно подобрать картинку к схеме.
5. Развитие логического мышления. Составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
–Ворота открыты, но здесь новое препятствие – игра «Четвёртый лишний». Нужно не только назвать лишнюю картинку, но и объяснить, почему она лишняя.
6. Физминутка «Зарядка».
-Мне кажется, дальше нам предстоит решать очень сложные задания, поэтому нужно зарядиться энергией
А теперь все по порядку дружно встали на зарядку.
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали.
Спрятали их за спину, дружно оглянулись:
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись, опустили руки вниз.
7. Развитие фонематического восприятия.
-Вот теперь можно отправляться дальше. Но что такое? Перед нами очень широкая река. Как перебраться через неё? Давайте построим мост. А мост у нас будет непростой, он будет состоять из слов (картинок). Каждое новое слово (картинка) начинается на тот же звук, на который заканчивается предыдущее слово (картинка).
8. Уточнение и закрепление знаний о семье.
-Всё, построили. Теперь осторожно переходим реку и оказываемся на другом берегу. Посмотрите, мы подошли к какому-то дому. Интересно, кто же тут живёт? (На двери – ребус: 7Я) Если мы разгадаем ребус, мы это узнаем.
-Как вы думаете, что такое семья? Кого можно назвать семьёй? (Выставляется картинка с изображением семьи).
9. Подбор прилагательных к существительным. Согласование прилагательных с существительным. Игра «Передай картинку и скажи, какой?». Составление связного рассказа о членах семьи.
-Когда я вспоминаю о своей семье, то ко мне приходят только добрые, хорошие слова. Давайте подберём как можно больше слов на вопрос «какой?» (какая? какие?).
папа (какой?)–сильный, мужественный, большой, добрый и т.д.;
мама (какая?) - бабушка (какая?) - дедушка (какой?) - дети (какие?) семья (какая?)
-Может быть, кто-то хочет рассказать нам о ком-то из своей семьи? (запись 2-3 рассказов детей на диктофон).
10. Упражнение в словоизменении.
-Может кто-то знает пословицы о семье? Есть такая пословица: Вся семья вместе – и душа на месте. О чём (о ком) она? (о дружной семье). Давайте поиграем со словами «дружная семья». Я буду проговаривать предложения, а вы их заканчивайте.
В этом доме живёт …дружная семья. Нигде больше не найти такой….дружной семьи. Мы пришли в гости к …дружной семье. Художник нарисовал…..дружную семью. Дети и родители гордятся своей …дружной семьёй. Мы знаем пословицы о ……дружной семье. Мы рассказали о…..дружной семье. Пора прощаться с ..дружной семьёй.
11. Подбор синонимов к словам.
Что ж, пора отправляться дальше. Простимся с дружной семьёй. Дальше наш путь лежит через арку. Чтобы пройти через неё, необходимо подобрать к моим словам близкие по значению. Давайте вы мне их подарите (протягивать ладонь со словом, дети дотрагиваются до руки, подбирая синоним: доктор – врач, товарищ – друг, дети – ребята, малыши, грустный – печальный, невесёлый, большой – огромный, громадный; шагать – идти, смеяться – хохотать, плакать - реветь).
После выполнения задания дети по очереди подлезают под мостиком (аркой).
12. Дыхательная гимнастика. Координация речи с движением.
–Молодцы, преодолели и это препятствие. а теперь мы попали на автостоянку и дальше мы поедем автомобилях. Сначала накачаем колёса (дыхательная гимнастика «Насос»). Затем заведём мотор (р-р-р). Теперь можно ехать.
13. Закрепление правильного написания буквы. Чтение слов с пропущенной буквой.
–Вот и довезли мы звук Р до детского сада. Давайте теперь вспомним, что такое звук (Это то, что мы слышим и произносим), что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем). Может быть познакомим звук Р с буквой Р.
-нахождение буквы среди других, схожих по начертанию (ищет кто-то из детей, если он нашёл правильно, остальные хлопают в ладоши);
-нахождение правильно написанной буквы Р: -Вы знаете, что старуха Каляка-закаляка очень любит ошибки. Посмотрите, что она написала (табличка с правильно и неправильно написанными буквами Р). Есть ли здесь правильно написанные буквы? (2 ребёнка находят правильные буквы, остальные хлопают в ладоши, если выполнено верно);
- игры «Сложи букву из частей», «Прочитай слово с пропущенной буквой и впиши букву». Вы знаете, произошла ещё одна неприятность – Каляка-закаляка разобрала букву Р на части, а из некоторых слов букву Р совсем стёрла. Я-то знаю, какие вы способные, давайте наведём порядок. (Дети составляют букву Р из частей, вписывают букву Р в слова: ура, Шура, роза, рука, забор, брат, цирк, жир).
14. Итог занятия.
-Как вы считаете, помогли мы звуку Р? Что мы знаем о звуке Р? Что вам понравилось сегодня?
Вы – молодцы. Конечно, вы помогли звуку Р. Вы очень хорошо ….(краткий анализ занятия).
Вы знаете, доброта, смелость и отзывчивость всегда вознаграждаются, и вы достойны награды. Звук Р приготовил вам сюрприз, угадайте, что это?
Они бывают большие и маленькие, круглые и овальные, бывают разного цвета. Их любят взрослые и дети, ими украшают праздник. Они резиновые, их наполняют воздухом. (Воздушные шары)
Составила: Мякишева В.И.
/учитель-логопед МДОУ ДС КВ № 57 г. Челябинск/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в царство льдов»
Формирование представлений об особенностях природных условий крайнего Севера и Арктических территорий....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»
Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект логоритмики «Осенняя прогулка» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы....
Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"
Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...