План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
материал по логопедии (старшая группа)

Тюнева Екатерина Ивановна

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а  усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Значимость данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры слова существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

В материале представлен план коррекционно-педагогической  работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова и игровые приемы. В плане раскрыт алгоритм  преодоления нарушений слоговой структуры слова в системе логопедических занятий. Приемы применяются на подготовительном этапе формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Развивают артикуляционную, крупную и мелкую моторику, чувство ритма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План коррекционно-педагогической  работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

на логопедических занятиях.

Период обучения

Форма организации занятий

Направления  работы

I Сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные логопедические  занятия по развитию лексико- грамматических средств языка и индивидуальные логопедические занятия по исправлению звукопроизношения

Формировать  пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию: в пространственных отношениях между предметами и собственным телом, в трехмерном и в двухмерном пространстве.

Совершенствовать моторные функции: статико-динамические и темпо- ритмические  параметры общих движений и  действий, статическую и динамическую координацию движений пальцев рук; статическую и динамическую координацию пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

II Декабрь, январь, февраль

Индивидуальные логопедические занятия по исправлению звукопроизношения (на этапе автоматизации и дифференциации звуков)

Развивать возможность восприятия и проговаривания лексических единиц:  изолированных и последовательных на уровне гласных звуков, слогов, слов.

Формировать навыки правильного произнесения 14 типов слоговой структуры слов продуктивных классов.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст] / З. Е. Агранович. — СПб : Детство-Пресс, 2000.

2.Бабина, Г. В., Сафонькина, Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб. метод. пособие [Текст].— М. : Книголюб, 2005. — 96 с.

3.Бабина, Г. В. Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] / Г. В. Бабина, Т. С. Анищенкова. — СПб. : Образование, 1997. -  С. 192-202.

4.Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст] / Н. С. Четверушкина. М. : Издательство Гном и Д., 2001.  



Предварительный просмотр:

Игровые приемы подготовительного этапа коррекционно-педагогической работы направленные на формирование

слоговой структуры слова

Игровые приемы направленные на совершенствование статико-динамических и темпо - ритмических параметров общих движений и действий.

Цель: совершенствовать координацию общих движений; формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.

Игра «Делай как я»

Вариант  1.  Воспроизведение серий движений руками. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;

     руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;

     руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;

              руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи… и др.;

2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;

    руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др.

Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Вариант  2.  Воспроизведение серий движений ногами. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  нога вперед, назад, вперед, назад ...;

     нога в сторону, на место, в сторону, на место...;

     нога назад, на место, назад, на место... И др;

2)  нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...;

                 нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... и др.

Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Игра «Веселые инструменты»

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе), нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы. Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же». Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.

Игра «Передай привет»

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе, затем отвечают на вопросы. Инструкция: «Передай привет правильно».  Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» и др.

Игра «Бабочки и цветы»

Вариант 1.  Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.  Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».

Вариант 2. Ход  игры. На фланелеграфе  -  ряд  одинаковых  картинок (цветки с бабочками или без них). Дети считают количество цветков, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».

Цель: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

Упражнение 1

Выполнение единичного (нескольких- двух, трех, четырех и т.д.) поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 2

Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).

Упражнение 3

Выполнение одного, нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 4

Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 5

«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

Цель: Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений. 

Упражнение с фишками

Перед ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук). Логопед показывает движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по фишкам. Ребенок повторяет упражнение за логопедом. Варианты артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Трубочка»,                         «Заборчик», «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Парус», «Грибок», «Лошадка».

Примечание: Длина «пути» зависит от индивидуальных возможностей ребенка. В качестве дорожки из фишек можно использовать следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т.д.

Упражнение с символами

Перед ребенком раскладываются картинки-символы с изображениями артикуляционных упражнений. Логопед показывает чередующиеся движения. Ребенок повторяет упражнение за логопедом. Варианты чередований движений губ: «Заборчик-Трубочка», «Горка-Парус», «Лопатка-Иголочка», «Улыбка-Заборчик-Трубочка», «Лопатка-Горка-Парус», «Иголка-Парус-Горка». Варианты чередований движений пальцев: работает только указательный палец; работают указательный и третий пальцы; указательный и четвертый пальцы; указательный, третий, четвертый пальцы.

Качели

Вариант 1.Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз. Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения. Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Часики

Вариант   1.   Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Чистим зубки

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних). Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.

Вкусное варенье

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу. Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Гармошка

Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке. 

Лошадка

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям).

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить: заданное количество движений; движения в заданном ритме.

Маляр

Вариант 1. Рот широко открыт, язык выполняет движения по нёбу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая движется синхронно движениям языка.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том лее положении и выполняют те же движения. Рука движется в направлениях, противоположных движениям языка. 

Игровые приемы направленные на коррекцию ориентации в пространственных отношениях между предметами и собственным телом, в трехмерном и двухмерном пространстве:

Цель: коррекция ориентации в пространственных отношениях между предметами и собственным телом.

Игра «Обезьянки»

Вариант  1. Копирование движений руки. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование движений ноги. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.  Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант  3.  Копирование движений обеих рук. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:

а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;

б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант  4.  Копирование движений рук и ног. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».

Игра «Кто-  где находится»

Вариант  1.  Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.  Дети выполняют инструкции.  Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант  2.  Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.  Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Посади мишку впереди Светы, куклу - позади Светы»; «Расскажи, кто где находится».

Игра «Далеко- близко»

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).  Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы».)

Цель: развитие ориентации в трехмерном пространстве. 

Игра «Подберите дорожку»

Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки». Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры».

Игра «Впереди- позади»

Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади. Инструкции: «Ваня, встань позади Светы». «Расскажи, кто впереди (позади) тебя». «Расскажи, кто впереди (позади) Светы».

Игра «Веселые игрушки»

Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки впереди и позади ребенка. Ребенок выполняет инструкции. Инструкции: «Назови игрушку». «Скажи, где она находится - впереди или позади». «Закрой глаза, вспомни и назови все игрушки».

Игра «Строим город»

Ход игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий — сверху». «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика».

Цель: развитие ориентации в двухмерном пространстве. 

Игра «Солнышко»

Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка. Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом. Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»

 Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).

Игра «Игрушки для зайчика»

Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

Игра «Коврики»

Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

Игра «Выбери дорожки»

Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга. Дети  выполняют инструкцию,  затем объясняют свои действия. Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика».

Список литературы

1.Бабина, Г. В., Сафонькина, Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб. метод. пособие [Текст].— М. : Книголюб, 2005. — 96 с.

2.Бабина, Г. В. Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] / Г. В. Бабина, Т. С. Анищенкова. — СПб. : Образование, 1997. -  С. 192-202.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Программа учитывает общность развития нормаль...

Слоговая структура слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллек...

"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."

Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является...