Сообщение из опыта работы "Использование фольклора во время коррекционной образовательной совместной и самостоятельной деятельности"
консультация по логопедии

Мурзина Ольга Николаевна

Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ispolzovanie_folklora.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 450

Использование фольклора во время коррекционной образовательной совместной

и самостоятельной деятельности

Сообщение из опыта работы в рамках

педагогического совета № 2

от

Учитель-логопед

группы «Говорунчики»

Мурзина О.Н.

Дети с речевыми нарушениями плохо усваивают речевой материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается, опираясь на наш опыт, мы можем сказать, что не надо упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение, и конечно, правильно организованное систематические занятия помогут им достичь определённых успехов.

В народных песнях часто поётся о различных цветах и растениях, поэтому всё, о чём говорится в хороводах и музыкальных играх, близко и доступно дошколятам.

Известно, что количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. Народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики использую народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

- занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

- логоритмические занятия.

Использую фольклорные произведения на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи).

Воспитатель группы также в коррекционной работе использует фольклор в разных видах деятельности:
- при организации и проведении режимных моментов;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в приобщении детей к национальной культуре;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» такие как: потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.
По определению В.И.Даля, чистоговорка – это: «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление. Загадки используем при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности и в игре.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.

Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет:

расширять детские представления об окружающем их мире;

сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;

обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;

речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;

улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Сказочное творчество в интеграции образовательных областей"

Авторы: Музыкальный руководитель Федорина Марина Альбертовна, Воспитатели: Шудрова Лидия Апполоновна, Ловыгина Наталья Николаевна.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТНОГО КОНСТРУКТОРА «ПОЛИДРОН» В КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»

Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных ви...

Сообщение из опыта работы: "«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»

«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»...

Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ».

Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ». Представлен на заседании РМО учителей -логопедов 7.02.2017г....

Развитие креативности у детей дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» (обобщение педагогического опыта)

Развитие  креативности   у  детей    дошкольного  возраста  в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной облас...

Сообщение из опыта работы «Условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса»

В сообщении из опыта работы «Условия для осуществленияиндивидуализации образовательного процесса» раскрывается понятие индивидуализация, основные принципы, направленные на развитие индивид...

Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."

Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...