«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»
статья по логопедии

Курачинова Наталья Владимировна

Публикация будет интересна начинающим воспитателям логопедических групп.

Содержание:

- Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе;

- Практическая сторона совместной работы специалиста и воспитателя логопедической группы ;

- Основные направления коррекционной работы воспитателя логопедической группы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Гимназия № 3»

(ДО №47 «Умка»)

Выпускная квалификационная работа

 на тему:

«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Работа выполнена:

             Курачиновой

                 Натальей

                  Владимировной

 

г. Балашиха, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………...………………………………………………..  3 стр.

Основная часть:

Глава 1. Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе……..………………………..…….……………..… 5 стр.

Глава 2. Направления, принципы и этапы работы учителя-логопеда. Непосредственные функции логопеда…......……………………..…….…12 стр.

Глава 3. Практическая сторона совместной работы специалиста и воспитателя логопедической группы :

3.1. Пример совместной работы учителя-логопеда и                 воспитателя.…………………..………………………..….…..…….. 22 стр.

3.2. Основные направления коррекционной работы воспитателя логопедической группы …………………………………………….  26 стр.

Заключение ………..………………………………………..………....…. 27 стр.

Список используемой литературы   …………………………………… 28 стр.

Приложение 1 …………………………...…………………………………29 стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».

(Е. И. Тихеева)

Актуальность.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко–непосредственно, с помощью органов чувств и посредством слов. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно — мысленно. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент – закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ, младшими воспитателями, родителями. Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребёнок.

Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

Цель исследования: исследовать особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

           Задачи исследования:

  • доказать, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя необходима в коррекции речи у дошкольников;
  • выявить особенности работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у воспитанников;
  • рассмотреть функции учителя-логопеда и воспитателя.

Методы исследования, используемые в работе: в написании работы применялось педагогическое наблюдение и практический метод.

  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе.

   Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

     У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда.

Функции воспитателя:

  • Отработка новых лексико-грамматических категорий;
  • Обучение связной речи;
  • Предупреждение нарушений письма и чтения;
  • Развитие психических функций;
  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей;
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания);
  • Закрепление навыков чтения и письма;
  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

      Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка.

        Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем :

  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедической непосредственно образовательной деятельности.

      В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями : быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

     В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

     Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью.

        В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

        Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов.

        Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

    Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

     Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедической непосредственно образовательной деятельности речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

        В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

        Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

        В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

       Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.

       В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.

       Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

      Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями : быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

        Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • повторение стихотворений, рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление,
  • фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

       В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения. б. пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(катают Су-Джок между ладонями).

«Пальчики»

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем на большой палец)

       Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Так же положительно влияет на развитие мелкой моторики и закрепление речевого материала сухой бассейн с различными наполнителями (фасоль, горох. орехи и т. д., игры с прищепками, карандашами, зубными щетками, пробками.

       Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

      Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

      Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

      Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения. А так же возможность проконтролировать поставленные звуки на этапе автоматизации их в спонтанной речи.

      Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.

        Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

       В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.

Глава 2. Направления, принципы и этапы работы учителя-логопеда. Непосредственные функции логопеда

Коррекционная работа учителя - логопеда в ДОУ направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей с нарушениями речи.

Цель деятельности логопеда: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии  речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- осуществление диагностики речевого развития детей

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

Направление деятельности:

- диагностическое;

- Коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);

- информационно-методическое:

- оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;

- организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;

- сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.

Принципы логопедической работы

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи:

-этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально-психологические факторы.

При различных нарушениях речи предполагается работать в сотрудничестве с медицинскими работниками. Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например: неправильный прикус предрасполагает к различным нарушениям произношения и здесь дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т. е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения – от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех же симптомах возможны различные механизмы нарушений. Например: нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие неправильной артикуляции или недоразвитости слуха. Работа по устранению недостатков речи должна вестись с учетом ведущего нарушения.

Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.

Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.

Онтогенетический принцип, т. е мы должны учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Деятельность логопедической работы предлагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из двух детей со сложными по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап автоматизации его в слогах, словах, фразах, предложениях. Продолжительность постановки звука зависит от сложности нарушения.

Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии, осуществляется на коррекционно – развивающих занятиях. Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  • Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  • Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  • Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  • Коррекция звукопроизношения разными способами;
  • Автоматизация звуков в речи;
  • Дифференциация звуков в речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях совершенствуются моторные навыки, координация, ориентировка в пространстве и конструктивный праксис. Ведется работа над развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее входит формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т. е. логопедом и воспитателем отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 - 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителем – логопедом оформляются следующие документы:

1. Карта логопедического обследования детей – в ней обязательно отражаются сведения о ребенке, результаты обследования;

2. Перспективный план фронтальной работы по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у детей старшей и подготовительной групп;

3. Индивидуальные тетради детей;

4. Журнал посещения ребенком логопедических занятий;

5. Диагностическая карта обследования речи детей подготовительной группы;

6. Паспорт кабинета;

7. Портфолио педагога.

А также ведется методическая и аналитическая деятельность.

Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

  • разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
  • перспективное планирование;
  • изучение и обобщение передового опыта;
  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;
  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
  • самообразование;
  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

 Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.

Она включает:

  • Проведение контрольных срезов.
  • Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
  • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
  • Подведение итогов работы за учебный год.
  • Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Развитие речи, закрепление поставленных звуков предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого воспитанника подгруппы, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Вывод:

Из всего вышесказанного, видно, что углубленная коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей очень актуальна и позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки их к школе.

Глава 3. Практическая сторона совместной работы специалиста и воспитателя логопедической группы.

3.1. Пример совместной работы

 учителя-логопеда и воспитателя.

    Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

   Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

    Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 - 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

   Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

    Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

     Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

               Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Подготовительный этап

              Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

      Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

     Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

     Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

    Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, рассказ.

     Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах

    Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром.

     Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

     Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

     Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.

     Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.

             График совместной работы учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы представлен в Приложении 1.

3.2. Основные направления коррекционной работы

 воспитателя логопедической группы.

Рассмотрим основные направления коррекционной работы воспитателя:

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3 – 5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 – 5 раз в день.
  • Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

               Содержание данных занятий определено программой:

  1. проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
  2. скороговорок, коротких рассказов, стихов;
  3. упражнение в звуко – слоговом анализе и синтезе;
  4.  повторение лексико – грамматических упражнений;
  5. упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

  • Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий в логогруппе является то, что кроме образовательных задач перед ними стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечении. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера

Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что при совместной работе воспитателя и логопеда, логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. При этом воспитатель активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-osnovnye-napravlenija-dejatelnosti-uchitelja-logopeda.html
  2. https://vk.com/wall-55615958_319190
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-korekciono-logopedicheskoi-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/01/26/sovmestnaya-rabota-logopeda-i-vospitatelya-po-preodoleniyu
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/27/osnovnye-napravleniya-raboty-uchitelya-logopeda-v-dou-v-sootvetstvii-s
  6. Мошкина А.Ю. Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей // Смол логопед. – 2019. – [Электронный ресурс], режим доступа: https://smollogoped.ru/sovmestnaya-rabota-logopeda-i-vospitatelya-po-preodoleniyu-rechevyh-narushenij-u-detej/
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. – [Электронный ресурс], режим доступа: https://fgos.ru
  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. / А.Н.Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — С.58
  9. Логопедия. /Авт.-сост. Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; Под ред. Л.С.Волковой. — М.: Владос, 2003. — С.80-84
  10. Земляченко, М. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 96-98.
  11. Красичкова Н.А., Дмитриева Е.Е. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами речедвигательных упражнений // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №4. – С. 169-172.

Приложение 1

ШАБЛОН РЕЖИМА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

                                                      «Утверждаю»

                                                       Директор

                                МАОУ «Гимназия №3»

                                         ___Сократова Е.Г.

«____»______________2023 г.

                       

График работы воспитателя и учителя-логопеда

Дни

недели

Время работы

Занятия учителя-логопеда с детьми

Организационная работа

Всего часов в неделю

Индивид.

Подгруп.

Понед.

с _ до _

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

4 ч.

Вторн.

с _ до _

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

4ч.

Среда

с _ до _

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

4ч.

Четверг

с _ до _

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

4ч.

Пятница

с _ до _

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

4ч.

Всего:

20 ч.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

_ ч.

_ мин.

 

20ч.

Примечание:

Воспитатель логопедической группы проводит коррекционную работу:

  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

  • Фронтальные занятия по программе ДОУ(и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Организационная работа учителя-логопеда предполагает:

  • Проветривание помещения;
  • Смену дидактического материала;
  • Сопровождение детей из кабинета в группу;
  • Работу с документами;
  • Консультацию воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми;
  • Работу с родителями.

Учитель-логопед                                   / Сухарева А.В./

Воспитатель логопедической группы                          / Курачинова Н.В. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений при дизартрии у дошкольников.

Коррекционная работа с детьми-дизартриками, как правило, протекает с большими трудностями, так как нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений занимает...

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений"

В консультации даны рекомендации  взаимодействия в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей в логопедических группах....

Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педа...

статья "Работа логопеда и воспитателя над преодолением недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием

Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополе...