План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
материал по логопедии (старшая группа)
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Значимость данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры слова существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
В материале представлен план коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова и игровые приемы. В плане раскрыт алгоритм преодоления нарушений слоговой структуры слова в системе логопедических занятий. Приемы применяются на подготовительном этапе формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Развивают артикуляционную, крупную и мелкую моторику, чувство ритма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
на логопедических занятиях.
Период обучения | Форма организации занятий | Направления работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Фронтальные логопедические занятия по развитию лексико- грамматических средств языка и индивидуальные логопедические занятия по исправлению звукопроизношения | Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию: в пространственных отношениях между предметами и собственным телом, в трехмерном и в двухмерном пространстве. Совершенствовать моторные функции: статико-динамические и темпо- ритмические параметры общих движений и действий, статическую и динамическую координацию движений пальцев рук; статическую и динамическую координацию пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений. |
II Декабрь, январь, февраль | Индивидуальные логопедические занятия по исправлению звукопроизношения (на этапе автоматизации и дифференциации звуков) | Развивать возможность восприятия и проговаривания лексических единиц: изолированных и последовательных на уровне гласных звуков, слогов, слов. Формировать навыки правильного произнесения 14 типов слоговой структуры слов продуктивных классов. |
Список литературы
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст] / З. Е. Агранович. — СПб : Детство-Пресс, 2000.
2.Бабина, Г. В., Сафонькина, Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб. метод. пособие [Текст].— М. : Книголюб, 2005. — 96 с.
3.Бабина, Г. В. Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] / Г. В. Бабина, Т. С. Анищенкова. — СПб. : Образование, 1997. - С. 192-202.
4.Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст] / Н. С. Четверушкина. М. : Издательство Гном и Д., 2001.
Предварительный просмотр:
Игровые приемы подготовительного этапа коррекционно-педагогической работы направленные на формирование
слоговой структуры слова
Игровые приемы направленные на совершенствование статико-динамических и темпо - ритмических параметров общих движений и действий.
Цель: совершенствовать координацию общих движений; формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.
Игра «Делай как я»
Вариант 1. Воспроизведение серий движений руками. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:
1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;
руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;
руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;
руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи… и др.;
2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;
руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др.
Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Вариант 2. Воспроизведение серий движений ногами. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:
1) нога вперед, назад, вперед, назад ...;
нога в сторону, на место, в сторону, на место...;
нога назад, на место, назад, на место... И др;
2) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...;
нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... и др.
Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Игра «Веселые инструменты»
Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе), нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы. Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же». Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.
Игра «Передай привет»
Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе, затем отвечают на вопросы. Инструкция: «Передай привет правильно». Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» и др.
Игра «Бабочки и цветы»
Вариант 1. Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».
Вариант 2. Ход игры. На фланелеграфе - ряд одинаковых картинок (цветки с бабочками или без них). Дети считают количество цветков, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».
Цель: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнение 1
Выполнение единичного (нескольких- двух, трех, четырех и т.д.) поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 2
Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).
Упражнение 3
Выполнение одного, нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 4
Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 5
«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.
Цель: Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Упражнение с фишками
Перед ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук). Логопед показывает движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по фишкам. Ребенок повторяет упражнение за логопедом. Варианты артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Парус», «Грибок», «Лошадка».
Примечание: Длина «пути» зависит от индивидуальных возможностей ребенка. В качестве дорожки из фишек можно использовать следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т.д.
Упражнение с символами
Перед ребенком раскладываются картинки-символы с изображениями артикуляционных упражнений. Логопед показывает чередующиеся движения. Ребенок повторяет упражнение за логопедом. Варианты чередований движений губ: «Заборчик-Трубочка», «Горка-Парус», «Лопатка-Иголочка», «Улыбка-Заборчик-Трубочка», «Лопатка-Горка-Парус», «Иголка-Парус-Горка». Варианты чередований движений пальцев: работает только указательный палец; работают указательный и третий пальцы; указательный и четвертый пальцы; указательный, третий, четвертый пальцы.
Качели
Вариант 1.Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз. Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2. Язык производит те же движения. Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Часики
Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.
Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Чистим зубки
Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних). Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.
Вкусное варенье
Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу. Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.
Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Гармошка
Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.
Лошадка
Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям).
Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить: заданное количество движений; движения в заданном ритме.
Маляр
Вариант 1. Рот широко открыт, язык выполняет движения по нёбу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая движется синхронно движениям языка.
Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том лее положении и выполняют те же движения. Рука движется в направлениях, противоположных движениям языка.
Игровые приемы направленные на коррекцию ориентации в пространственных отношениях между предметами и собственным телом, в трехмерном и двухмерном пространстве:
Цель: коррекция ориентации в пространственных отношениях между предметами и собственным телом.
Игра «Обезьянки»
Вариант 1. Копирование движений руки. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».
Вариант 2. Копирование движений ноги. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».
Вариант 3. Копирование движений обеих рук. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:
а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;
б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».
Вариант 4. Копирование движений рук и ног. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я».
Игра «Кто- где находится»
Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.
Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Посади мишку впереди Светы, куклу - позади Светы»; «Расскажи, кто где находится».
Игра «Далеко- близко»
Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы».)
Цель: развитие ориентации в трехмерном пространстве.
Игра «Подберите дорожку»
Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки». Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры».
Игра «Впереди- позади»
Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади. Инструкции: «Ваня, встань позади Светы». «Расскажи, кто впереди (позади) тебя». «Расскажи, кто впереди (позади) Светы».
Игра «Веселые игрушки»
Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки впереди и позади ребенка. Ребенок выполняет инструкции. Инструкции: «Назови игрушку». «Скажи, где она находится - впереди или позади». «Закрой глаза, вспомни и назови все игрушки».
Игра «Строим город»
Ход игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий — сверху». «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика».
Цель: развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Игра «Солнышко»
Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка. Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом. Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»
Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).
Игра «Игрушки для зайчика»
Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
Игра «Коврики»
Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».
Игра «Выбери дорожки»
Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга. Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика».
Список литературы
1.Бабина, Г. В., Сафонькина, Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб. метод. пособие [Текст].— М. : Книголюб, 2005. — 96 с.
2.Бабина, Г. В. Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] / Г. В. Бабина, Т. С. Анищенкова. — СПб. : Образование, 1997. - С. 192-202.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...
Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.
Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Программа учитывает общность развития нормаль...
Слоговая структура слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллек...
"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."
Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является...