Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением и корректируется с помощью специальных дидактических игровых приемах.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_3noyabr.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Консультация для воспитателей
«Нарушение слоговой структуры слова
у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»
Подготовила: учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Бабакова Т.Г.
станица Тацинская
ноябрь 2018 год
Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением и корректируется с помощью специальных дидактических игровых приемах.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Дидактические игры на формирование
слоговой структуры слова.
Игра: «Отхлопай слово».
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка. Мы его произносим по частям (хлопок на каждый слог: кош - ка.)
Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога: са-мо-лёт).
Игра: «Прошагай словечко».
Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? - Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? - Один. Как вы думаете, это короткое слово или длинное? - Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? - 3 шага. Это длинное слово или короткое? – Длинное.
Игра: «Сколько слогов в слове».
Мы слова отхлопывали, прошагали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка – кук-ла), из 3 слогов (3 хлопка – бе-ге-мот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка – ка-ран-да-ши) и 5 слогов (5 хлопков – ве-ло-си-пе-дист). Это очень длинные слова.
Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (хлопков, шагов).
Маленькая хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
Игра: «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприза).
Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых - 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
Игра: «Найди картинку».
Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
Игра: «Назови слоги».
Ребенок называет количество слогов в слове и определяет, какой первый, второй, третий слог, называя их по порядку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.
Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
План профессионального роста «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
План профессионального роста...