Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" (средняя группа)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса "Произношение" (средняя группа) | 75.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принята решением Утверждаю:
педагогического консилиума Заведующий МБДОУ № 322
от _________20___г.
протокол №_______ ___________________
«___»____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Средняя группа
Составитель:
Борисова Н.Б.
Красноярск-2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
(средняя группа, первый год обучения, ОНР I-II уровня)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса — развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников средней группы с общим недоразвитием речи I-II уровня.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР I уровня; второй - для воспитанников с ОНР II уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 15-20 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
1. Преодоление речевого и неречевого негативизма. | 1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи. |
2. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. | 2. Развитие просодической стороны речи. |
3. Формирование общих речевых навыков (речевого дыхания, силы и модуляции голоса, умеренного темпа речи). | 3. Коррекцию произносительной стороны речи. |
4. Активизацию движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры (по подражанию). | 4. Развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению звуковым анализом слова. |
5. Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова. | 5. Работу над слоговой структурой слова. |
6. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. | |
7. Развитие общей и мелкой моторики. |
Описание места курса в содержании АООП.
Данный курс является частью «Программы коррекционно-развивающей работы».
Содержание курса тесно связано с содержанием других элементов «Программы коррекционно-развивающей работы» (курс «Развитие речи», индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения).
Занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».
Содержание курса «Произношение» является основой для курса «Обучение грамоте».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
I уровень
Оральный праксис: дети чаще пытаются повторить движения за педагогом; нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, реже – быстрый или нормальный. Ритм - доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. Интонация - монотонная. Дыхание - низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Голос - нередко снижена сила голоса.
У детей с ОНР I уровня полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.
Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии.
Отсутствуют и сложные и простые формы фонематического анализа.
Общая и мелкая моторика - развита слабо.
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
Моторика развита недостаточно.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
В плане преодоления речевого и неречевого негативизма:
| В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:
|
В плане формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти:
| В плане развития просодической стороны речи:
|
В плане формирования общих речевых навыков:
| В плане коррекции произносительной стороны речи:
|
В плане активизации движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:
| В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:
|
В плане обучения воспроизведению ритмического рисунка слова:
| В плане работы над слоговой структурой слова:
|
В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:
| |
В плане развития общей и мелкой моторики:
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр, режимных моментов; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Речевой профиль группы представляет собой таблицу, в которой с помощью цвета обозначены: звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса «Произношение» имеет следующие направления:
- Развитие понимания речи.
- Развитие активной подражательной речевой деятельности.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Работа по данным направлениям на занятиях курса «Произношение» осуществляется параллельно.
- Развитие понимания речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
1) Формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. 2) Развивать понимание речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу»; «Принеси куклу»). 3) Развивать понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и по- корми куклу», «Возьми кубики и построй дом»). 4) Учить пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»). 5) Учить соотнесению слов один — много с соответствующим количеством предметов и слов большой — маленький с величиной предметов. | 1)Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. 2)Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. 3)Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. 4)Сформировать понимание простых предлогов. 5)Сформировать понятие слово и умение оперировать им. |
- Развитие активной подражательной речевой деятельности.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
1) Вызывать речевое подражание на материале гласных звуков и их сочетаний («Катя поет: а-а-а»; «Вьюга гудит: у-у-у»; «Петрушка удивляется: о-о-о»; «Мышка пищит: и-и-и»; «В лесу кричат: ау»; «Малыш плачет: уа»; «Ослик кричит: иа). 2)Вызывать звукоподражания на материале открытых слогов: корова -«му»; мышка - «пи»; пальчик - «бо-бо»; машина - «би-би»; гусь - «га-га-га»; курица - «ко-ко-ко»; на материале закрытых слогов: мячик -«бух»; собака - «ав-ав»; гномик - «ням-ням»; чайник - «пых-пых»; на материале слогов со стечением согласных: лягушка - «ква», «ква-ква»; уточка - «кря», «кря-кря»; поросенок - «хрю», «хрю-хрю» и т. п. Звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до пяти повторений). 3)Формировать способность называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. 4)Формировать умения называть имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), выражать просьбы (на, дай), произносить указательные слова (это, тут, там), называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи). 5)Учить фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, дай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»). 6)Формировать умение составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного — «Где баба?»; указательное слово + именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»). | 1) Воспитывать потребность в речевом общении. 2) Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. 3) Формировать умение отвечать на вопросы по предметной и сюжетной картинкам, по демонстрации действий. |
- Развитие внимания, памяти, мышления.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
1)Учить детей умению получать новые сведения об объекте в процессе использования не только знакомых, но и новых способов действия. 2) Развивать произвольность, опосредованность восприятия, пространственных отношений, способность создавать целое из частей. 3) Учить детей простейшим обобщениям на основе установления сходных признаков. 4) Формировать операцию анализа и обучение способам ее реализации в деятельности. Развитие способности устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разобрать и собрать двух(четырех)составную матрешку, пирамидки из четырех (шести) колец; игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку»). 5) Формировать операции сравнения, обобщения, классификации. 6) Развивать способности мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам (игры в лото, домино, «Парные картинки», «Почтовый ящик», «Найди лишнее»; группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.). 7) Учить пониманию содержания и смысла сюжетных картинок.
|
тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец). 2) Учить решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах. 3) Формировать основы словесно-логического мышления. 4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля) 5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем примери- вания и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки). 6) Формировать наглядно-образные представления, учить воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»). 7) Учить выявлению и пони- манию иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. 8) Формировать способность к активной поисковой деятельности. |
Задание «Найди различия в двух похожих рисунках» способствует развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Отгадывание загадок (о животных, птицах, предметах окружающего мира и др.) развивает образное мышление, внимание и память.
- Развитие фонематического слуха.
- Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
2) Формировать длительный ротовой выдох.
3) Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.
4) Развивать подражание речевым звукам.
5) Уточнить четкость произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [ф] [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].
6) Учить выделять первый звук в слове.
7) Учить подбирать слова с заданным звуком.
8) Воспитывать правильный, умеренный темп речи.
9) Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
Развитие фонематического слуха начинается с узнавания неречевых звуков – природных, бытовых и музыкальных шумов, а затем голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Работа с изучаемым звуком проходит четыре этапа:
I – дети слышат интонационно выделенный звук в словах и сравнивают его со звуками окружающего мира;
II – дети самостоятельно интонационно произносят заданный звук в словах;
III – произносят заданный звук изолированно;
IV – определяют и называют первый звук в слове.
Кроме того, дети знакомятся со слоговой структурой слова – прохлопывают (протопывают) ритмико-слоговую структуру слова. Знакомятся с графическим изображением слова (прямоугольник), учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит.
На первых занятиях в игровой ситуации дети учатся различать на слух «песенки большого и маленького насоса» (С-Сь), «песенки большого комара и маленького комарика» (З-Зь). Затем предлагаются пары звуков (М-Мь, К-Кь, Б-Бь и др.), где дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием «твердый (мягкий) звук».
Для успешного овладения программой курса, чтобы занятия были интересными, занимательными и доступными, предлагаем использовать стихи, загадки и игры: «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение». Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию, по смыслу, способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.
Стихи для разучивания демонстрируют изучаемый звук (слышится чаще других), что позволяет четко услышать звук, способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагаем с опорой на сюжетный рисунок, помогающий детям лучше понять и запомнить его содержание.
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Активизировать движения органов артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Формировать движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
- Развивать общую моторику, учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
- Развитие подвижности кистей и пальцев рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики, рисования «дорожек», обводок, штриховок.
- Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
На каждом занятии курса в игровой занимательной форме даются задания на развитие произвольных движений пальцев рук и формирование элементарных графических навыков: «Дорисуй иголки ёжику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке» и т.д. С целью постепенного перехода от простых графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы. К концу года даются упражнения на заштриховку.
Произвольные движения пальцев рук также развиваются во время физминуток. На первых занятиях желательно выполнять задания вместе с детьми и в медленном темпе.
Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения во всех режимных моментах.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Средняя группа
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
№ недели | Тема | Содержание | Примечание |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-3 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
4 | Органы артикуляции (знакомство) |
| |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Звуки вокруг. Звучащие игрушки. Неречевые звуки |
| |
2 | Звук У. Знакомство с многообразием слов, моделированием |
| |
3 | Звук А. Многообразие слов. Моделирование |
| |
4 | Звуки У, А. Знакомство с протяженностью слов. Моделирование. |
| |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук И. Сравнение слов по звучанию |
| |
2 | Звуки А, У, И. Многообразие слов. Деление слов на слоги. |
| |
3 | Звуки А, У, И (продолжение). Многообразие слов. Деление слов на слоги |
| |
4 | Звук О. Многообразие слов |
| |
5 | Звук О (продолжение). Многообразие слов. Деление слов на слоги. Заучивание стихотворения |
| |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки У, О – дифференциация. Многообразие слов |
| |
2 | Звуки А, У, И, О |
| |
3 | Звуки А, У, И, О Деление слов на слоги |
| |
4 | Звук Э. |
| |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звук Э. Многообразие слов. Деление слов на слоги |
| |
3 | Звуки Э, И. Дифференциация Многообразие слов |
| |
4 | Звуки А, У, И, О, Э. Многообразие слов. Определение первого звука в слове. |
| |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звук Ы. Многообразие слов |
| |
2 | Звуки Ы, И. Дифференциация Многообразие слов. Деление слов на слоги. |
| |
3 | Чтение по изученным символам. |
| |
4 | Звуки М-Мь. Знакомство с твердыми и мягкими согласными. |
| |
МАРТ | |||
1 | Звуки П-Пь. Моделирование. Деление слов на слоги |
| |
2 | Звуки Б-Бь Деление слов на слоги. |
| |
3 | Звуки Ф-Фь. Длинные и короткие слова |
| |
4 | Звуки В-Вь. Многообразие слов. Деление слов на слоги. |
| |
5 | Звуки Н-Нь. Многообразие слов |
| |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Звуки К-Кь |
| |
2 | Звук Г. Упражнение в назывании первого звука в слове. |
| |
3 | Звуки Г-К. Моделирование |
| |
4 | Звуки Д-Дь. Заучивание стихотворения. |
| |
МАЙ | |||
1 | Звуки Т-Ть. Моделирование |
| |
2 | Звуки Д-Дь, Т-Ть. Моделирование. Повторение стихотворений |
| |
3 | Звуки С-Сь. Заучивание стихотворения |
| |
4 | Звуки З-Зь. Заучивание стихотворения |
| |
5 | Закрепление пройденного материала |
|
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и дидактический материал
- Индивидуальные зеркала.
- Одноразовые салфетки.
- Настольная ширма.
- Ноутбук.
- Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные пластиковые кружки, звуковые домики для определения места звука в слове и др.)
- Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
- Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, трафареты, вкладыши, пирамидки, сухой фасолевый бассейн и др.).
Список литературы
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб., 2000.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2013.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет. – М., 2013.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
- Вескер Л.Р. Нарушение произношения у детей с ОНР.- М., 1977.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. Нарушение речи и голоса у детей. – М., 1975.
- Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Карельская Е. Использование символов в работе над звуками// Дошкольное воспитание. – М., № 1, 2000.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. – М., 2010.
- Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М., 2010.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М., 2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради по коррекции звукопроизношения - М., 1998.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М., 1998.
- Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
- Мальцева И.В. Азбука - узнавайка: учебное пособие. М., 2014. 64 с.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М., 2002.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
- Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. – М., №№ 1-6, 1992.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр. – СПб., 2003.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб., 2004.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб., 2004.
- Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа. - М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – М., № 6, 1985.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.
Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...