Мастер класс "Системное использование технологии "Синквейн", как один из способов развития критического мышления и речи детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

 Феденко Юлия Ильинична

Сегодня критическое мышление одно из средств развития всесторонней личности. Шагая в ногу с современными детьми, педагог должен сам уметь нестандартно мыслить, принимать быстрые решения, делать умозаключения. То есть, развивая в детях критическое мышление, мы, взрослые должны сами им обладать. Умеем ли мы мыслить критически? Предлагаю проверить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.13 КБ
Файл razdatochnyy_material_dlya_master-klassa.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Системное использование технологии «Синквейн», как один из способов развития критического мышления и речи детей старшего дошкольного возраста»

1 слайд  (Название методики)

Сегодня критическое мышление одно из средств развития всесторонней личности. Шагая в ногу с современными детьми, педагог должен сам уметь нестандартно мыслить, принимать быстрые решения, делать умозаключения. То есть, развивая в детях критическое мышление, мы, взрослые должны сами им обладать. Умеем ли мы мыслить критически? Проверим?

2 слайд (на экране пустая схема синквейна)

Посмотрите, пожалуйста, на экран, кто скажет что это? (схема синквейна).

ЕСЛИ НЕ ОТВЕТИЛИ. Это - схема дидактического синквейна. Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Это стихотворение написанное по правилам: первая строка одно слово или словосочетание, отвечающее на вопрос кто или что,  вторая – слова-признаки, вопрос какой, какая, третья – слова-действия, вопрос что делает, четвертая – мнение по заданной теме и пятая строка – это ассоциации или обобщение. Форма синквейна напоминает елочку.

ЕСЛИ ОТВЕТИЛИ.

Правильно, перед вами схема дидактического синквейна. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Это стихотворение, написанное по правилам: первая строка одно слово или словосочетание, отвечающее на вопрос кто или что,  вторая – слова-признаки, вопрос какой, какая, третья – слова-действия, вопрос что делает, четвертая – мнение по заданной теме и пятая строка – это ассоциации или обобщение. Форма синквейна напоминает елочку.

3 слайд  (Схема заполнена).

Попробуйте прочитать синквейн и угадать о чем идет речь? …..

Я с вами сейчас поделюсь своим опытом работы с технологией дидактического синквейна, и в конце мастер-класса мы снова попробуем отгадать, что здесь зашифровано.

4 слайд (работа в старшей группе)

Технологию дидактического синквейна можно начинать использовать в работе со старшими дошкольниками. Мы начали знакомство с данной технологией на занятиях по развитию речи, но впоследствии не ограничились этим и вышли за рамки непосредственно образовательной деятельности – стали использовать схему синквейна при описании погодных условий, в режимных моментах, например, при описании своих вещей, увлечений, домашних питомцев, своего дня  и так далее.

5 слайд (работа в подготовительной группе)

Дети 6-7 лет, уже свободно ориентируются в схемах синквейна. К этому времени у детей набирается хороший словарный запас. Каждый ребенок имеет индивидуальную папку, где скопилось множество картинок с надписями, обозначающих слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. В конце тематической недели дается задание дома подобрать материал для следующей темы. Ребенок выбирает, о чем он будет рассказывать и вместе с родителями находят картинки и заполняют индивидуальные схемы. В понедельник все вместе составляют общую схему синквейна, а педагог группирует детей по выбранной ими теме и составляет себе план работы с детьми на неделю. Затем работы детей используются как загадки в режимных моментах, мотивация и рефлексия при организации непосредственно образовательной деятельности. За неделю должен быть выслушан каждый ребенок. Родителям очень нравится данная технология, многие из них используют ее как игры-загадки с ребенком по дороге домой и дома. Таким образом, воспитанники и родители принимают непосредственное участие в образовательной деятельности.

6 слайд (виды синквейнов) (обозначение столов: синквейн-загадка, синквейн-творческий рисунок, синквейн по картинкам и схемам, синквейн по рассказу)

Для того, чтобы показать все виды синквейна, мне понадобится помощь фокус группы, прошу выйти 8 человек. Делимся на 4 команды по два человека. Нужно составить различные виды синквейнов (раздает конверты с заданием).  В конвертах инструкция по выполнению заданий. Четыре стола для работы группы, и на отдельно стоящем - необходимое оборудование и материал. На работу у вас три минуты.

Пока фокус-группа работает, я бы хотела познакомить вас с еще одним видом – это музыкальный синквейн.

7 слайд (схема синквейна)

Слушаем музыку. А теперь давайте опишем произведение. Работа с залом. Кто узнал произведение? Какое оно? Что делает? Какое предложение вы бы здесь составили? С чем ассоциируется это произведение? Вот что у нас получилось…..(читает). Молодцы!

Работа в группах окончена. Начнем с первой группы. Синквейн загадка. Прочитайте, не называя первое слово. А зал попробует отгадать. Угадали? Правильно!

Вторая группа у нас работала с творческим рисунком. Группа рисовала детское стихотворение. Расскажите, что у вас получилось. Очень интересно! (к залу) А вы догадались, какое стихотворение зашифровала группа? (ответы зала) Молодцы, правильно догадались.

Третья группа составляла синквейн по картинкам и рисункам-символам. Давайте, здесь тоже используем прием загадки. Не называя первого слова, расскажите, что у вас получилось? (к залу) Какую сказку описала третья группа? (ответы зала). Молодцы!

Задание четвертой группы было составить синквейн по рассказу. Группа нам даст описание, а мы попробуем разгадать, какой рассказ они описывали…. Точно описали, молодцы! Какой рассказ, кто догадался?

Спасибо фокус группе. Присаживайтесь на свои места. Мы с вами увидели четыре вида дидактического синквейна, с пятым познакомились во время работы фокус-группы.

8 слайд (третий слайд)

Я прошу вас ответить на несколько вопросов. Вам было интересно? Увлекательно? Вам объясняли, вас обучали и с вами делились? Вы сегодня познакомились с новыми формами работы? Вы проявляли сегодня свое творчество?

Мы с вами вернулись к первой схеме. Попробуем отгадать? (отгадывают). Конечно, это мастер-класс.

Молодцы! Мы с вами сегодня научились работать по технологии дидактического синквейна, а значит критически мыслить. Я надеюсь, мой опыт работы будет вам интересен и полезен! Спасибо за внимание и помощь.

Раздаточный материал для мастер-класса

1 группа: лист А3 (разлинованный как елочка синквейна) + фломастеры.

2 группа: лист Аз (разлинованный как елочка синквейна)+ фломастеры.

3 группа: зеленое панно с кармашками + картинки на тему сказки «Колобок».

4 группа: лист Аз (разлинованный как елочка синквейна)+ фломастеры.



Предварительный просмотр:

1 группа: лист А3 (разлинованный как елочка синквейна) + фломастеры.

2 группа: лист Аз (разлинованный как елочка синквейна)+ фломастеры.

3 группа: зеленое панно с кармашками + картинки на тему сказки «Колобок».

4 группа: лист Аз (разлинованный как елочка синквейна)+ фломастеры.

ГРУППА

№ 1

ГРУППА

№ 2

ГРУППА

№ 3

ГРУППА

№ 4

ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК

НАРИСУЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.Л.БАРТО

«НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ»

ИСПОЛЬЗУЯ РИСУНКИ-СИМВОЛЫ И СОБЛЮДАЯ СХЕМУ СИНКВЕЙНА ТАК, ТАК, ЧТОБЫ АУДИТОРИЯ ЗАЛА ОТГАДАЛА ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

1. ПРЕДМЕТ (ОДНО СЛОВО)

2. ПРИЗНАКИ (ДВА СЛОВА)

3. ДЕЙСТВИЯ (ТРИ СЛОВА)

4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ЧЕТЫРЕ СЛОВА)

5. АССОЦИАЦИЯ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ (ОДНО СЛОВО)

СИНКВЕЙН ПО РАССКАЗУ

ОПИШИТЕ  РАССКАЗ Н.Н. НОСОВА

«ЖИВАЯ ШЛЯПА», СОБЛЮДАЯ СХЕМУ СИНКВЕЙНА ТАК, ЧТОБЫ АУДИТОРИЯ ЗАЛА ОТГАДАЛА ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

1. ПРЕДМЕТ (ОДНО СЛОВО)

2. ПРИЗНАКИ (ДВА СЛОВА)

3. ДЕЙСТВИЯ (ТРИ СЛОВА)

4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ЧЕТЫРЕ СЛОВА)

5. АССОЦИАЦИЯ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ (ОДНО СЛОВО)

СИНКВЕЙН

ПО КАРТИНКАМ И РИСУНКАМ-СИМВОЛАМ

РАССТАВЬТЕ КАРТИНКИ

СКАЗКИ «КОЛОБОК»

СОБЛЮДАЯ СХЕМУ СИНКВЕЙНА:

1. ПРЕДМЕТ (ОДНО СЛОВО)

2. ПРИЗНАКИ (ДВА СЛОВА)

3. ДЕЙСТВИЯ (ТРИ СЛОВА)

4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ЧЕТЫРЕ СЛОВА)

5. АССОЦИАЦИЯ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ (ОДНО СЛОВО)

СИНКВЕЙН - ЗАГАДКА

СОБЛЮДАЯ СХЕМУ СИНКВЕЙНА,

НЕ УКАЗЫВАЯ ПЕРВОГО СЛОВА,

 ОПИШИТЕ ЕЖА ТАК,

ЧТОБЫ АУДИТОРИЯ ЗАЛА ОТГАДАЛА ЖИВОТНОЕ:

1. ПРЕДМЕТ (ОДНО СЛОВО)

2. ПРИЗНАКИ (ДВА СЛОВА)

3. ДЕЙСТВИЯ (ТРИ СЛОВА)

4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ЧЕТЫРЕ СЛОВА)

5. АССОЦИАЦИЯ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ (ОДНО СЛОВО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....

Консультация для родителей «Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Квиллинг – это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании и создании при помощи полученных фор...

Мастер-класс - «Использование мнемотаблиц как один из способов развития зрительно-вербальных функций у детей с нарушением зрения при подготовке к школе»

Данный материал направлен на ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники....

Развитие коммуникативности, мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи, мышления и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста....

Решение умственных задач как одно из средств развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Знакомство с опытом работы кружка "Знай-ка". Развитие мышления и речи дошкольников....