«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
статья по логопедии
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни. Отмечается, что речевые расстройства обучающихся оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей и эффективность их обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» г. ЗЕРНОГРАДА
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
учитель-логопед
высшей категории
Багайскова Марина Александровна
г. Зерноград
“Учите ребёнка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, не готовых к школьному обучению с точки зрения речевого развития.
В связи с этим становится очень актуальной проблема развития речи детей с ОВЗ. Важным условием успешного обучения в школе является сформированность всей речевой системы школьника, это и правильное звукопроизношение, развитые фонематическая, лексико-грамматические категории языка и связная речь. Именно эти компоненты лежат в основе развития речевого общения и навыков чтения и письма.
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни. Отмечается, что речевые расстройства обучающихся оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей и эффективность их обучения.
Как показывает опыт логопедической работы, помимо речевых недостатков у детей отмечаются неврологические симптомы, не так подвижны психические процессы, дети без радости включаются в учебную деятельность, не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не всегда готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. У младших школьников с ОВЗ ограничен объём памяти и снижена прочность, точность запоминания, недостаточный уровень развития произвольной памяти.
Правильная организация обучения детей с ОВЗ – очень сложное дело. Педагоги находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм эффективного коррекционного обучения.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс
обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. На логопедических занятиях с учащимися я использую приёмы мнемотехники и наглядного моделирования. Данные приёмы использую в – первую очередь с теми детьми, у кого недостаточно сформировано наглядно-образное мышление, произвольное внимание, а также ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. В эту группу чаще входят дети с ОВЗ.
Для начала — притча. В Греции до нашей эры на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемотехника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Детям с речевыми нарушениями, с ОВЗ сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание.
То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, — забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, жёлтый и так далее.
Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке.
Применение мнемотехники эффективно будет только в том случае, если она эмоционально заряжена, легко запоминается, легко воспринимается и вспоминается.
При работе над созданием мнемоприёма необходимо придерживаться определённых требований:
- Небольшой объём, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.
- Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, развивая воображение.
- Особый настрой детей и педагога, т. е. хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения. Мнемоприём должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности.
Одним из приёмов мнемотехники, особенно на начальных этапах обучения, которые я активно использую на занятиях, является работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определённое графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т.ё. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию.
Применение мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
В работе использую как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и мои собственные или придуманные детьми.
Мнемотаблицы и модели служат дидактическим материалом в моей работе для:
- постановки, автоматизации и дифференциации звуков,
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Обучающиеся с ОВЗ испытывают трудности в понимании и употреблении абстрактных понятий. На протяжении многих лет в дошкольной и школьной логопедической практике используются приёмы наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью воспитанник кодирует изучаемую информацию.
В работе с детьми с ОВЗ моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Приёмы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование данного метода на логопедических занятиях помогает в формировании у обучающихся с ОВЗ умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Позволяет осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков.
Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника с ОВЗ. Это необходимый компонент умения учиться.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Это пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы предлогов, модели звуков, слоговые карточки и таблицы.
Схемы - модели анализируемых звуков, слов дают возможность детям зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение), научиться практическим действиям с ними.
Данные схемы-модели являются важными средствами развития у детей фонематического слуха, умения производить звуко-слоговой анализ звучащего слова, помогают формированию навыков анализа слов и предложений, являются алгоритмами при выполнении сложных заданий.
Коррекционная работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного и кинестетического образа и, следовательно, коррекция звукопроизношения протекает при активном участии всех анализаторов - зрительного, слухового и речедвигательного.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я разработала и использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяю мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок.
При знакомстве первоклассников со звуками и обозначающими их буквами необходимо формирование акустико-артикуляционных образов звуков. Для закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука, на мой взгляд, невозможно без применения приёмов наглядного моделирования. При формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового анализа, схемы и модели помогают школьникам определять количество, последовательность и место звуков, количество слогов в слове. Таким образом, у детей создаются необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения.
Работа по развитию лексико-грамматических средств речи включает в себя формирование понятий «предлог», «слово», «предложение». Мной также активно используются приёмы наглядного моделирования, это графические схемы, пиктограммы, ребусы. Данные средства помогают целенаправленному формированию знаний учащихся о частях речи, обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыков правильного построения предложений, употребления предложно-падежных конструкций.
Детям с ОВЗ требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, формирования связей согласования, управления и примыкания в словосочетаниях. Для этого использую дидактические игры с мнемотаблицами «Расскажи о животном», «Приготовим угощение», «Кто где находится» и другие.
Логопедическая практика подтверждает, что формирование связной речи у детей с речевой патологией, а особенно у детей с ОВЗ – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьёзным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Для построения навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся мной также используются приёмы мнемотехники и наглядного моделирования в виде предметно-схематических моделей, мнемотаблиц, графических рисунков. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении последовательных и развернутых высказываний.
Одним из дидактических средств на моих занятиях являются схемы описательных рассказов. Данные схемы наравне с другими приёмами позволяют формировать умения выделять существенные признаки и основные части предметов. Дети овладевают языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Идёт активизация и уточнение имеющих знаний и представлений об окружающем.
Анализ рассказов детей пересказанных после моего прочтения текста без зрительной опоры и с применением предметно-графической схемы показал, что пересказы с применением приёмов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа, у многих детей они становятся более содержательные, развернутые.
Таким образом, я считаю, что использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в сочетании с другими технологиями логопедической помощи младшим школьникам с ОВЗ являются одними из эффективных средств развития речи, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации. Данные технологии позволяют активизировать компенсаторные механизмы детей с ОВЗ и оптимизировать процесс обучения и развития младших школьников, тем самым помогают в решении одной из главных задач начальной школы - успешное усвоение основной общеобразовательной программы.
Список использованной литературы
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
/ Спб., 2005;
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4;
- Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов на Дону «Феникс», 2002;
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. №10;
- Фотекова Т.А., Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. «Айрис- пресс», 2007;
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай.- Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005
Использованные интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...
Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...
Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В статье рассматривается опыт работы логопеда использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...
Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Календарно-тематическое планирование с детьми 4-5 лет. Игровая технология....
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Cегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...
Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...
Использование инновационной здоровьесберегающей технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В России зафиксировано увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.Первой и наиболее важной ступенью ...