Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Произношение" (старшая группа, первый год обучения)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" предназначена для реализации в группах комбинированной направленности для детей с ТНР 1-го года обучения. Включает в себя пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса
«Произношение»
(старшая группа, первый год обучения, ОНР 3 уровня)
- Пояснительная записка
Цель курса: освоение фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников с ОНР 3 уровня старшей группы комбинированной направленности.
Характеристика коррекционного курса.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. развитие нормативного/компенсированного произношения, развитие просодической стороны речи
2. развитие навыков дифференциации фонем
3. развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне слова
4. развитие звуко-слоговой и ритмической структуры слова
Описание места коррекционного курса в содержании адаптированной программы.
Данный коррекционный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Курс разработан для реализации в условиях группы комбинированной направленности.
Форма организации занятий – групповые занятия. Частота проведения составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения - 20 мин. Время проведения - первая половина дня.
Содержание данного коррекционного курса связано с содержанием курса программы коррекционно-развивающей работы «Развитие речи», индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения, а также с содержанием всех образовательных областей.
На занятиях курса воспитанники овладевают речью для повседневного общения с окружающими. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя воспитанников на занятиях данного курса осуществляется с учетом требований программы курса «Развитие речи».
Воспитание четкой, выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту изучения звука на групповых занятиях, звук должен быть поставлен и автоматизирован в облегченных условиях.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях
- четко дифференцирует на слух и в произношении все изученные звуки
- анализирует звуковую и слоговую структуру слов из 2 слогов, определяет ударный слог и ударную гласную в слове
- различает понятия «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «слог» на практическом уровне
- правильно воспроизводит слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных изолированно и в составе предложения
- без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг;
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностики проводятся на индивидуальных занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Текущий мониторинг проводится методом наблюдения за качеством звукопроизношения воспитанников в процессе бесед, дидактических игр и отражается в речевом профиле группы обучающихся.
- Содержание коррекционного курса.
Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:
- Коррекция произносительной стороны речи
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза
- Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» ведется параллельно.
Формирование навыков произношения и дифференциации звуков:
- Активизация и совершенствование движений речевого аппарата.
- Развитие речевого дыхания, формирование правильной голосоподачи и плавности речи.
- Развитие четкости дикции, интонационной выразительности речи.
- Уточнение и закрепление у детей навыка правильного произношения сохранных звуков
- Исправление произношения нарушенных звуков и автоматизация их на уровне слогов, слов, предложений.
- Развитие навыков дифференциации звуков по месту образования, способу образования.
- Использование в самостоятельной речи откорректированных звуков
Развитие навыков языкового и звукового анализа и синтеза:
- Усвоение понятий «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук» , «глухой/звонкий звук» на практическом уровне
- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки
- Усвоение слогообразующей роли гласных, научить выделять начальные ударные звуки А,О,У,И из слов.
- Научить выделять последний глухой согласный звук
- Научить производить анализ и синтез слов из трех-четырех-пяти звуков (написание слова не расходится с его произношением)
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов:
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов с разными гласными и одинаковыми согласными; цепочки слогов со стечением согласных
- Научить правильно передавать ритмический рисунок двусложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двусложных слов со стечением согласных с простым звуконаполнением и со зрительной опорой.
- Сформировать понятие «слог» и умение им оперировать
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих их одного, двух слогов.
- Тематическое планирование
Тема, неделя | Произношение и дифференциация звуков | Ритмическая и звуко-слоговая структура | Языковой анализ и синтез |
1-2 сентябрь | Обследование речи, заполнение речевых карт. | ||
3 сентябрь Осень. Деревья | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: дифференциация неречевых звуков. Знакомство с органами речевого аппарата | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с опорой на зрительное восприятие | Формирование понятия «звук». |
4 Сентябрь. Овощи. Огород. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: узнавание и воспроизведение речевых звуков по интонации и тембру. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с опорой на зрительное восприятие | Закрепление понятия «звук». Формирование и закрепление понятия «тихий», «громкий» звук |
1 Октябрь. Музыкальные инструменты | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: дифференциация речевых звуков | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с речеслуховой опорой | Формирование и закрепление понятия «длинный», «короткий» звук |
2 октябрь. Творческие профессии. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: дифференциация длинных и коротких слов. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с речеслуховой опорой | Закрепление понятия «длинный», «короткий» звук |
3 октябрь Моя любимая игрушка | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: дифференциация слов, близких по звуковому составу. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух | Формирование понятия «рифма» |
4 октябрь Человек. | Звук У. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух. | Формирование понятия «гласный звук». Формирование понятия «начало» слова. Выделение начального ударного звука. Выделение заданного звука из потока звуков
|
5 Октябрь. Моя родина – Россия. | Звук А. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух | Закрепление понятия «гласный звук». Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. |
1 Ноябрь. Моя Родина – Россия. | Звук О. | Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух | Закрепление понятия «гласный звук».. Подбор слов с заданным звуком Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах |
2 ноябрь. Зимующие птицы. | Звуки А, О, У. Дифференциация звуков. | Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков со сменой силы и высоты голоса. | Закрепление понятия «Гласный звук». Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Анализ звукового ряда из трех гласных |
3 ноябрь. Продукты питания. | Звук И | Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков со сменой силы и высоты голоса. | Закрепление понятия «Гласный звук». Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Анализ звукового ряда из четырех гласных |
4 ноябрь. Домашние животные. | Звук Ы. | Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным со сменой ударения и интонации. | Выделение гласного после согласного. Определение двух гласных в словах Формирование понятия «начало, середина» слова. |
1 декабрь. Зима. | Звуки И-Ы. Дифференциация звуков | Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным со сменой ударения и интонации. | Выделение гласного после согласного. Определение двух гласных в словах Формирование понятия «начало, середина» слова. |
2 декабрь Одежда. Зимняя одежда. | Звук П | Воспроизведение слоговых рядов с согласным П со сменой гласных, ударения и интонации. Воспроизведение слов, близких по звуковому составу | Определение наличия/отсутствия согласного звука в словах Формирование понятия «конец» слова Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа «АП» |
3 декабрь Новогодний праздник. | Звук Т | Воспроизведение слов, близких по звуковому составу | Определение наличия/отсутствия согласного звука в словах Закрепление понятия «середина» слова. Выделение последнего глухого согласного. |
4 декабрь Повторение | Закрепление и повторение | ||
2 январь Мебель | Звук К | Воспроизведение слов, близких по звуковому составу | Определение наличия/отсутствия согласного звука в словах Закрепление понятия «середина» слова. Выделение последнего глухого согласного. |
3 январь Инструменты | Звуки П-Т-К | Воспроизведение слоговых рядов типа «па-та-ка» Обучение воспроизведению слогового рисунка: короткие/длинные слова | Закрепление понятий «начало», «середина» и «конец» слова. Определение позиции звуков в словах |
4 январь Инструменты (продолжение) | Звуки К-Х | Воспроизведение слоговых рядов Обучение воспроизведению слогового рисунка: односложные и двусложные слова. | Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез слова ПУХ |
1 февраль Профессии. | Звук М | Воспроизведению слогового рисунка: односложные и двусложные слова, трехсложные слова | Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) Звуковой анализ слов МАК |
2 Февраль Рыбы. | Звук С | Деление слов на слоги Воспроизведение слов, близких по звуковому составу | Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова КОСА |
3 февраль. Наша армия. | Звук Н | Деление слов на слоги Воспроизведение чистоговорок с изменением силы голоса | Подбор слов на заданный звук |
4 февраль Весна. | Звук З | Деление слов на слоги Воспроизведение стечений согласных в слогах с разными гласными | Звуковой анализ слов ЗОНТ |
1 март Первые весенние цветы. | Звуки С-З | Деление слов на слоги Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными | Формирование понятия «глухой/звонкий звук». Звуковой анализ слов СОМ, СОМЫ |
2 март Головные уборы | Звук Б | Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения | Звуковой анализ слов БАНТ |
3 март Обувь | Звуки П-Б | Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения | Закрепление понятия «глухой/звонкий звук». Подбор слов на заданный звук |
4 март. Дикие животные | Звук В | Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения | Звуковой анализ слов ЗВОН, ЗВУК, Подбор слов на заданный звук |
1 апрель Перелетные птицы | Звук Д | Воспроизведение чистоговорок Деление слов на слоги | Звуковой анализ ДУБОК Подбор слов на заданный звук |
2 Апрель Космос | Звуки Т-Д | Деление слов на слоги Смена ударения в словах Воспроизведение чистоговорок | Звуковой синтез слов ТОМ, ДОМ Подбор слов на заданный звук Закрепление понятия «глухой/звонкий звук». |
3 апрель Весенние работы | Звук Г | Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения | Звуковой анализ слова ГНОМ |
4 апрель Папа, мама, я – спортивная семья. | Звуки К-Г | Слоговой анализ Смена ударения в словах Воспроизведение чистоговорок | Определение позиции звука в слове Анализ слова ГУБЫ |
1 май Спасибо деду за победу! | Звук Э | Смена интонации в чистоговорках Слоговой анализ | Звуковой анализ слов ЭТА, ЭТИ, ЭТОТ |
2 май Моя семья | Звук Ш | Ударение Слоговой анализ Воспроизведение слов сложной слоговой структуры | Подбор слов на заданный звук |
3 май Транспорт. | Звуки С-Ш | Воспроизведение чистоговорок | Подбор слов на заданный звук |
4 май Насекомые. | Закрепление и повторение |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование и дидактический материал:
- Индивидуальные зеркала
- Одноразовые салфетки
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп
- Раздаточный материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Звучащие игрушки для формирования слухового внимания
- Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
Литература:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. М: Детство-пресс, 2010.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН I-период, II-период, III-период. М: Издательство ГНОМ, 2016.
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». - СПб.: Издательский дом Литера, 2001.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера», 2003.
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 5до 6 лет», - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет — М.: издательство ГНОМ и Д, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951252-1506164640.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА в подготовительной к школе группе № _5_ компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ОНР на 2017 – 2018 г.
Соответствует ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/15/picture-1230371-1586962748.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе на 2019-2020 учебный год.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1119404-1614172320.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год
Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-595481-1424969606.jpg)
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с тяжелым нарушением речи.
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школегруппе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-33739-1683755033.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-424479-1431420922.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группы
Рабочая программакоррекционно-развивающей работыучителя-логопеда Садовиной Юлии Николаевныв подготовительной группе для детей с ОНРна 2023-2024 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108527-1548607287.jpg)
Рабочая программа учителя - логопеда в подготовительной к школе группе с детьми ТНР
Рабочая программа определяет содержание, структуру и организацию деятельности, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса с детьми стар...