Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
направление работы по коррекциии слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Следует использовать дифференцированный подход, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности, а также характер нарушения слоговой структуры слова. Необходимо исключать слова с дефектно произносимыми звуками. Каждый тип слоговой структуры нужно последовательно отрабатывать даже в том случае, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В дальнейшем многосложные слова могут «разбиваться» на 2– 3 более простых с уже изученными слоговыми структурами. Характерной особенностью коррекционной работы является многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале .
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов: Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток; Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино; Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове: Перестановка слогов: «деворе» — дерево; Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот; 3. Искажение структуры отдельного слога: Сокращение стечений согласных: «тул» — стул; Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон; 4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы; 5. Персеверации (циклическое повторение одного слога). 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка
Слоговая структура слова, согласно Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:
ударность
количество слогов
линейная последовательность слогов
модель самого слога.
Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова:
1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.
Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).
2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
- в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
- без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
- с общим гласным (ка – та – ма – ва);
- обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
- слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
- «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопк
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением и без него). Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок. На данном этапе можно использовать следующие виды игр: - отхлопывание слов по слогам; - слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след; - слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме); - знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами; - слоговое лото (отгадай какое слово зашифровано).
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые линейки.
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
- «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания) Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001;
- Бабина Г. В., СафонкинаН. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи;
- Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015;
- Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006;
- Крупенчук О. И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова».-СПб.:Изд. дом «Литера»,2014;
- Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий, М. Парадигма, 2012;
- Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007
- Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.- М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»
Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением и корректируется с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"
Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
План профессионального роста «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
План профессионального роста...