Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" старшая группа.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_proiznoshenie_st._gr._2-3_ur.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                     Утверждаю:

педагогического консилиума                                                    Заведующий МБДОУ № 322

от _________20___г.                                                                            

     протокол №_______                                                                          ___________________                                                              

 «___»____________20__ г.                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРОИЗНОШЕНИЕ

Старшая группа

Учитель-логопед: Плотникова Т.Н.

Красноярск - 2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПРОИЗНОШЕНИЕ»

(старшая группа, ОНР II - III уровня)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса — развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня. 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5 - 6 лет (старшая группа), обучающихся по АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II - III уровня).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Курс  реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для  воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые.

Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 20 – 25  минут. Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

2. Развитие просодической стороны речи.

2. Развитие просодической стороны речи.

3. Коррекцию произносительной стороны речи.

3. Коррекцию произносительной стороны речи.

4. Развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению звуковым анализом слова.

4. Развитие фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза  слогов и односложных слов.

5. Работу над слоговой структурой слова.

5. Работу над слоговой структурой слова.

6. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

7. Развитие общей и мелкой моторики.

Описание места курса в содержании АООП.

Содержание курса тесно связано с содержанием других элементов «Программы коррекционно-развивающей работы» (курс «Развитие речи», индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения).

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».

Содержание курса «Произношение» является основой для курса «Обучение грамоте».

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз: затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

        Моторика развита недостаточно.

III уровень

Оральный праксис: незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 5. Норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание и голос без особенностей.

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

Звуко-слоговая структура слов и фраз: нарушение или затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов  в слове \ предложении).

Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.

Планируемые результаты освоения коррекционного  курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

II вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:

  • различает гласные по принципу контраста: [а] -не [а], [у]-[а], [и]-[у], [э]-[о], [и]-[о], [э]-[у];
  • различает гласные, близкие по артикуляции: [у]-[о];
  • различает слова, сходные по звучанию (кит-кот, миска-киска).

В плане воспитания внимания к звуковой стороне речи:

  • четко различает звуки по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость;
  • дифференцирует звуки по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш);

В плане развития просодической стороны речи:

  • владеет речевым дыханием – спокойный короткий вдох и длительный ротовой выдох;
  • умеет мягко изменять голос с тихого на громкий, с высокого на низкий и наоборот;
  • владеет умеренным темпом речи (по подражанию логопеду);
  • умеет интонационно выразительно рассказывать сказки и небольшие стихи.

В плане развития просодической стороны речи:

  • владеет правильным речевым дыханием - спокойный короткий вдох и длительный ротовой выдох;
  • сформирован навык мягкого голосоведения;
  • владеет  умеренным темпом речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
  • сформирована ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляция голоса.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

  • правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
  • активно выполняет движения органами речевого аппарата;
  • сформированы правильные уклады свистящих и шипящих звуков;
  • поставленные звуки автоматизированы в игровой и свободной речевой деятельности.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

  • правильно произносит имеющиеся звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
  • активно  движения речевого аппарата, готов  к формированию звуков всех групп;
  • сформированы правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизированы поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:

  • различает гласные и согласные звуки;
  • выделяет из ряда звуков гласные звуки;
  • выделяет начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными;
  • выделяет согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] и их мягкие варианты в начале слов; дифференцирует звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]-[н], [п]-[т], [б]-[д], [к]-[т]) в ряду звуков, слогов, слов;
  • подбирает слова с заданным звуком.

В плане развития фонематического восприятия, подготовки к овладению звуковым анализом слова:

  • различает на слух гласные и согласные звуки;
  • выделять звук в словах (в начале, середине, конце);
  • выделяет звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах;
  • выделяет ударный звук в слове;
  • преобразует прямые и обратные слоги (ас-са), односложные  слова (лак – лик);
  • владеет навыками звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

В плане работы над слоговой структурой слова:

  • умеет различать на слух длинные и короткие слова;
  • умеет запоминать и воспроизводить цепочки одинаковых слогов, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
  • умеет правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

В плане работы над слоговой структурой слова:

  • умеет различать на слух длинные и короткие слова;
  • умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;
  • умеет использовать в речи слова различной звуко-слоговой структуры;
  • сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник).

В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:

  • умеет рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии;
  • умеет штриховать несложные предметы.

В плане развития графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму:

  • обводит контуры предметов, рисует по трафаретам, по клеткам, «петелькой» и «штрихом», закрашивает контуры предметов ровными линиями и точками;
  • штрихует вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями.

В плане развития общей и мелкой моторики:

  • выполняет упражнения для пальцев и кистей рук;
  • выполняет движения по тексту стихотворения, физминутки.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр, режимных моментов; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Речевой профиль группы представляет собой таблицу, в которой с помощью цвета обозначены: звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа курса «Произношение» имеет следующие направления:

  • Развитие понимания речи.
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие общих речевых навыков.
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Звукопроизношение.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Работа по данным направлениям на занятиях курса «Произношение» осуществляется параллельно.

  • Развитие понимания речи.

II вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1)Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи

существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на

основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах

ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

2)Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие

понятия.

3)Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной

речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных

прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и

порядковых числительных.

4)Сформировать понимание простых предлогов.

5)Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

1)Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.

2)Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

3)Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

4)Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

5)Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

6)Объяснять значение слов с опорой  на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

7)Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов  в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

8)Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

9)Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

10)Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

11)Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

12)Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

13)Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

14)Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов  мужского и женского рода по временам.

15)Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

16)Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

17)Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

18)Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

19)Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

20)Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

21)Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа  предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

  • Развитие активной подражательной речевой деятельности.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1)Воспитывать потребность в речевом общении.

2) Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и

словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

3) Формировать умение отвечать на вопросы по предметной и сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

1)Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2)Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

3)Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок,   рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

4)Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

5)Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

6)Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

  • Развитие внимания, памяти, мышления.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1) Развивать произвольность мысли-

тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания

взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

2) Учить решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.

3) Формировать основы словесно-логического мышления.

4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля)

5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки).

6) Формировать наглядно-образные представления, учить воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»). 7) Учить выявлению и пони-

манию иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

8) Формировать способность к активной поисковой деятельности.

1) Развивать произвольность мысли-

тельных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания

взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

2) Учить решать задачи в уме, опираясь на образные представления о предметах.

3) Формировать словесно-логическое мышление.

4) Развивать основные компоненты мыслительной деятельности (заинтересованность в выполнении задания, положительное эмоциональное состояние в течение всего занятия, навык самоконтроля)

5) Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формировать умение выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление шести фигурной матрешки путем зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки).

6) Развивать наглядно-образные представления, умение воссоздавать целое на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»).

 7) Развивать понимание иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

8) Развивать способность к активной поисковой деятельности.

Задание «Найди различия в двух похожих рисунках» способствует развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Отгадывание загадок (о животных, птицах, предметах окружающего мира и др.) развивает образное мышление, внимание и память.

  • Развитие общих речевых навыков.
  1. Развивать интонационную выразительность речи, тембровую окраску голоса.
  2. Воспитывать правильное физиологическое и речевое дыхание.
  3. Совершенствовать навык правильной голосоподачи.
  4. Совершенствовать чёткость дикции.
  5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).
  6. Совершенствовать умение говорить в спокойном темпе и правильно брать дыхание.
  • Формирование фонематического восприятия.
  1. Узнавание неречевых звуков, звукокомплексов по просодическим характеристикам (темп, ритм, интонация, высота голоса и др.).
  2. Различение слов близких по звуковому составу.
  3. Дифференциация слогов.
  4. Дифференциация фонем.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твёрдости и мягкости, звонкости – глухости согласных.
  2. Упражнять детей в выделении ударных гласных в словах.
  3. Упражнять детей в выделении согласных из ряда звуков; в выделении конечных согласных, анализировать обратные слоги с ними.
  4. Учить выделять пройденные согласные из слов.
  5. Научить фонематическому анализу трёхзвуковых слов типа кот, кит, лось.
  6. Учить подбирать слова на заданный звук и слова с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
  • Звукопроизношение.
  1. Уточнить четкость произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э]  и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [ф] [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].
  2. Закрепить чистое произношение свистящих звуков.
  3. Автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах и в свободной речи.
  4. Формировать правильную артикуляцию звуков [р], [рь] и  их автоматизацию.
  5. Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [ль] и их автоматизацию.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  1. Активизировать движения органов артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, готовить его к формированию звуков всех групп.
  2. Формировать движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
  3. Развивать общую моторику, учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
  4. Развитие подвижности кистей и пальцев рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики, рисования «дорожек», обводок, штриховок.
  • Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

На каждом занятии курса в игровой занимательной форме даются задания на развитие произвольных движений пальцев рук и формирование элементарных графических навыков: «Обведи контуры предметов», «Нарисуй по трафаретам» ( по клеткам, «петелькой» и «штрихом»), «Закрась контуры предметов ровными линиями» (точками); «Заштрихуй вертикальными (горизонтальными, наклонными) линиями».

Произвольные движения пальцев рук также развиваются во время физминуток. На первых занятиях желательно выполнять задания вместе с детьми и в медленном темпе.

Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения во всех режимных моментах.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

Таким образом, во время занятий у детей происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Старшая группа 

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

№ недели

Тема

Содержание занятий

для детей с ОНР II уровня

для детей с ОНР III уровня

СЕНТЯБРЬ

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

Знакомство с органами артикуляци-онного аппарата.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Дать понятие «слово», длинные и короткие слова.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

ОКТЯБРЬ

1

Звук  А.  

Познакомить со звуком А, его артикуляцией, (его символом).

 Учить выделять звук А из ряда звуков.

Знакомство с понятием «слово».

Познакомить со звуком А, его артикуляцией, (его символом).

Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука.

Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова).

2

Звук У.  

Познакомить со звуком У, его артикуляцией, (его символом).

Учить выделять звук У из ряда звуков.

«Длинные» и «короткие» слова.

Познакомить со звуком У,  его артикуляцией, (его символом).

Выделение в словах первого гласного звука.

Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов.

3

Звук И.

Познакомить со звуком И, его артикуляцией, (его символом).

Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова).

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком И, его артикуляцией, (его символом).

Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию.

Анализ  и синтез сочетаний из двух гласных: АИ, ИУ.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звук Ы.  Дифференциация звуков Ы-И.

Познакомить со звуком Ы, его артикуляцией, (его символом).

Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков.

Дать понятие «гласный звук». Выделение первого гласного звука (Ива, Автобусы, Удочка, Иголка и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ы, его артикуляцией, (его символом). Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков, слогов и слов.

Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

НОЯБРЬ

1

Звук  О.

Познакомить со звуком О, его артикуляцией, (его символом).  

Выделение первого гласного звука.

Определение  наличия или отсутствия  в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки).

Познакомить со звуком О, его артикуляцией, (его символом).  

Выделение первого и последнего гласного звука.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)

 Определение  наличия или отсутствия  в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки).

2

Звук  Э. Закрепление гласных звуков.

Познакомить со звуком Э, его артикуляцией, (его символом).

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов.

Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА, ЭскимО и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Э, его артикуляцией, (его символом).

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов.

Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ, …)

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки М-МЬ.

Познакомить со звуком М, его артикуляцией.

Учить выделять звук М из ряда звуков.

Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком М, его артикуляцией.

Учить выделять звук М в конце слова.

Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки П-ПЬ.

Познакомить со звуком П, его артикуляцией.

 Характеристика звука П (по схеме-помогайке: не поётся, согласный, обозначаем синим цветом).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука П в словах.

Звуковой анализ слога АП.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком П, его артикуляцией.

 Характеристика звука П (по схеме-помогайке: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука П в словах.

Анализ, синтез  прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО, ПУ.

Развитие графо-моторных навыков.

5

Звуки Б-БЬ. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ.

Познакомить со звуком Б, его артикуляцией.

 Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Характеристика звука (по схеме: Звук Б не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Бь не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ  слогов БО, БИ. Закрепление понятия «слово».

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Б, его артикуляцией.

 Характеристика звука Б (по схеме: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Анализ, синтез  двусложных слов с открытыми слогами (БАБА, ПАПА). Закрепление понятия «слово».

Развитие графо-моторных навыков.

ДЕКАБРЬ

1

Звуки Т-ТЬ.

Познакомить со звуком Т, его артикуляцией.

 Характеристика звука Т (по схеме: Звук Т не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Ть не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.).

Учить выделять звуки Т, Ть в названиях картинок.

 Звуковой анализ слогов: АТ, ТА, ТИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Т, его артикуляцией.

 Характеристика звука Т (по схеме: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

 Анализ и синтез  слогов и слов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ, ТОМ, ТИМ.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звуки Д-ДЬ.

Познакомить со звуком Д, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Д, Дь (по схеме).

Учить выделять звуки Д, Дь в названиях картинок.

Дать  понятие «слог». Учить делить слова на слоги, подбирать слоговую схему к слову. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Д, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Д, Дь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дать  понятие «слог». Учить делить слова на слоги. Анализ, синтез   1-2-сложных слов ДОМ, ДИМА.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки В-ВЬ.

Познакомить со звуком В, его артикуляцией.

 Характеристика звуков В, Вь (по схеме).

Упражнение в выделении звуков В, Вь из названий картинок.

Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком В, его артикуляцией.

 Характеристика звуков В, Вь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление звуко-слоговой схемы слова.

Анализ, синтез  двусложных слов ИВА, ВАТА.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки Ф-ФЬ.

Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову.

Звуковой анализ слогов ФО, ФИ.

Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление слов по первым звукам  данных слов. Звуковые схемы слов ФОМА, ФИМА.

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

Звуки  Н-НЬ.

Познакомить со звуком Н, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Н, Нь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова НИНА.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Н, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Н, Нь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление звуко-слоговой схемы слова БАНАНЫ.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки С-СЬ.

Познакомить со звуком С, его артикуляцией.

 Учить определять «звонкость/глухость» согласного. Характеристика звуков С, Сь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова НОС.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком С, его артикуляцией.

 Характеристика звуков С, Сь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах.

Закрепление  звукового  анализа и синтеза.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки З – ЗЬ.

Познакомить со звуком З, его артикуляцией.

 Характеристика звуков З, Зь (по схеме).

Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах.

Дать понятие «предложение».  Составление схем простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком З, его артикуляцией.

 Характеристика звуков З, Зь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Дать понятие «предложение».  Составление схем простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

ФЕВРАЛЬ

1

Звук Ц.

Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ц (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуковой анализ слова ЦЫП.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ц (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Анализ, синтез  2-3-сложных слов ОВЦА, ВОДИЦА.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Дифференциация звуков С-З-Ц

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Определение количества слогов в словах.

Составление схемы простого предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Определение количества слогов в словах.

Работа со схемой предложения.

3

Звуки К-КЬ.

Познакомить со звуком К, его артикуляцией.

 Характеристика звуков К, Кь (по схеме).

Упражнение в нахождении картинок со звуком К, Кь. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова ПАУКИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком К, его артикуляцией.

 Характеристика звуков К, Кь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуковой  анализ слова ПАУКИ.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки Г-ГЬ.

Познакомить со звуком Г, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Г, Гь (по схеме).

Упражнение в нахождении картинок со звуком Г, Гь. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова ГУСИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Г, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Г, Гь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Развитие графо-моторных навыков.

МАРТ

1

Звук Х-ХЬ.

Познакомить со звуком Х, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Х, Хь (по схеме).

Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы.

Звуковой анализ слов МУХА, МУХИ. Сравнение звуковых схем.

Познакомить со звуком Х, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Х, Хь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Составление слов по начальным звукам данных слов. Звуковые схемы слов ПУХ, МУХА.

2

Звук Ш.

Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ш (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуковой анализ слова ДУШ.

Составление схемы простого предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ш (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звук Ж.

Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ж (по схеме).

Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы.

Звуковой анализ слова ЖУК.

 Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ж (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Деление слов на слоги, выделение «ударного гласного» в слове.

Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Дифференциация звуков Ш-Ж

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формировать навыки преобразования  слогов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу).

Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формировать навыки преобразования  слогов, слов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу, шар-жар,шутка-жутко).  

Закреплять умение составлять схему предложения.

5

Дифференциация звуков С-Ш.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формировать навыки преобразования  слогов - игра «Наоборот» (ша-са, шо-со).

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Упражнение «Вставь пропущенный звук».

АПРЕЛЬ

1

Дифференциация звуков З-Ж

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Закрепить навыки преобразования  слогов - игра «Наоборот» (за-жа, зы-жи). Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Графический диктант.

2

Звуки Л-ЛЬ.

Познакомить со звуком Л, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Л, Ль (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА.

Закреплять умение составлять схему предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Л, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Л, Ль (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Закреплять умение составлять схему предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки Р-РЬ.

Познакомить со звуком Р, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Р, Рь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова РАК.

Познакомить со звуком Р, его артикуляцией.

 Характеристика звуков Р, Рь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах.

Разгадывание ребусов.

4

Дифференциация звуков Л-Р

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Звуко-слоговой анализ слов РОМА, МИЛА.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Звуковые схемы слов РОМА, МИЛА.

МАЙ

1

Звук Й.

Познакомить со звуком Й, его артикуляцией.

 Характеристика звука Й (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Й, его артикуляцией.

 Характеристика звука Й (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звук Ч.

Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ч (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЧАСЫ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией.

 Характеристика звука Ч (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Закрепление умения определять количество слогов в словах, рисовать слоговую схему.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звук Щ.

Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией.

 Характеристика звука Щ (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЩУКА.

Закрепление умения составлять схему простого предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией.

 Характеристика звука Щ (по схеме).

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах.

Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Дифференциация звуков Ч-Щ

Дифференциация звуков по акустическим признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Проговаривание чистоговорок со звуками Ч, Щ - упражнение «Доскажи словечко».

Работа с предложением: составление по картинке, определение количества слов в предложении, графическое изображение предложения.

Дифференциация звуков по акустическим признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Упражнение «Закончи слово».

Звуковой анализ слов ЧАШКИ, ЩУКИ.

Работа с предложением: составление по картинке, определение количества слов в предложении, графическое изображение предложения.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и дидактический материал

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Одноразовые салфетки.
  3. Настольная ширма.
  4. Ноутбук.
  5. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
  6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
  7. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные пластиковые кружки, звуковые домики для определения места звука в слове и др.)
  8. Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
  9. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  10. Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, трафареты, вкладыши, пирамидки, сухой фасолевый бассейн и др.).

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб., 2000.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М., 2013.
  3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий.  Старшая группа. – М., 2016.
  4. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
  5. Вескер Л.Р. Нарушение произношения у детей с ОНР.- М., 1977.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  7. Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. Нарушение речи и голоса у детей. – М., 1975.
  8. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  10. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками// Дошкольное воспитание. – М., № 1, 2000.
  11. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 - 6 лет. Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
  12. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет. – М., 2003.
  13. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М., 2009.
  14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради по коррекции звукопроизношения - М., 1998.
  15. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М., 1998.
  16. Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  17. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
  18. Мальцева И.В. Азбука - узнавайка: учебное пособие. М., 2014. 64 с.
  19. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  20. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
  21. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М., 2002.
  22. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  23. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
  24. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. – М., №№ 1-6, 1992.
  25. Скворцова И.В. 100 логопедических игр. – СПб., 2003.
  26. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб., 2004.
  27. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб., 2004.
  28. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги.
  29. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа. - М., 2002.
  30. Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – М., № 6, 1985.
  31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  32. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели.Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной группе по теме "Вестники весны"

Закрепить знания признаков весны, представления о перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употреб...

Конспект занятий в специальной (коррекционной) средней группе.

                             Программное содержание: Продолжать формировать у детей навыкритмичного движения в со...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в коррекционной старшей группе.

Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Зима».Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить приз...

Перспективный план по ФЭМП в коррекционной подготовительной группе на сентябрь, октябрь, ноябрь

Сентябрь.   Тема «Семья».   Уточнять знания детей от образованиичисла 3, называть, обозначать цифрой;устанавливать последовательность чиселв пределах 3-х в прямом и обр...

Комплексно - тематическое планирование в старшей специальной (коррекционной) логопедической группе.

Комплексно - тематическое планирование в старшей специальной (коррекционной) логопедической группе....