Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Цель: Знакомство родителей (законных представителей) с основными упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастики, с упражнениями по развитию мелкой моторики, привитие практических навыков.

План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть.
  1. Причины речевых нарушений.
  2. Виды речевых нарушений.
  3. Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.
  4. Дыхательная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.
  5. Развитие мелкой моторики рук. Рекомендации по развитию мелкой моторики руки.
  1. Практическая часть. Совместное выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике.

1.Теоретическая часть.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

Причины речевых нарушений:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
  • наследственные факторы (поздно начинают говорить);
  • снижение слуха;
  • неправильное строение речевого аппарата: короткая уздечка языка (подъязычной связки), неправильное строение челюстей и зубов.

Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка: ранний переход на искусственное питание, соска – пустышка, недостаточное жевание, разрастание аденоидов, сосание пальца;

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

  1. Виды речевых нарушений:

У одних детей возрастные замены и искажения звуков, т.е. дислалия. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляционная база или неправильно сформировались артикуляционные позиции. При этом речевом диагнозе нет серьёзных органических поражений центральной нервной системы.

А другие дети имеют речевой диагноз дизартрия. Попытаюсь объяснить, что лежит в основе этого диагноза. Чтобы появилась речь, нужны пути, связывающие речевые центры коры головного мозга с артикуляционными органами (голосовыми связками, губами, языком, нёбом, лицевой мускулатурой). Если какие-то из этих путей разрушены (а именно так и бывает при дизартрии), связь между центром и периферией отсутствует. Сигналы не поступают, следовательно, - речевой аппарат не работает.

Основные жалобы при дизартрии невнятная невыразительная речь, искажение звуков. Дети изолированно звуки могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют  и недостаточно различают их.

Все дети, чья симптоматика соответствует дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для назначения лечения, так как при дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие, логопедическую работу.

Хорошим фоном для логопедических занятий послужит: общий массаж, медикаментозная терапия, лечебная физкультура и бассейн, а также физиопроцедуры (электрофорез, УВЧ терапия, лазер). На всё это следует получить направления и рецепты у педиатра и невропатолога.

  1. Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Часто бывает так, что мышцы языка ребёнка недостаточно подвижны, слабоваты или, наоборот чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел правильного звукопроизношения мы не дождемся. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

  1. Дыхательная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.

В работе над звукопроизношением одно из основных направлений - выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, правильно произносить те или иные звуки.

Особенности дыхания у детей с речевыми нарушениями:

  • выдох укороченный, прерывистый, ускоренный
  • воздушная струя слабая, короткая, рассеянная
  • назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость

Что можете вы делать вместе с ребенком:

Пускать мыльные пузыри через соломинку.

Надувать воздушные шарики.

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять.

Играть на музыкальных игрушках.

Дуть на детские султанчики.

Дуть на свечу.

Или выполнить упражнения дыхательной гимнастики. 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики: проветренное помещение, желательно выполнять натощак, свободная одежда, следит за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

  1. Рекомендации по развитию мелкой моторики.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи).

Вам кажется, что ребёнок ленится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, заправлять рубашку? Вовсе нет! Просто его пальчикам трудно справиться с этой работой: мышцы рук не слушаются (они либо излишне напряжены, либо расслаблены).

Что можете вы делать вместе с ребенком:

Собирать и перебирать ягоды.

Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп.

Играть с глиной и мокрым песком.

Играть с мячиками.

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы.

Перебирать крупу.

Играть с пальчиками (народные игры).

Раскрашивать раскраски цветными карандашами.

Завинчивать гайки.

Плести из бисера.

Лепит из пластилина, теста.

Застегивать молнии, кнопки, пуговицы; завязывать шнурки.

2.Практическая часть. Совместное выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике.

-Я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

Поставьте перед собой зеркало.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Лягушка» – «Хоботок»

На счет «раз» - «два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

«Бублик»

Выполнить  упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

 «Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась.

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться кончиком языка то за верхними зубами, то за нижними зубами. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Язык широкий.

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа  не должна обтягивать нижние зубы.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком  языка, как цокают лошадки. Рот при  этом открыт, язык должен  быть широким. Следить, чтобы  кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как упражнение «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы.

«Заведи мотор»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Подуть на «Грибок» так, чтобы получилось – ТРРР. При правильном выполнении упражнения очень мощная воздушная струя, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Дыхательные упражнения

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

3.Заключение.

Родители предают мяч по кругу и заканчивают предложение «Если я дома вместе с ребенком буду выполнять артикуляционную гимнастику, то он ....»

Список использованной литературы:

Краузе Е.Н. «Логопедия»;

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»;

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы  и методы работы с родителями...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с р...

Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В с...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у детей

Цель статьи - логопедизация знаний родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР.

В коррекционной работе по устранению речевых нарушений у детей с ОНР учитель-логопед должен опираться на помощь и поддержку родителей, что способствует повышению эффективности логопедической работы....

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.

Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....