Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений «Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данный мастер-класс направлен на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей старшегот дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-issledovan.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 «Ромашка»
Мастер - класс
для педагогов дошкольных учреждений
«Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».
Подготовила:
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Данченко В.И.
г. Химки
Цель: Сформировать у педагогов представления о современных методах и приёмах использования нетрадиционных игровых и занимательных технологий в экспериментально – исследовательской деятельности для комплексной реабилитации детей с нарушениями речи. Создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов на основе современных требований в использовании инновационных технологий, методов и приёмов.
Задачи:
- Познакомить педагогов с нетрадиционными игровыми и занимательными методами и приёмами экспериментально – исследовательской деятельности, помогающими активизировать мыслительную и речевую деятельность детей с нарушениями речи.
- Вызвать у участников мастер- класса интерес и желание использовать предложенные методы и приёмы деятельности в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи.
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер - класса.
- Популяризация нетрадиционных форм работы в непосредственно образовательной и свободной деятельности детей.
Актуализация темы: Хорошая речь – самое важное условие всестороннего развития детей. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников – логопатов использование новых игровых и занимательных методов и приёмов экспериментально – исследовательской деятельности в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи занимает важнейшее место в системе дошкольного воспитания и образования. А вопрос об их внедрении и применении становится одним из самых актуальных.
Фокус – группа: участники мастер-класса.
Необходимое оборудование: ёмкости для воды, трубочки для коктейля, игрушка жука.
План проведения мастер-класса.
I. Приветственное слово.
Использование в коррекционной работе современных, эффективных, нетрадиционных методов и приемов активизации мыслительной и речевой деятельности предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование таких современных технологий, как экспериментально – исследовательская работа, сказкотерапия, пескотерапия (воздействие песком) музыкотерапия (воздействие музыкой), фитотерапия (воздействие лекарственными растениями), ароматерапия (воздействие ароматами и запахами), литотерапия (воздействие камнями и минералами), хромотерапия (воздействие цветом), может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми игровыми и занимательными приёмами коррекционной работы с детьми и, не только. Надеюсь на ваше сотрудничество.
II. Практическая часть.
- Релаксация: «Путешествие на ковре - самолёте».
Цель: расслабление, снятие напряжения, развитие мышления, памяти, закрепление представлений о водных ресурсах нашей планеты.
Логопед: Слушайте меня внимательно и выполняйте мои инструкции.
Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что волшебный ковёр – самолёт несёт нас с вами над бескрайними просторами России. Внизу расстилаются поля, леса, горы. Вот у подножия горы, из – под земли, бьёт родник, из которого пьют воду туристы. Высоко в горах мы видим с вами хрустально чистое синее озеро, а из него вытекает небольшой ручеек. Стекая вниз, он становится шире и шире и превращается в быструю горную речку, которая замедляет свой бег и величественно протекая по равнине, несёт свои воды к морю. А сейчас мы пролетаем по берегу океана, который расстилается до самого горизонта. Вы очарованы его красотой и могуществом. Но пришло время вернуться в аудиторию.
Задание. Назовите водные ресурсы нашей планеты, которые вы услышали в данной релакс-паузе.
(Родник, озеро, ручеёк, река, море, океан).
Дидактическое упражнение «Ещё».
Цель: упражнять в словоизменении, употребление слов с увеличительным значением.
Логопед:
Озеро чистое, а родник – ещё чище.
Море глубокое, а океан – ещё глубже.
Ручеёк длинный, а река – ещё длиннее.
- Дидактическое упражнение «Посмотри на мир другими глазами».
Цель: развитие мышления, умения видеть мир другими глазами. Формировать навыки связного самостоятельного высказывания.
Логопед: Развитие умения видеть проблемы – это интегральное свойство, характеризирующее мышление человека. Одно из самых важных в деле выявления проблемы способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. И тогда можно увидеть то, что часто не замечается.
Сегодня, на моём мастер - классе, так или иначе, вся наша деятельность будет связана с водой, в любом её состоянии и со сказками, на которые мы посмотрим через водную призму. Предлагаю вам неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги...». Задание: продолжить рассказ, но несколькими способами:
Как вы отнесётесь к появлению первого снега, если вы:
… гуляете во дворе с друзьями;
…если вы водитель грузовика, едущего по дороге;
…если вы летчик, отправляющийся в полет;
…если вы ворона, сидящая на ветке;
…если вы зайчик в лесу.
- Дидактическое упражнение «Загадаю вам загадку». Введение в тему.
Цель: Развитие ассоциативного мышления, памяти, мотивация деятельности.
Загадывание загадок о сказочных героях
Логопед: Скажите, вы любите сказки? На мольберте спрятаны герои из разных сказок. Хотите отгадать хитрые загадки, открыть картинки и узнать, герои из каких сказок на них изображены?
Забавный и в меру упитанный вид.
Проказы – его удовольствие.
Летит и кричит, летит и кричит:
«Спокойствие, только спокойствие! ». (Карлсон).
Умён, изворотлив усатый дружок -
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята? (Кот в сапогах).
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля из р. н. с. «По щучьему велению»).
В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга).
Логопед: Да, отгадки-то с секретом! Что объединяет всех этих героев, что у них общего, кто догадался? ( У всех героев есть свое сказочное средство передвижения).
Логопед: Какую проблемно-игровую ситуацию, мотивирующую к деятельности можно поставить перед детьми? (Должны найти своё средство передвижения).
Например: Круиз к сказочным героям на корабле.
Эксперимент: «Тонет – не тонет?», опускание в воду различных предметов с целью определения надёжности корабля).
- Дидактическое упражнение «Вода для Карлсона».
Цель: определить через соломинки вкус воды. (Обычная, солёная, кислая, сладкая).
Логопед: Чтобы мотор Карлсона работал ему просто необходимо заправляться чем – то вкусным и, главное сладким.
Эксперимент: определить на вкус сладкую воду.
- Дидактическое упражнение «Проделки Кота в сапогах».
Логопед: Помните, в сказке хозяин Кота, якобы, купался в реке, а воришки унесли его одежду? Переделаем сказку на новый лад и предложим воду в реке оптимальной температуры для этого сказочного героя.
Эксперимент: определить на ощупь тёплую воду. (Горячая, тёплая, холодная вода).
- Дидактическое упражнение «Емеля».
Логопед: обленившийся сказочный герой Емеля, перед тем, как жениться на царевне, должен был хорошо вымыться. Но из – за лени забыл, в каком ушате находится мыльная вода, а в каком – вода для ополаскивания.
Эксперимент: при помощи трубочек для коктейля определить мыльную и обычную воду.
- Дидактическое упражнение «Баба Яга прячет свою ступу».
Логопед: прилетая на своей ступе домой, Баба Яга никогда не забывала её спрятать. Причём прятала она её в воде. Хотите узнать, как она это делала?
Эксперимент: стакан прозрачной и закрашенной воды, за ними спрятать игрушку.
III. Итог. Рефлексия.
Наш мастер - класс подошёл к концу. Благодарю всех за сотрудничество, эмоциональность. Если вам понравился мастер – класс и что – то из увиденного и услышанного вы возьмёте в свою работу, пошлите мне смеющийся солнечный лучик, а если – не понравилось ничего, пошлите мне грустный лучик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Волшебный фитбол"
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений...
Мастер – класс с педагогами дошкольных учреждений на тему: «Методы, приемы и наглядный материал по ознакомлению старших дошкольников с временными категориями»
Работа в данном направлении осуществляется путем интеграции всех образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, коммуникативной, иг...
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»...
Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений
Мастер класс знакомит педагогов с цветомузыкальным пособием .Предлагает для педагогов приемы и методы работы по ознакомлению детей с неделей, как единицей измерения .времени. ...
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...
Мастер класс "Системное использование технологии "Синквейн", как один из способов развития критического мышления и речи детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня критическое мышление одно из средств развития всесторонней личности. Шагая в ногу с современными детьми, педагог должен сам уметь нестандартно мыслить, принимать быстрые решения, делать у...