Рабочая программа коррекционного курса ПРОИЗНОШЕНИЕ (старшая группа)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Зырянова Татьяна Владимировна

Цель курса — развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_proiznoshenie_st._gr._2-3_ur.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                     Утверждаю:

педагогического консилиума                                                  Заведующий МАДОУ № 322

от _________20___г.                                                                Мухаматгалннва К.А.                                                            

     протокол №_______                                                                 _____________________                                      

 «___»____________20__ г      .                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРОИЗНОШЕНИЕ

Старшая группа

Учитель-логопед: Зырянова Т.В.

Красноярск-2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПРОИЗНОШЕНИЕ»

(старшая группа, третий год обучения, ОНР II - III уровня)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса — развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня. 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5 - 6 лет (старшая группа), обучающихся по АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II - III уровня).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Курс  реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для  воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые.

Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 20 – 25  минут. Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

2. Развитие просодической стороны речи.

2. Развитие просодической стороны речи.

3. Коррекцию произносительной стороны речи.

3. Коррекцию произносительной стороны речи.

4. Развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению звуковым анализом слова.

4. Развитие фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза  слогов и односложных слов.

5. Работу над слоговой структурой слова.

5. Работу над слоговой структурой слова.

6. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

7. Развитие общей и мелкой моторики.

Описание места курса в содержании АООП.

Содержание курса тесно связано с содержанием других элементов «Программы коррекционно-развивающей работы» (курс «Развитие речи», индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения).

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».

Содержание курса «Произношение» является основой для курса «Обучение грамоте».

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз: затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

        Моторика развита недостаточно.

III уровень

Оральный праксис: незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание и голос, как правило, без особенностей.

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

Звуко-слоговая структура слов и фраз: нарушение или затруднение в воспроизведении структуры многосложных слов и фраз.

Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов  в слове \ предложении).

Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.

Планируемые результаты освоения коррекционного  курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

II вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:

  • различает гласные по принципу контраста: [а] -не [а], [у]-[а], [и]-[у], [э]-[о], [и]-[о], [э]-[у];
  • различает гласные, близкие по артикуляции: [у]-[о];
  • различает слова, сходные по звучанию (кит-кот, миска-киска).

В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:

  • четко различает звуки по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость;
  • дифференцирует звуки по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш);

В плане развития просодической стороны речи:

  • владеет речевым дыханием – спокойный короткий вдох и длительный ротовой выдох;
  • умеет мягко изменять голос с тихого на громкий, с высокого на низкий и наоборот;
  • владеет умеренным темпом речи (по подражанию логопеду);
  • умеет интонационно выразительно рассказывать сказки и небольшие стихи.

В плане развития просодической стороны речи:

  • владеет правильным речевым дыханием - спокойный короткий вдох и длительный ротовой выдох;
  • сформирован навык мягкого голосоведения;
  • владеет  умеренным темпом речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
  • сформирована ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляция голоса.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

  • правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
  • активно выполняет движения органами речевого аппарата;
  • сформированы правильные уклады свистящих и шипящих звуков;
  • поставленные звуки автоматизированы в игровой и свободной речевой деятельности.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

  • правильно произносит имеющиеся звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
  • активно  движения речевого аппарата, готов  к формированию звуков всех групп;
  • сформированы правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизированы поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:

  • различает гласные и согласные звуки;
  • выделяет из ряда звуков гласные звуки;
  • выделяет начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными;
  • выделяет согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] и их мягкие варианты в начале слов; дифференцирует звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]-[н], [п]-[т], [б]-[д], [к]-[т]) в ряду звуков, слогов, слов;
  • подбирает слова с заданным звуком.

В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:

  • различает на слух гласные и согласные звуки;
  • выделять звук в словах (в начале, середине, конце);
  • выделяет звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах;
  • выделяет ударный звук в слове;
  • преобразует прямые и обратные слоги (ас-са), односложные  слова (лак – лик);
  • владеет навыками звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

В плане работы над слоговой структурой слова:

  • умеет различать на слух длинные и короткие слова;
  • умеет запоминать и воспроизводить цепочки одинаковых слогов, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
  • умеет правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

В плане работы над слоговой структурой слова:

  • умеет различать на слух длинные и короткие слова;
  • умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;
  • умеет использовать в речи слова различной звуко-слоговой структуры;
  • сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник).

В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:

  • умеет рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии;
  • умеет штриховать несложные предметы.

В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:

  • обводит контуры предметов, рисует по трафаретам, по клеткам, «петелькой» и «штрихом», закрашивает контуры предметов ровными линиями и точками;
  • штрихует вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями.

В плане развития общей и мелкой моторики:

  • выполняет упражнения для пальцев и кистей рук;
  • выполняет движения по тексту стихотворения, физминутки.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр, режимных моментов; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Речевой профиль группы представляет собой таблицу, в которой с помощью цвета обозначены: звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа курса «Произношение» имеет следующие направления:

  • Развитие понимания речи.
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие общих речевых навыков.
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Звукопроизношение.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Работа по данным направлениям на занятиях курса «Произношение» осуществляется параллельно.

  • Развитие понимания речи.

II вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1)Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи

существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на

основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах

ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

2)Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие

понятия.

3)Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной

речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных

прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и

порядковых числительных.

4)Сформировать понимание простых предлогов.

5)Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

1)Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.

2)Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

3)Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

4)Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

5)Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

6)Объяснять значение слов с опорой  на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

7)Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов  в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

8)Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

9)Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

10)Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

11)Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

12)Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

13)Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

14)Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов  мужского и женского рода по временам.

15)Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

16)Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

17)Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

18)Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

19)Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

20)Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

21)Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа  предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

  • Развитие активной подражательной речевой деятельности.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1)Воспитывать потребность в речевом общении.

2) Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и

словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

3) Формировать умение отвечать на вопросы по предметной и сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

1)Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2)Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

3)Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок,   рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

4)Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

5)Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

6)Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

  • Развитие внимания, памяти, мышления.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1) Развивать произвольность мысли-

тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания

взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

2) Учить решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.

3) Формировать основы словесно-логического мышления.

4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля)

5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки).

6) Формировать наглядно-образные представления, учить воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»). 7) Учить выявлению и пони-

манию иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

8) Формировать способность к активной поисковой деятельности.

1) Развивать произвольность мысли-

тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания

взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

2) Учить решать задачи в уме, опираясь на образные представления о предметах.

3) Формировать словесно-логическое мышление.

4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля)

5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление шести фигурной матрешки путем зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки).

6) Развивать наглядно-образные представления, умение воссоздавать целое на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»).

 7) Развивать понимание иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

8) Развивать способность к активной поисковой деятельности.

Задание «Найди различия в двух похожих рисунках» способствует развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Отгадывание загадок (о животных, птицах, предметах окружающего мира и др.) развивает образное мышление, внимание и память.

  • Развитие общих речевых навыков.
  1. Развивать интонационную выразительность речи, тембровую окраску голоса.
  2. Воспитывать правильное физиологическое и речевое дыхание.
  3. Совершенствовать навык правильной голосоподачи.
  4. Совершенствовать чёткость дикции.
  5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).
  6. Совершенствовать умение говорить в спокойном темпе и правильно брать дыхание.
  • Формирование фонематического восприятия.
  1. Узнавание неречевых звуков, звукокомплексов по просодическим характеристикам (темп, ритм, интонация, высота голоса и др.).
  2. Различение слов близких по звуковому составу.
  3. Дифференциация слогов.
  4. Дифференциация фонем.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твёрдости и мягкости, звонкости – глухости согласных.
  2. Упражнять детей в выделении ударных гласных в словах.
  3. Упражнять детей в выделении согласных из ряда звуков; в выделении конечных согласных, анализировать обратные слоги с ними.
  4. Учить выделять пройденные согласные из слов.
  5. Научить фонематическому анализу трёхзвуковых слов типа кот, кит, лось.
  6. Учить подбирать слова на заданный звук и слова с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
  • Звукопроизношение.
  1. Уточнить четкость произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э]  и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [ф] [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].
  2. Закрепить чистое произношение свистящих звуков.
  3. Автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах и в свободной речи.
  4. Формировать правильную артикуляцию звуков [р], [рь] и  их автоматизацию.
  5. Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [ль] и их автоматизацию.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  1. Активизировать движения органов артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, готовить его к формированию звуков всех групп.
  2. Формировать движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
  3. Развивать общую моторику, учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
  4. Развитие подвижности кистей и пальцев рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики, рисования «дорожек», обводок, штриховок.
  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

На каждом занятии курса в игровой занимательной форме даются задания на развитие произвольных движений пальцев рук и формирование элементарных графических навыков: «Обведи контуры предметов», «Нарисуй по трафаретам» ( по клеткам, «петелькой» и «штрихом»), «Закрась контуры предметов ровными линиями» (точками); «Заштрихуй вертикальными (горизонтальными, наклонными) линиями».

Произвольные движения пальцев рук также развиваются во время физминуток. На первых занятиях желательно выполнять задания вместе с детьми и в медленном темпе.

Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения во всех режимных моментах.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

Таким образом, во время занятий у детей происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Старшая группа 

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

№ недели

Тема

Содержание занятий

для детей с ОНР II уровня

для детей с ОНР III уровня

СЕНТЯБРЬ

4

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ОКТЯБРЬ

1

Знакомство с органами артикуляци-онного аппарата.

Звуки. Речевые и неречевые звуки.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Дать понятие «звуки», «речевые звуки», «неречевые звуки»

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Дать понятие «слово», длинные и короткие слова.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Дать понятие «звуки», «речевые звуки», «неречевые звуки»

2

Звук  А.  .

Познакомить со звуком А, его артикуляцией, (его символом).

 Учить выделять звук А из ряда звуков.

Знакомство с понятием «слово».

Познакомить со звуком А, его артикуляцией, (его символом).

Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука.

Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова).

3

Звук У.  

Познакомить со звуком У, его артикуляцией, (его символом).

Учить выделять звук У из ряда звуков.

«Длинные» и «короткие» слова.

Познакомить со звуком У,  его артикуляцией, (его символом).

Выделение в словах первого гласного звука.

Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов.

4

Звук И.

Познакомить со звуком И, его артикуляцией, (его символом).

Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова).

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком И, его артикуляцией, (его символом).

Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию.

Анализ  и синтез сочетаний из двух гласных: АИ, ИУ.

Развитие графо-моторных навыков.

НОЯБРЬ

1

Звук  О.

Познакомить со звуком О, его артикуляцией, (его символом).  

Выделение первого гласного звука.

Определение  наличия или отсутствия  в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки).

Познакомить со звуком О, его артикуляцией, (его символом).  

Выделение первого и последнего гласного звука.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)

 Определение  наличия или отсутствия  в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки).

2

Звук  Э.

Познакомить со звуком Э, его артикуляцией, (его символом).

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Э, его артикуляцией, (его символом).

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов.

Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ, …)

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звук Ы.  Дифференциация звуков Ы-И.

Познакомить со звуком Ы, его артикуляцией, (его символом).

Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков.

Дать понятие «гласный звук». Выделение первого гласного звука (Ива, Автобусы, Удочка, Иголка и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ы, его артикуляцией, (его символом). Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков, слогов и слов.

Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки М-МЬ. Согласные звуки.

Познакомить со звуком М, его артикуляцией.

Учить выделять звук М из ряда звуков.

Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком М, его артикуляцией.

Учить выделять звук М в конце слова.

Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Развитие графо-моторных навыков.

ДЕКАБРЬ

1

Звуки П-ПЬ.

Познакомить со звуком П, его артикуляцией.

 Характеристика звука П (по схеме-помогайке: не поётся, согласный, обозначаем синим цветом).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука П в словах.

Звуковой анализ слога АП.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком П, его артикуляцией.

 Характеристика звука П (по схеме-помогайке: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука П в словах.

Анализ, синтез  прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО, ПУ.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звуки Б-БЬ. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ.

 Звонкие и глухие согласные.

Познакомить со звуком Б, его артикуляцией.

 Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Характеристика звука (по схеме: Звук Б не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Бь не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ  слогов БО, БИ. Закрепление понятия «слово».

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Б, его артикуляцией.

 Характеристика звука Б (по схеме: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Анализ, синтез  двусложных слов с открытыми слогами (БАБА, ПАПА). Закрепление понятия «слово».

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки  Н-НЬ.

Познакомить со звуком Н, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Н, Нь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова НИНА.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Н, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Н, Нь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление звуко-слоговой схемы слова БАНАНЫ.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки Т-ТЬ.

Познакомить со звуком Т, его артикуляцией.

 Характеристика звука Т (по схеме: Звук Т не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Ть не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.).

Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ  слогов ТА, ТИ. Закрепление понятия «слово».

Учить выделять звуки Т, Ть в названиях картинок.

 Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Т, его артикуляцией.

 Характеристика звука Т (по схеме: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

 Анализ и синтез  слогов и слов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ, ТОМ, ТИМ.

Развитие графо-моторных навыков.

5

Звуки Д-ДЬ. Дифференциация звуков

Т-Д, Ть-Дь

Познакомить со звуком Д, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Д, Дь (по схеме).

Учить выделять звуки Д, Дь в названиях картинок.

Дать  понятие «слог». Учить делить слова на слоги, подбирать слоговую схему к слову. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Д, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Д, Дь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дать  понятие «слог». Учить делить слова на слоги. Анализ, синтез   1-2-сложных слов ДОМ, ДИМА.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

Звуки Ф-ФЬ.

Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову.

Звуковой анализ слогов ФО, ФИ.

Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление слов по первым звукам  данных слов. Звуковые схемы слов ФОМА, ФИМА.

3

Звуки В-ВЬ.

Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь

Познакомить со звуком В, его артикуляцией.

 Характеристика звуков В, Вь (по схеме).

Упражнение в выделении звуков В, Вь из названий картинок.

Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком В, его артикуляцией.

 Характеристика звуков В, Вь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление звуко-слоговой схемы слова.

Анализ, синтез  двусложных слов ИВА, ВАТА.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки К-КЬ.

Познакомить со звуком К, его артикуляцией.

 Характеристика звуков К, Кь (по схеме).

Упражнение в нахождении картинок со звуком К, Кь. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова ПАУКИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком К, его артикуляцией.

 Характеристика звуков К, Кь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуковой  анализ слова ПАУКИ.

Развитие графо-моторных навыков.

ФЕВРАЛЬ

1

Звуки Г-ГЬ

Дифференциация звуков К-Г, Кь-Гь.

Познакомить со звуком Г, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Г, Гь (по схеме).

Упражнение в нахождении картинок со звуком Г, Гь. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова ГУСИ.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Г, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Г, Гь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звук Х-ХЬ.

Познакомить со звуком Х, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Х, Хь (по схеме).

Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы.

Звуковой анализ слов МУХА, МУХИ. Сравнение звуковых схем.

Познакомить со звуком Х, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Х, Хь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление слов по начальным звукам данных слов. Звуковые схемы слов ПУХ, МУХА.

3

Звуки С-СЬ.

Познакомить со звуком С, его артикуляцией.

 Учить определять «звонкость/глухость» согласного. Характеристика звуков С, Сь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова НОС.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком С, его артикуляцией.

 Характеристика звуков С, Сь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах.

Закрепление  звукового  анализа и синтеза.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки З – ЗЬ

Дифференциация звуков С-З, Сь-Зь.

Познакомить со звуком З, его артикуляцией.

 Характеристика звуков З, Зь (по схеме).

Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах.

Дать понятие «предложение».  Составление схем простых предложений.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком З, его артикуляцией.

 Характеристика звуков З, Зь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дать понятие «предложение».  Составление схем простых предложений.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Развитие графо-моторных навыков.

МАРТ

1

Звук Ц.

Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ц (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуковой анализ слова ЦЫП.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ц (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Анализ, синтез  2-3-сложных слов ОВЦА, ВОДИЦА.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Дифференциация звуков С-З-Ц

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Определение количества слогов в словах.

Составление схемы простого предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Определение количества слогов в словах.

Работа со схемой предложения.

3

Звук Й.

Познакомить со звуком Й, его артикуляцией.

 Характеристика звука Й (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Й, его артикуляцией.

 Характеристика звука Й (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звук Ш.

Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ш (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуковой анализ слова ДУШ.

Составление схемы простого предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ш (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении.

Развитие графо-моторных навыков.

5

Звук Ж.

Дифференцциация звуков Ш-Ж

Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ж (по схеме).

Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы.

Звуковой анализ слова ЖУК.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

 Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ж (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Деление слов на слоги, выделение «ударного гласного» в слове.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости

Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

АПРЕЛЬ

1

Дифференциация звуков Ш-Ж-С-З

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формирование навыка преобразования  слогов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу).

Составление предложения по картинке. Закрепление умения составлять схему предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формирование навыка преобразования  слогов, слов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу, шар-жар,шутка-жутко).  

Закрепление умения составлять схему предложения.

2

Звуки Л-ЛЬ.

Познакомить со звуком Л, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Л, Ль (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА.

Закрепление умения составлять схему предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Л, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Л, Ль (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Закрепление умения составлять схему предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки Р-РЬ.

Познакомить со звуком Р, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Р, Рь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова РАК.

Познакомить со звуком Р, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Р, Рь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах.

Разгадывание ребусов.

4

Дифференциация звуков Л-Р

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Звуко-слоговой анализ слов РОМА, МИЛА.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Звуковые схемы слов РОМА, МИЛА.

МАЙ

1

Звук Ч.

Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ч (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЧАСЫ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ч (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Закрепление умения определять количество слогов в словах, рисовать слоговую схему.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звук Щ.

Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией.

 Характеристика звука Щ (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЩУКА.

Закрепление умения составлять схему простого предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией.

 Характеристика звука Щ (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование логопедического кабинета

Стол логопедический – 1 шт.

Стулья детские – 3 шт.

Стул – 1 шт.

Стол – 1 шт.

Шкаф-стеллаж – 2 шт.

Стеллаж – 1шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Светильник потолочный  – 1 шт.

Светильник настенный – 1шт

Ноутбук – 1 шт.

Дидактический материал

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Одноразовые салфетки.
  3. Настольная ширма.
  4. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
  5. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные пластиковые кружки, звуковые домики для определения места звука в слове и др.)
  6. Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик и др)
  7. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  8. Картинный материал для автоматизации разных групп звуков.
  9. Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, трафареты, вкладыши, пирамидки, сухой фасолевый бассейн и др.).

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб., 2000.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М., 2013.
  3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий.  Старшая группа. – М., 2016.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  5. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. – М.: Сфера, 2013.
  6. Громова О.Е. Говорю правильно Ш-Ж. – М.: Сфера, 2013.
  7. Дедюхина Г.В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. – М: Гном – Пресс, 1999.
  8. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М: Академия, 2003.
  9. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: просвещение, 1992.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  11. Земцова О.Н. Секреты трудных звуков: Учебное пособие. – М: Махаон, 2008.
  12. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (т, д, к, г, х). Авт.-сост. К.Е. Бухарина – СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  13. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2003.
  14. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 - 6 лет. Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
  15. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет. – М., 2003.
  16. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М., 2015.
  17. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей.  - СПб: ИД «МиМ», 1997.
  18. Кузнецова Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.:ТЦ Сфера, 2008
  19. Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  20. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
  21. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
  22. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: Т.Ц Сфера, 2008.
  23. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  24. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР с 4 до 7 лет. – СПб.: Детство-Пресс 2007.
  25. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
  26. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей. – Ярославль: Академия развития, 2012,
  27. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: Каро, 2006.
  28. Перегудова Т.С., Османова Г.А. вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков Ч, Щ. – СПб: Каро, 2009
  29. Пеллингер Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 1995.
  30. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детй дошкольного возраста, - СПб.: Каро, 2007.
  31. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  32. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преоддоление у младших школьников.М.: Владос, 1997.
  33. Селиверстов В. Заикание у детей. М.: Владос, 1994.

 34.   Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.

  1. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги.
  2. Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Сост. Мамаева А.В. и др. – Красноярск, 2016.
  3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа. - М., 2002.
  4. Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – М., № 6, 1985.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш. Екатеринбург: Литур, 2007.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" (средняя группа)

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение"(старшая группа)

Развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Вторая младшая группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "ПРОИЗНОШЕНИЕ". Вторая младшая группа...

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Средняя группа

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Средняя группа...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Произношение" (старшая группа, первый год обучения)

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" предназначена для реализации в группах комбинированной направленности для детей с ТНР 1-го года обучения. Включает в себя пояснительную ...