Паспорт педагогического проекта "В гостях у сказки"
проект по логопедии (средняя, старшая группа)

Паспорт педагогического проекта "В гостях у сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_andreeva.docx513.15 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Составила: Андреева Светлана Витальевна,

учитель - логопед детей разновозрастной   группы с ТНР(4-6 лет)

 МБДОУ г. Иркутска детского сада №72

Наименование проекта

«В гостях у сказки»

Актуальность проекта

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.

Вид проекта

Творческий, практико-ориентированный

Сроки реализации

Долгосрочный  -

с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

Участники проекта

Дети разновозрастной группы (4-6 лет), родители воспитанников, учитель – логопед, воспитатели группы.

Цель проекта

Создание условий для развития звуковой и интонационной речи, как способа повышения качества коммуникативных способностей ребенка.

Задачи проекта

Задачи для детей:

Коррекционно-образовательные:

-  расширить представление детей о сказках;

- формировать умение детей рассуждать;

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- воспитывать культуру речи.

Задачи для родителей:

- повышать педагогическую грамотность родителей в рамках способов и средств речевого развития дошкольников;

- знакомить с речевыми упражнениями, используемыми в домашних условиях;

- привлекать к совместной социально значимой деятельности.

Задачи для педагогов:

- подобрать методическую литературу в рамках организации совместной деятельности;

- составить картотеки упражнений, сделать подборку литературных произведений;

- разработать конспекты бесед и НОД в рамках реализации проекта;

- разработать сценарии мероприятий для детей и родителей.

Продукт проекта

Картотеки речевых упражнений, картотека поэтических произведений для заучивания детьми, картотека русских народных сказок.

Ресурсы проекта

Человеческие: родители, педагоги.

Информационное обеспечение: интернет, мультимедийные презентации «Как наше слово отзовётся», «Сказка рядом».

Материально-техническое обеспечение: фотоаппарат; компьютер; музыкальный центр, интерактивная доска.

Особенности проекта

Учитель-логопед будет осуществлять решение своих педагогических задач в рамках значимой для детей деятельности, что будет способствовать достижению максимально положительных результатов.  

Ожидаемые результаты

- Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.

- Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.

- Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.

- Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.

- Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.

- Привлечение родителей к чтению книг детям.

- Совместное изготовление родителей и детей поделок и рисунков по теме проекта.

Итоги проекта

Показ спектакля для родителей и детей младших и средних групп.

Участие в областном фестивале творчества детей с ОВЗ «Талантлив каждый!»

Дорожная карта проекта

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные учителем - логопедом

Риски

Результаты

01.09.2022 - 31.05.2023 г.г.

Составление паспорта проекта.

Составление картотек упражнений, конспектов мероприятий, бесед, НОД.

Приглашение детей и родителей к участию в проекте.

Конспекты мероприятия могут быть не составлены по причине того, что учитель - логопед может заболеть.

Не все родители согласятся участвовать в проекте, ввиду большой занятости.

Дети замотивированы на дальнейшую совместную деятельность. Желают подготовить театрализованный спектакль для родителей и детей младшей группы. Проявляют желание поучаствовать в изготовлении поделок, рисунков по сказкам, готовы заниматься в этом направлении.

Конспекты и паспорт проекта будут написаны в срок.

Не менее 85% родителей становятся активными участниками проекта.

Основной этап:

Лексическая тема, сказка.

Задачи.

Речевая зарядка

Работа с родителями.

Откуда хлеб пришёл.

« Колосок».

Уточнять и расширять представления о хлебе. Обучать овладению синонимами и антонимами составлению с ними словосочетаний, предложений. Обучать  образованию слов с ласкательным значением.

Словесные  игры «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Придумать шуточные вопросы к каждому животному.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

Овощи.

«Репка»

Расширять и обогащать представления об овощах.

 Учить детей связно, выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать логическое мышление.

Словесная игра «Тише – громче». Закончить предложение  «Дед вырастил не репку, а….»

Анкетирование родителей:

«Приобщение детей к истокам  русской народной культуры через сказку».

Родительское собрание «Формирование связного высказывания у детей с ОНР через ознакомление с народными сказками».

Фрукты

«Крошечка – Хаврошечка»

Расширять и обогащать представления о фруктах.

Обучать овладению синонимами и антонимами составлению с ними словосочетаний, предложений. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Словесно – дидактическая игра «Какой, какая, какое?».

Объяснить значение выражений «яблочко наливное», «листья  шумят золотые».

Консультация  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через сказку».

Перелётные птицы.

«Гуси - лебеди».

Расширять и обогащать представления о диких птицах. Обучать овладению синонимами и антонимами составлению с ними словосочетаний, предложений. Обучать владению предлогов.

Словесная игра «Улетают не  улетают».

 Дидактическая игра «Хороший-плохой».

Самомассаж губ: «Клювики».

Творческое оформление альбома  «Мои любимые сказки».

Грибы, ягоды.

«Маша и медведь».

Расширять и обогащать представления о грибах и ягодах.  Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Игра  - задание «Объясни слова : опечалилась , пригорюнилась.

Загадки «Что растёт в лесу?».

Голосовое упражнение:    «Медведь ревёт».

Консультация «Нравственный урок сказки. Воспитание добрых чувств».

Одежда, обувь, головные уборы.

«Чудесные  лапоточки ».

Закреплять и расширять знания об одежде и обуви.

Обучать овладению синонимами и антонимами составлению с ними словосочетаний, предложений. Обучать составлению      предложений с наречиями сравнительной и превосходной степени.

Игра «Доскажи предложение» .

Пальчиковое упражнение «Сапожки».

Словесная игра: «Отгадай загадку».

Круглый стол «В гостях у сказки».

Мебель.

«Три медведя».

Закреплять и расширять знания  о мебели. Обучать образованию слов во множественное число и в уменьшительно – ласкательную форму.

Словесная игра «Кому что нужно?».

Ира с движениями  «Мы принимаем гостей».

Пополнение группы разными видами театра.

Посуда.

«Лиса и журавль».

Закреплять и расширять знания  о посуде. Помочь детям понять смысл этой мудрой и увлекательной сказки. Упражнять детей в согласовании  существительных с прилагательными.

Игра со словом: «Назови какой».

«Узнай предмет по описанию».

Игра с движением: «Моем посуду».

Консультация «Артикуляционная гимнастика дома».

Папка – ширма «Салат из сказок».

Дикие животные.

«Терем мышки»

Закреплять и расширять знания  о  диких животных. Учить детей составлять описательные рассказы о животных, используя при этом план-схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания. Учить проговаривать события с помощью комментирующей речи. Закрепить  умение   правильно, выразительно пересказывать сюжет сказки.

Инсценировка пальчиковой сказки: «Теремок».

Динамическое упражнение : «Погрызём как зайчик».

Голосовое упражнение:    «Медведь ревёт».

Выставка рисунков и поделок по сказкам.

Домашние животные.

«Кот, петух и лиса».

Закреплять и расширять знания  о домашних животных. Развивать умение детей использовать навыки выразительной речи,

диалогическую форму речи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру речевого общения, умение владеть мимикой, жестами.

Инсценировка пальчиковой сказки: «Кот , петух и лиса».

Консультация «Чем хороши театрализованные игры».

Домашние птицы.

«Кочеток и курочка»

Закреплять и расширять знания  о домашних птицах. Активизировать творческое рассказывание, способность домысливать часть содержания предложенного текста, придумывать интересную развязку, описать одно и тоже событие с разных точек зрения.

Динамическое упражнение : «Индюк».

Статическое упражнение: «Птенчики».

Самомассаж губ: «Клювики».

Выставка книжек «Наши сказки».

Зима.

«Снегурочка»

Закреплять и расширять знания  о зиме.

Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев. Оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

Воспитывать любовь к русскому народу. Составлять описательный рассказ с помощью иллюстраций. Способствовать развитию связной речи.

Игровые упражнения «Когда это бывает»

Игра «Времена года»

Игра «Разные снеговики».

Статическое упражнение: «Снежный ком».

Игра - драматизация по сказке «Снегурочка».

Весна

«Заюшкина  избушка»

Закреплять и расширять знания  о весне. Учить подбирать слова с противоположным значением.

 Обогащать словарный запас: подбор животному его действие.

Игры: «Узнай сказку»,  «Кто где живёт?».

Задание  : «Подбери признаки», «Если не медведь ,то кто?».

Артикуляционная игра: « Зайчик».

Самостоятельное придумывание  окончание сказки «Заюшкина избушка».

Семья.

«Волк и семеро козлят»

Закреплять и расширять знания  о  семье. Развивать образность  речи детей, уметь подбирать определения к персонажам, продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, развивать умение придумывать окончание сказки.

Игра – превращение «Такие разные характеры козлят».

Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».

Выставка совместных работ родителей и детей «Мы с мамой мастерицы».

Продукты питания.

«Золотое яичко».

Закреплять и расширять знания  о продуктах питания. Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начало сказки и конец. Развивать речевое творчество дошкольника.

Инсценировка пальчиковой сказки: «Курочка Ряба».

Динамическое упражнение: «Мышка в норке».

Оформление папки  - передвижки «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие ребёнка».

Транспорт

«Лисичка – сестричка и серый волк».

Закреплять и расширять знания  о транспорте. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка). Учить использовать  при пересказе образные художественные средства. Учить выразительно передавать диалоги персонажей. Продолжать учить детей отвечать на вопросы  полными  предложениями. Уточнить, какие слова и выражения больше всего понравились.

Учить отчетливо и внятно произносит

скороговорку.

Игра «Подбери слова сходные по звучанию».

Консультация «Игры и упражнения для развития дыхания».

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

22.05-31.05.23г

Подготовка и создание презентации к выступлению на родительском собрании

В мероприятии приняли участие 90% родителей и детей, 10% не приняли участие в связи с болезнью.

В ходе проекта были проведены все запланированные мероприятия.

Выступление на педагогическом совете №4 в рамках темы по самообразованию «Формирование связного высказывания у детей с ТНР через ознакомление с народными сказками».

Отчёт по реализации проекта

В рамках реализации проекта проведены все запланированные мероприятия. В результативной части можно отметить то, что дети стали активнее взаимодействовать со сверстниками, активно принимали участие в совместных мероприятиях. Дети научились эмоционально передавать тексты литературных произведений, делая нужные акценты интонационные ударения. Также полученные навыки, улучшили владение устной речью в разных направлениях её применения. Стал очевиден факт учёта интересов своих друзей, проявления чувств сопереживания и сочувствия как в рамках бесед, так и в рамках повседневной деятельности. При проведении театрализованной деятельности, дети искренне переживали за своих сверстников, сопереживали им, радовались успехам.  Реализация данного проекта способствовала не только проявлению желания порадовать близких, но и укреплению веры в себя, свои силы и возможности.

Консультация

«Методика биоэнергопластики для драматизации сказок с детьми дошкольного возраста»

Литературная викторина «Узнай и опиши героя»

Показ спектакля для родителей и детей младших и средних групп.

Участие в областном фестивале творчества детей с ОВЗ

«Талантлив каждый!»

G:\Андреева СВ 2023\фото\IMG-b25db280021d2d5e81141592acae5e88-V.jpg

G:\Андреева СВ 2023\фото\IMG-b74382ba8db70169093766b1182c1271-V.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG_20231022_174604.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»

Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»...

Паспорт педагогического проекта «В гостях у сказок А.С.Пушкина»

Книга – это помощник в приобретении знаний для детей. Необходимо вырастить всесторонне развитого, воспитанного в лучших традициях ребенка.  Именно чтение поможет ребенку правильно говорить,...

Паспорт педагогического проекта "В гостях у сказки"

Подготовительный этап: беседа «Какие сказки я знаю»; опрос детей «По страницам сказок»; анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»; организация и пров...

Паспорт педагогического проекта «Наши любимые сказки»

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...

Паспорт педагогического проекта "Эти прелестные сказки!"

Паспорт педагогического проектаПодготовительный этапПроведение входного мониторинга (беседа).Поиск информации.Подбор материально-технического и дидактического обеспечения.Планирование проектной деятел...

Паспорт педагогического проекта "В гостях у сказки" для детей 3-5 лет

Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забыва...

Паспорт педагогического проекта « Осень в гости к нам пришла».

Паспорт педагогического проекта « Осень в гости к нам пришла»....