Использование инновационной здоровьесберегающей технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка

В России зафиксировано увеличение  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.

Первой и наиболее важной ступенью образования является дошкольного образование, т.к. дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития и коррекции. Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит важная задача поиска и внедрения инновационных, наиболее эффективных форм и приёмов профилактики и коррекции здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационной здоровьесберегающей технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В России зафиксировано увеличение  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О росте свидетельствует  статистика Росстата: если в 2015 году по направлениям дополнительных общеобразовательных программ обучалось 15 тысяч детей с ОВЗ, то в 2023 году - 1,5 миллиона, что составляет 7% от общего числа детей в стране. Категория детей с ОВЗ очень разнообразна, в нее включают детей с нарушениями зрения, слуха, речи, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержкой психического развития и т.п. Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.

Первой и наиболее важной ступенью образования является дошкольного образование, т.к. дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития и коррекции. Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит важная задача поиска и внедрения инновационных, наиболее эффективных форм и приёмов профилактики и коррекции здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

По мнению нейрофизиологов и кинезиологов (Бехтерева Н. П., Бернштейн Н. А., Кэндел Э. Р., Хаксли Э. Ф., Дж. Шейфера и др.),  неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Одним из наиболее современных, результативных и безопасных методов является - кинезиологический метод.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития. 

Научные исследования докторов Пола И. Деннисона и Гейла Деннисона (создателей программы «Гимнастика Мозга») выявили, что определенные физические движения оказывают положительное влияние на развитие интеллекта и здоровья человека.

Кинезиология относится к  здоровьесберегающей технологии, с помощью которой в организме наступают положительные структурные изменения:  повышается работоспособность, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, способствуют раскрытию талантов и способностей, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Более того, кинезиологические упражнения, помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.

Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач профилактики и преодоления отставаний в развитии детей дошкольного возраста. Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, мы используем комплексы кинезиологических упражнений. Опыт применения данных упражнений показывал высокую эффективность в речевом развитии детей.

Для результативности работы необходимо соблюдение    следующих условий:

1.Кинезиологическая гимнастика проводятся ежедневно, длительностью 5-7 мин.;

2.Гимнастика проводится систематично, без пропусков;

3.Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2-е недели;

4.Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, под спокойную музыку.

5.От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Методы и приёмы включающиеся в комплекс:

1. Массаж (самомассаж) - воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин.

Пример: использование Су – Джок тренажёра – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод оздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Упражнение « Веселый счет»

«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на «шипики»)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на «шипики»)

2. Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важным задач нейропсихологической коррекции.

Пример: упражнение «Дерево»

И. п. –сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3.Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают у ребёнка самоконтроль и произвольность.

Пример: упражнение «Свеча»

И.п.– сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики - стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию.

Пример: упражнение «Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе (на листе бумаги) обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

5.  Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма.

Пример: упражнение «Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам различные рисунки игрушек, животных и т.д. И.п. – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

6. Телесные        движения -        развивают межполушарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком         своего тела, что способствует обогащению дифференциации сенсорной информации.

Пример: упражнение «Капитан»

И.п.- стоя. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

7. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию физического, психологического  и интеллектуального        напряжения, а так же формированию эмоционального благополучия и укреплению        нервной системы ребёнка.

Пример: упражнение “Ковер-самолет”

И.п. - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает у, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, леса, реки… Плавно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Таким образом, использование кинезиологических упражнений, способствует созданию базы для успешной гармонизации ребенка и преодоления имеющихся нарушений, даёт возможность получить стабильный положительный результат в коррекционно-развивающей работе.

Список литературы:

1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

2. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми: Логопед, №1, 2010г.

3. Картухина, Г. Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Методист. – 2008.

4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.

5. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса   для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:       Учебное пособие.—М., 1999.

8. Шутько Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                  Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Методический семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе ДОУ»

В материале представлен опыт работы по теме "Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе ДОУ"...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни....

Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...