Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mushkova.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
Автор: учитель-логопед Мушкова Елена Алексеевна
Организация: МБДОУ № 73
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск 2020 г.
Тема: Школа. Школьные принадлежности .
Цель: Формирование аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков в системе подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР, закрепление названий и назначений учебных принадлежностей.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Формирование лексико-грамматических категорий по теме
«Школа . Школьные принадлежности»
2.Закрепить понятия «звук», «слово», «предложение», «ударение» , «буква» слог».
3.Закрепить умение детей делать звуковой анализ слов , определять место звука в слове (начале, конце, середине слова.
4.Делить слова на слоги.
5. Ставить ударение.
6.Закреплять навыки печатания слов.
5. Составлять предложения по заданной схеме с изученными предлогами , определять порядок слов в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР.
3.Развитие психических процессов - зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.
2.Активность.
3.Инициативность.
4. Самостоятельность.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация «Школа. Школьные принадлежности», аудиозапись «Звуки природы»; кроссворд
2 портфеля, школьные принадлежности (книга, карандаш, линейка, тетрадь, ластик) звонок, баночки с краской, кисточки, листы с восковыми надписями; цветовые сигналы звуков, картинки школьных принадлежностей ,схемы предлогов; шоколадные «медали» для детей .
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети заходят в музыкальный зал под веселую музыку, приветствуют гостей. Позже в зал вбегает мальчик Растеряшка с двумя рюкзаками .
Растеряшка: здравствуйте ,ребята!
Логопед: Здравствуй мальчик а ты кто
Я Растеряшка:
Логопед а куда ты собрался
Растеряшка: я собрался в школу а меня не берут
Логопед: почему тебя не берут
Растеряшка: потому ,что я ничего не знаю ,у меня ничего нет. Помогите мне собраться в школу .
Логопед:
-Ну, что ребята ,поможем мальчику Растеряшке ?
Ответ детей:- (да).
2.Лексико- грамматическая сторона речи
Логопед:
- Зачем дети ходят в школу?
- В какое время года дети начинают учиться?
- Как называют детей, которые ходят в школу? (школьники, ученики
- Растеряшка, оставайся с нами и вместе с ребятами превратимся в учеников и отправимся в школу.
Логопед звонит в колокольчик.
- Что это? (звонок)
- А что звонок обозначает в школе? (начинается урок). Дети садятся на стулья полукругом
Слайд Загадки о тетради ручке карандаше букваре и.т.д
Кроссворд на мольберте
Первое задание для моих учеников называется «Отгадай загадку и запиши название в кроссворд. .Я спрашиваю только тех, кто будет поднимать руку. Как только правильно отгадана загадка -появляется изображение на экране и тот ребёнок- который правильно назвал- вписывает слово в кроссворд.
Ну вот кроссворд заполнен но остались ещё загадки.
Слайд Назовите все эти предметы одним словом- школьные принадлежности
Итак- без чего Растеряшка отправился в школу..без портфеля без ручек и.т.д
Слайд Игра «4-й лишний»
Логопед: - Вы должны найти лишний предмет, обосновать свой ответ (лишний …., потому что…);
Слайд Игра «Скажи наоборот» -тетрадь широкая - а линейка узкая и.т.д
Слайд Игра «Что для чего нужно» ручка писать, книга –читать и.т.д
Логопед звонит в колокольчик.
- Что это? (звонок)
- А что звонок обозначает в школе? (начинается перемена)
- На перемене дети отдыхают. И мы с вами отдохнём.
Физминутка Слайд
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали И по кругу побежали.
2. Фонетическая сторона речи
Логопед звонит в колокольчик.
- Что это? (звонок)
- А что звонок обозначает в школе? (начинается урок).
Дети садятся за столы.
Игра «Послушаем тишину» (включается магнитофон с записью звуков природы: пение птиц, журчание воды и т.п.)
Логопед:
- Что вы услышали? (дети отвечают)
- Это всё звуки природы. Человек тоже издаёт различные звуки. Какие бывают звуки?
Дети называют различные звуки, затем их систематизируют:
Гласные - согласные: твёрдые - мягкие, звонкие - глухие.
Слайд Игра «шифровка»
Логопед:
Посмотрите на экран (на нём цветовые сигналы звуков – звуковые схемы слов) Здесь зашифрованы названия предметов (дети отгадывают ).
3.Подготовка к обучению грамоте
Работа в тетради. Задание: по заданным звукам из слов составить новое слово. Получившиеся слова записать в тетрадь.
Последний звук слова МАЛЫШ
Первый звук слова К РЫША
Последний звук слова ЭСКИМО
Второй звук слова КЛ АД
Третий звук слова СКА ЗКА
Какое слово у вас получилось (школа )
Закрепление слогового состава слова
Логопед: Сколько слогов в слове школа? Ответ -2
Какой слог ударный? Ответ- первый. Разделите слово на слоги в тетради с помощью карандаша.
Работа над предложением. Закрепление знания предлогов.
Логопед:
- Мы назвали с вами много слов. А что получается, если соединить несколько слов? (Предложение)
- НА, ЛЕЖАТЬ, КНИГИ, ТЕТРАДЬ, ПАРТА – это предложение? (Нет)
- Составьте из этих слов предложение (Книги, тетради лежат на парте)
- В предложении слова «дружат» друг с другом.
Подобная работа ведётся со словами: Ученица, портфель, достать, пенал, из; Школьники, урок, отвечать, на, хорошо.
Логопед:
- С какой буквы пишется первое слово в предложении? Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Что мы ставим в конце предложения? (Дети отвечают)
- А теперь сами составьте предложение с вашей картинкой и с предлогом (детям раздаются таблички с различными предлогами – НА, В, ПОД, ЧЕРЕЗ, ЗА,ПО,).
Дети самостоятельно составляют предложения.
В тетрадях нарисуйте схему предложения.
Физминутка.
Логопед звонит в колокольчик.
- Что это? (звонок)
- А что звонок обозначает в школе? (начинается перемена)
- И мы с вами поиграем.
Подвижная игра « Кто быстрее ?»
Цели: развивать внимание, ловкость, умение сосредоточиться, дифференцировать понятия «Игрушки» и «Школьные
принадлежности».
Ход игры
Перед участниками на двух столиках лежат школьные принадлежности и игрушки вперемешку. У каждого столика - портфель.
Логопед мы сейчас разделимся на две команды по 2 участника и устроим соревнование «Кто быстрее соберёт портфель». По моему сигналу обе команды подбегают к своему столику и кладут в рюкзак по одному школьному предмету до тех пор пока все школьные принадлежности не окажутся внутри. Не забудьте сначала сложить нужные предметы в пенал.
И ты Растеряшка тоже собирай свой портфель Когда портфели будут собраны, члены жюри оценят, кто справился с заданием лучше (оцениваются скорость и правильность выполнения задания.
Дыхательная гимнастика
«Поиграем животиками»
Цель: формирование диафрагмального дыхания
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 – выдох.
«Носик и ротик поучим дышать»
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Сначала дети выполняют вдох носом и выдох носом (2-4 раза, показывая указательным пальчиком на свой нос. Затем 2-4 раза производится вдох носом, а выдох ртом. Вдыхая носом, дети дотрагиваются указательным пальцем до носа; а выдыхая ртом, подносят ладони ко рту, но не дотрагиваются, а лишь тактильно контролируют, выходящую изо рта воздушную струю.
Чтение, развитие зрительного внимания и мелкой моторики.
Логопед звонит в колокольчик.
- Что это? (звонок)
- А что он обозначает? (начинается урок). Проходим за столы.
Дети садятся за столы, на которых стоят баночки с краской, кисточки. Детям раздаются альбомные листы.
Ребята - кисточками аккуратно закрасьте полоску на листе . А что из этого получится, мы скоро узнаем,
Дети выполняют задание. На листах проявляются слова (написанные воском): ручка, линейка, пенал, краски и т.п.
Логопед:
- Прочитайте, у кого какое слово получилось? (Дети выполняют задание). Определите у кого звук р и рь находится в начале слова. У кого в средине. У кого в конце слова.
Звуковой анализ
Логопед:
- А теперь вы сделаете звуковой анализ своего слова. А соберём звуковые схемы мы в чемоданчик в котором можно хранить разные речевые звуки .Каждый из вас должен выложить схему слова самостоятельно и дать характеристику каждому звуку.
Детям предлагается коробочка с цветовыми сигналами. Каждый выкладывает схему и передаёт чемоданчик другому ребёнку логопед помогает по мере необходимости. Затем дети проверяют выполнение задания друг у друга.
А теперь отправимся на экскурсию по школе. Переходим к стульям и присаживаемя.
4.Беседа о школе
Слайд- В детском саду группа, а в школе как называется это помещение? (классы, кабинеты)
Слайд- В детском саду столы, а в школе? (парты)
- В саду воспитатели, а в школе? (учителя)
Слайд- Как называется это помещение в школе спортивный зал- столовая коридор- раздевалка
Игра “Бывает ли так?” слушайте внимательно, и если я сказала не правильно, исправьте меня.
Учиться дети начинают 1 января.
В школу ученики приходят вечером.
На уроке ученики внимательно слушают учителя.
На уроках дети едят конфеты
В школу можно брать игрушки.
В школе ученики сидят на полу. –
Ребята, а какая самая плохая отметка в школе? (Двойка)
- А какая самая хорошая? (Пятёрка)
- Сегодня я вам всем ставлю пятёрки! Логопед открывает коробку и достаёт оттуда шоколадные «медали» .
- Детей, которые всегда получают пятёрки, называют отличниками. Мы надеемся, что вы все будете учиться только на отлично
Логопед звонит в колокольчик.
- Что это? (звонок) и он обозначает что уроки сегодня закончились в школе и можно возвращаться в детский сад не забудьте взять с собой из школы хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»
В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема «Незнайка хочет в школу» (с использованием ИКТ).
Обучение звуковому анализу, чтению детей подготовительной группы с ОНР (общим недоразвитием речи)...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: "Путешествие на воздушном шаре»
Закрепить у детей знания полученные ранее....
Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.
Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....