Рабочая программа коррекционного курса ПРОИЗНОШЕНИЕ (старшая группа)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Цель курса — развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_proiznoshenie_st._gr._2-3_ur.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принята решением Утверждаю:
педагогического консилиума Заведующий МАДОУ № 322
от _________20___г. Мухаматгалннва К.А.
протокол №_______ _____________________
«___»____________20__ г .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Старшая группа
Учитель-логопед: Зырянова Т.В.
Красноярск-2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
(старшая группа, третий год обучения, ОНР II - III уровня)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса — развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5 - 6 лет (старшая группа), обучающихся по АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II - III уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 20 – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи. | 1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи. |
2. Развитие просодической стороны речи. | 2. Развитие просодической стороны речи. |
3. Коррекцию произносительной стороны речи. | 3. Коррекцию произносительной стороны речи. |
4. Развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению звуковым анализом слова. | 4. Развитие фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза слогов и односложных слов. |
5. Работу над слоговой структурой слова. | 5. Работу над слоговой структурой слова. |
6. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. | |
7. Развитие общей и мелкой моторики. |
Описание места курса в содержании АООП.
Содержание курса тесно связано с содержанием других элементов «Программы коррекционно-развивающей работы» (курс «Развитие речи», индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения).
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».
Содержание курса «Произношение» является основой для курса «Обучение грамоте».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз: затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
Моторика развита недостаточно.
III уровень
Оральный праксис: незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание и голос, как правило, без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз: нарушение или затруднение в воспроизведении структуры многосложных слов и фраз.
Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов в слове \ предложении).
Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
II вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:
| В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:
|
В плане развития просодической стороны речи:
| В плане развития просодической стороны речи:
|
В плане коррекции произносительной стороны речи:
| В плане коррекции произносительной стороны речи:
|
В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:
| В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:
|
В плане работы над слоговой структурой слова:
| В плане работы над слоговой структурой слова:
|
В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:
| В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:
|
В плане развития общей и мелкой моторики:
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр, режимных моментов; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Речевой профиль группы представляет собой таблицу, в которой с помощью цвета обозначены: звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса «Произношение» имеет следующие направления:
- Развитие понимания речи.
- Развитие активной подражательной речевой деятельности.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие общих речевых навыков.
- Формирование фонематического восприятия.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Звукопроизношение.
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Работа по данным направлениям на занятиях курса «Произношение» осуществляется параллельно.
- Развитие понимания речи.
II вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1)Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. 2)Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. 3)Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. 4)Сформировать понимание простых предлогов. 5)Сформировать понятие слово и умение оперировать им. | 1)Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы. 2)Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. 3)Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. 4)Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. 5)Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище). 6)Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель). 7)Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый). 8)Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. 9)Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее). 10)Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия. 11)Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. 12)Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением. 13)Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. 14)Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам. 15)Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования. 16)Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными. 17)Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. 18)Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий). 19)Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под). 20)Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 21)Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога). |
- Развитие активной подражательной речевой деятельности.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1)Воспитывать потребность в речевом общении. 2) Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. 3) Формировать умение отвечать на вопросы по предметной и сюжетной картинкам, по демонстрации действий. | 1)Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 2)Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. 3)Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта. 4)Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. 5)Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. 6)Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи. |
- Развитие внимания, памяти, мышления.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1) Развивать произвольность мысли- тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец). 2) Учить решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах. 3) Формировать основы словесно-логического мышления. 4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля) 5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки). 6) Формировать наглядно-образные представления, учить воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»). 7) Учить выявлению и пони- манию иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. 8) Формировать способность к активной поисковой деятельности. | 1) Развивать произвольность мысли- тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец). 2) Учить решать задачи в уме, опираясь на образные представления о предметах. 3) Формировать словесно-логическое мышление. 4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля) 5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление шести фигурной матрешки путем зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки). 6) Развивать наглядно-образные представления, умение воссоздавать целое на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»). 7) Развивать понимание иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. 8) Развивать способность к активной поисковой деятельности. |
Задание «Найди различия в двух похожих рисунках» способствует развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Отгадывание загадок (о животных, птицах, предметах окружающего мира и др.) развивает образное мышление, внимание и память.
- Развитие общих речевых навыков.
- Развивать интонационную выразительность речи, тембровую окраску голоса.
- Воспитывать правильное физиологическое и речевое дыхание.
- Совершенствовать навык правильной голосоподачи.
- Совершенствовать чёткость дикции.
- Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).
- Совершенствовать умение говорить в спокойном темпе и правильно брать дыхание.
- Формирование фонематического восприятия.
- Узнавание неречевых звуков, звукокомплексов по просодическим характеристикам (темп, ритм, интонация, высота голоса и др.).
- Различение слов близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твёрдости и мягкости, звонкости – глухости согласных.
- Упражнять детей в выделении ударных гласных в словах.
- Упражнять детей в выделении согласных из ряда звуков; в выделении конечных согласных, анализировать обратные слоги с ними.
- Учить выделять пройденные согласные из слов.
- Научить фонематическому анализу трёхзвуковых слов типа кот, кит, лось.
- Учить подбирать слова на заданный звук и слова с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
- Звукопроизношение.
- Уточнить четкость произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [ф] [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].
- Закрепить чистое произношение свистящих звуков.
- Автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах и в свободной речи.
- Формировать правильную артикуляцию звуков [р], [рь] и их автоматизацию.
- Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [ль] и их автоматизацию.
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Активизировать движения органов артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Формировать движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
- Развивать общую моторику, учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
- Развитие подвижности кистей и пальцев рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики, рисования «дорожек», обводок, штриховок.
- Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
На каждом занятии курса в игровой занимательной форме даются задания на развитие произвольных движений пальцев рук и формирование элементарных графических навыков: «Обведи контуры предметов», «Нарисуй по трафаретам» ( по клеткам, «петелькой» и «штрихом»), «Закрась контуры предметов ровными линиями» (точками); «Заштрихуй вертикальными (горизонтальными, наклонными) линиями».
Произвольные движения пальцев рук также развиваются во время физминуток. На первых занятиях желательно выполнять задания вместе с детьми и в медленном темпе.
Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения во всех режимных моментах.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
Таким образом, во время занятий у детей происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
№ недели | Тема | Содержание занятий | |
для детей с ОНР II уровня | для детей с ОНР III уровня | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
4 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Знакомство с органами артикуляци-онного аппарата. Звуки. Речевые и неречевые звуки. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. Дать понятие «звуки», «речевые звуки», «неречевые звуки» | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Дать понятие «слово», длинные и короткие слова. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. Дать понятие «звуки», «речевые звуки», «неречевые звуки» |
2 | Звук А. . | Познакомить со звуком А, его артикуляцией, (его символом). Учить выделять звук А из ряда звуков. Знакомство с понятием «слово». | Познакомить со звуком А, его артикуляцией, (его символом). Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). |
3 | Звук У. | Познакомить со звуком У, его артикуляцией, (его символом). Учить выделять звук У из ряда звуков. «Длинные» и «короткие» слова. | Познакомить со звуком У, его артикуляцией, (его символом). Выделение в словах первого гласного звука. Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. |
4 | Звук И. | Познакомить со звуком И, его артикуляцией, (его символом). Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком И, его артикуляцией, (его символом). Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных: АИ, ИУ. Развитие графо-моторных навыков. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук О. | Познакомить со звуком О, его артикуляцией, (его символом). Выделение первого гласного звука. Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки). | Познакомить со звуком О, его артикуляцией, (его символом). Выделение первого и последнего гласного звука. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА) Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки). |
2 | Звук Э. | Познакомить со звуком Э, его артикуляцией, (его символом). Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Э, его артикуляцией, (его символом). Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ, …) Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звук Ы. Дифференциация звуков Ы-И. | Познакомить со звуком Ы, его артикуляцией, (его символом). Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков. Дать понятие «гласный звук». Выделение первого гласного звука (Ива, Автобусы, Удочка, Иголка и др.) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ы, его артикуляцией, (его символом). Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков, слогов и слов. Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА и др.) Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки М-МЬ. Согласные звуки. | Познакомить со звуком М, его артикуляцией. Учить выделять звук М из ряда звуков. Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком М, его артикуляцией. Учить выделять звук М в конце слова. Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Развитие графо-моторных навыков. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки П-ПЬ. | Познакомить со звуком П, его артикуляцией. Характеристика звука П (по схеме-помогайке: не поётся, согласный, обозначаем синим цветом). Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах. Звуковой анализ слога АП. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком П, его артикуляцией. Характеристика звука П (по схеме-помогайке: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах. Анализ, синтез прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО, ПУ. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звуки Б-БЬ. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ. Звонкие и глухие согласные. | Познакомить со звуком Б, его артикуляцией. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Характеристика звука (по схеме: Звук Б не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Бь не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ слогов БО, БИ. Закрепление понятия «слово». Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Б, его артикуляцией. Характеристика звука Б (по схеме: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Анализ, синтез двусложных слов с открытыми слогами (БАБА, ПАПА). Закрепление понятия «слово». Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки Н-НЬ. | Познакомить со звуком Н, его артикуляцией. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова НИНА. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Н, его артикуляцией. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление звуко-слоговой схемы слова БАНАНЫ. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки Т-ТЬ. | Познакомить со звуком Т, его артикуляцией. Характеристика звука Т (по схеме: Звук Т не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Ть не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.). Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ слогов ТА, ТИ. Закрепление понятия «слово». Учить выделять звуки Т, Ть в названиях картинок. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Т, его артикуляцией. Характеристика звука Т (по схеме: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Анализ и синтез слогов и слов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ, ТОМ, ТИМ. Развитие графо-моторных навыков. |
5 | Звуки Д-ДЬ. Дифференциация звуков Т-Д, Ть-Дь | Познакомить со звуком Д, его артикуляцией. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме). Учить выделять звуки Д, Дь в названиях картинок. Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги, подбирать слоговую схему к слову. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Д, его артикуляцией. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги. Анализ, синтез 1-2-сложных слов ДОМ, ДИМА. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звуки Ф-ФЬ. | Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову. Звуковой анализ слогов ФО, ФИ. | Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление слов по первым звукам данных слов. Звуковые схемы слов ФОМА, ФИМА. |
3 | Звуки В-ВЬ. Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь | Познакомить со звуком В, его артикуляцией. Характеристика звуков В, Вь (по схеме). Упражнение в выделении звуков В, Вь из названий картинок. Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову. Звуковой анализ слогов ВА, ВИ. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком В, его артикуляцией. Характеристика звуков В, Вь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление звуко-слоговой схемы слова. Анализ, синтез двусложных слов ИВА, ВАТА. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки К-КЬ. | Познакомить со звуком К, его артикуляцией. Характеристика звуков К, Кь (по схеме). Упражнение в нахождении картинок со звуком К, Кь. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова ПАУКИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком К, его артикуляцией. Характеристика звуков К, Кь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ПАУКИ. Развитие графо-моторных навыков. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звуки Г-ГЬ Дифференциация звуков К-Г, Кь-Гь. | Познакомить со звуком Г, его артикуляцией. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме). Упражнение в нахождении картинок со звуком Г, Гь. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова ГУСИ. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Г, его артикуляцией. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звук Х-ХЬ. | Познакомить со звуком Х, его артикуляцией. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме). Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы. Звуковой анализ слов МУХА, МУХИ. Сравнение звуковых схем. | Познакомить со звуком Х, его артикуляцией. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление слов по начальным звукам данных слов. Звуковые схемы слов ПУХ, МУХА. |
3 | Звуки С-СЬ. | Познакомить со звуком С, его артикуляцией. Учить определять «звонкость/глухость» согласного. Характеристика звуков С, Сь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова НОС. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком С, его артикуляцией. Характеристика звуков С, Сь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах. Закрепление звукового анализа и синтеза. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки З – ЗЬ Дифференциация звуков С-З, Сь-Зь. | Познакомить со звуком З, его артикуляцией. Характеристика звуков З, Зь (по схеме). Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах. Дать понятие «предложение». Составление схем простых предложений. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком З, его артикуляцией. Характеристика звуков З, Зь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дать понятие «предложение». Составление схем простых предложений. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Развитие графо-моторных навыков. |
МАРТ | |||
1 | Звук Ц. | Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией. Характеристика звука Ц (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ЦЫП. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией. Характеристика звука Ц (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Анализ, синтез 2-3-сложных слов ОВЦА, ВОДИЦА. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Дифференциация звуков С-З-Ц | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Определение количества слогов в словах. Составление схемы простого предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Определение количества слогов в словах. Работа со схемой предложения. |
3 | Звук Й. | Познакомить со звуком Й, его артикуляцией. Характеристика звука Й (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Й, его артикуляцией. Характеристика звука Й (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звук Ш. | Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией. Характеристика звука Ш (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ДУШ. Составление схемы простого предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией. Характеристика звука Ш (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении. Развитие графо-моторных навыков. |
5 | Звук Ж. Дифференцциация звуков Ш-Ж | Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией. Характеристика звука Ж (по схеме). Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы. Звуковой анализ слова ЖУК. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Закреплять умение составлять схемы простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией. Характеристика звука Ж (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Деление слов на слоги, выделение «ударного гласного» в слове. Дифференциация звуков по звонкости-глухости Закреплять умение составлять схемы простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Дифференциация звуков Ш-Ж-С-З | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формирование навыка преобразования слогов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу). Составление предложения по картинке. Закрепление умения составлять схему предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формирование навыка преобразования слогов, слов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу, шар-жар,шутка-жутко). Закрепление умения составлять схему предложения. |
2 | Звуки Л-ЛЬ. | Познакомить со звуком Л, его артикуляцией. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА. Закрепление умения составлять схему предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Л, его артикуляцией. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Закрепление умения составлять схему предложения. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки Р-РЬ. | Познакомить со звуком Р, его артикуляцией. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах. Звуковой анализ слова РАК. | Познакомить со звуком Р, его артикуляцией. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах. Разгадывание ребусов. |
4 | Дифференциация звуков Л-Р | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Звуко-слоговой анализ слов РОМА, МИЛА. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуковые схемы слов РОМА, МИЛА. |
МАЙ | |||
1 | Звук Ч. | Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией. Характеристика звука Ч (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЧАСЫ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией. Характеристика звука Ч (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Закрепление умения определять количество слогов в словах, рисовать слоговую схему. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звук Щ. | Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией. Характеристика звука Щ (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЩУКА. Закрепление умения составлять схему простого предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией. Характеристика звука Щ (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стулья детские – 3 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 2 шт.
Стеллаж – 1шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильник потолочный – 1 шт.
Светильник настенный – 1шт
Ноутбук – 1 шт.
Дидактический материал
- Индивидуальные зеркала.
- Одноразовые салфетки.
- Настольная ширма.
- Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные пластиковые кружки, звуковые домики для определения места звука в слове и др.)
- Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик и др)
- Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Картинный материал для автоматизации разных групп звуков.
- Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, трафареты, вкладыши, пирамидки, сухой фасолевый бассейн и др.).
Список литературы
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб., 2000.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М., 2013.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. – М., 2016.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. – М.: Сфера, 2013.
- Громова О.Е. Говорю правильно Ш-Ж. – М.: Сфера, 2013.
- Дедюхина Г.В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. – М: Гном – Пресс, 1999.
- Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М: Академия, 2003.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: просвещение, 1992.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Земцова О.Н. Секреты трудных звуков: Учебное пособие. – М: Махаон, 2008.
- Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (т, д, к, г, х). Авт.-сост. К.Е. Бухарина – СПб.: Детство-Пресс, 2016.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2003.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 - 6 лет. Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
- Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет. – М., 2003.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М., 2015.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб: ИД «МиМ», 1997.
- Кузнецова Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.:ТЦ Сфера, 2008
- Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: Т.Ц Сфера, 2008.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР с 4 до 7 лет. – СПб.: Детство-Пресс 2007.
- Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
- Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей. – Ярославль: Академия развития, 2012,
- Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: Каро, 2006.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков Ч, Щ. – СПб: Каро, 2009
- Пеллингер Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 1995.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детй дошкольного возраста, - СПб.: Каро, 2007.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преоддоление у младших школьников.М.: Владос, 1997.
- Селиверстов В. Заикание у детей. М.: Владос, 1994.
34. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.
- Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги.
- Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Сост. Мамаева А.В. и др. – Красноярск, 2016.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа. - М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – М., № 6, 1985.
- Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш. Екатеринбург: Литур, 2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" (средняя группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение"(старшая группа)
Развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Вторая младшая группа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "ПРОИЗНОШЕНИЕ". Вторая младшая группа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Средняя группа
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Средняя группа...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Произношение" (старшая группа, первый год обучения)
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" предназначена для реализации в группах комбинированной направленности для детей с ТНР 1-го года обучения. Включает в себя пояснительную ...