Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ
методическая разработка по логопедии

Серганова Ольга Сергеевна

Взаимодействие логопеда и специалистов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimoeystvie_logopeda_s_pedagogami.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

План работы учителя – логопеда и педагогов ДОУ

Серганова О.С.

Взаимодействие логопеда и воспитателя ДОУ.

Направления:

-коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

Учитель - логопед и воспитатель ДОУдолжны учитывать:

- структуру речевого нарушения;

-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

-закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; S всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные функции учителя – логопедаи воспитателя ДОУ:

•        Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

•        Формирование правильного речевого дыхания, чувства        

•        Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

•        Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

 план работы на учебный год.

№ п/п

Формы работы

Сроки

-Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми.

Сентябрь

Планирование совместной работы логопеда и воспитателя в логопедических группах.

Сентябрь

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

-Рекомендации воспитателям логогруппы по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений)

Октябрь

Ознакомление воспитателей логогруппы с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Октябрь

Беседы с воспитателями логогруппы о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения.

Ноябрь

Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Декабрь

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспеченияэффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

В течение года

Консультация для воспитателей д/с по теме: «Использование символов звуков для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей».

Январь

Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием связной речи детей.

В течении года

Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за правильным звукопроизношением.

Март

Практические и теоретические рекомендации воспитателям логогруппы по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

Май

Направления деятельности учителя – логопеда с воспитателем ДОУ

1.

Содействует формированию банка развивающих игр с учетом особенностей дошкольников.

2.

Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3.

Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

4.

Составляет логопедическое заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

5.

Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

6.

Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей.

7.

Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ -технологии).

8.

Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

9.

Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.)

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя ДОУ.

Направления:

1 коррекционно-развивающее

2. информационно-консультативное

Учитель - логопед и музыкальный руководитель ДОУдолжны учитывать:

структуру речевого нарушения;

1. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

2. закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

3. всесторонне развивать личность дошкольника

Основные задачи перед учителем – логопедоми музыкальным руководителем ДОУ:

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Направления деятельности учителя – логопеда с музыкальным руководителем ДОУ

1.

Оказывает помощь в рамках логопедического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2.

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

3.

Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

4.

Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

5.

Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

6.

Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

7.

Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем
на учебный год.

№ п/п

Форма работы

Сроки

1.

Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп на текущий момент

Сентябрь

2.

Планирование совместной работы логопеда и музыкального руководителя в логопедических группах.

Сентябрь

3.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

4.

Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.)

В течение года

5.

Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей.

В течение года

6.

Консультация для педагогов «Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР»

Ноябрь

7.

Использование рифмовок, считалок, поговорок, скороговорок и т.д. на музыкальных занятиях для закрепления правильного звукопроизношения.

Март

8.

Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения.

Апрель - май

9.

Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и учителей начальных классов

В течение года

10.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя- логопеда и музыкального руководителя.

В течение года

11.

Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп.

Май

Взаимодействие логопеда и инструктора по ФИЗО в ДОУ.

Направления:

1 коррекционно-развивающее

2. информационно-консультативное

Учитель - логопед и музыкальный руководитель ДОУдолжны учитывать:

структуру речевого нарушения;

1. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

2. закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

3. всесторонне развивать личность дошкольника

Основные задачи перед учителем – логопедом и музыкальным руководителем  ДОУ:

Оздоровительные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

а)        общей,

б)        мелкой,

в)        лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физ. воспитанию ДОУ

1.

Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2.

Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3.

Способствует развитию мелкомоторных и основных движений

4.

Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5.

Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре на учебный год.

№ п/п

Форма работы

Сроки

1.

Планирование совместной работы учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Сентябрь

2.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

3.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Сентябрь

4.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической.

В течение года

5.

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Октябрь

6.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Январь

7

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Март

8

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

Апрель

9

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

Май

Взаимодействие логопеда и педагога - психолога в ДОУ.

Направления:

1 коррекционно-развивающее

2. информационно-консультативное

Функции взаимодействия учителя логопеда и педагога – психолога

Психопрофилактическая функция

Коррекционно - развивающая функция

Диагностическая функция

Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе

Разработка        и        внедрение

интегрированной коррекционно - развивающей программы

  • Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка
  • Выделение факторов риска на основе полученных результатов

Задачи взаимодействия учителя логопеда и педагога – психолога

Задачи учителя - логопеда

Задачи педагога - психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально - личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Развитие        памяти,        внимания,        мышления,

пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно - моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Направления деятельности учителя – логопеда с педагогом – психологом

Задачи учителя - логопеда

Задачи педагога - психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально - личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Развитие        памяти,        внимания,        мышления,

пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно - моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

План взаимодействия учителя-логопеда с педагогом – психологом на учебный год.

№ п/п

Форма работы

Сроки

1.

Планирование совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в логопедических группах.

Сентябрь

2.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

3.

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей логопедической группы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

Октябрь

4.

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о формировании нагляднодейственного и образного мышления у детей с нарушениями речи.

Ноябрь

5.

Помощь в изготовлении пособия для родителей и педагогов «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Декабрь

6.

Подбор речевого материала к непосредственно образовательной деятельности

Постоянно

7

Проведение совместных занятий для педагогов ДОУ и родителей

В течение года

 ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Родители:

•        игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

•        контроль  за выполнением заданий и произношением ребенка;

•        выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

           План по осуществлению взаимодействия с семьями воспитанников.

Месяц

Запланированное мероприятие

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Итоги обследования речевого развития детей и задачи коррекционной работы на учебный год»
  2. Консультация для родителей «Зачем нужны логопедические   задания?»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей.

Октябрь

  1. Консультация для родителей «Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников»
  2. Логопедический практикум «Развитие слухового внимания детей»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей

Ноябрь

  1. Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас у детей»
  2. Индивидуальные консультации по требованию родителей.

Декабрь

  1. Родительский уголок «Речевые игры с детьми по дороге домой»
  2. Консультация для родителей «Веселые игры со звуками»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей.

Январь

  1. Родительское собрание «Подведение итогов за первое полугодие»
  2. Консультация для родителей «Вместе весело дышать»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей.

Февраль

  1. Консультация для родителей «Рассказ-образец при обучении детей рассказыванию»
  2. Индивидуальные консультации по требованию родителей

Март

  1. Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» (развитие мелкой моторики рук в разных видах деятельности)
  2. Родительский уголок «О дифференциации смешиваемых звуков»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей

Апрель

  1. Анкетирование родителей «Использование художественной литературы в семье»
  2. Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей

Май

  1. Родительское собрание «Подведение итогов коррекционной работы за учебный год»
  2. Консультация для родителей «Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении индивидуальных заданий с детьми для закрепления произносительных навыков»
  3. Индивидуальные консультации по требованию родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).

3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами.

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами в рамках КТП для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ

В работе представлен практический материал по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ....

План взаимодействий учителя - логопеда с другими специалистами

В документе представлено перспективное планирование работы учителя - логопеда с другими специалистами....

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, психолога, специалистов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

laquo;Нейроупражнения в совместной работе психолога, учителя-логопеда, воспитателей и родителей как средство стимулирования речевой активности»...