Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)
Календарно-тематическое планирование с детьми 4-5 лет. Игровая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty.docx | 45.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Календарно-тематическое планирование
Игровая технология
средняя группа
2020 – 2021 уч. г.
Автор: Крикливенко С.Н.
воспитатель высшей кв. категории
Цель: развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша.
Задачи:
- закрепить названия эталонов цвета;
- закрепить названия геометрических фигур и их свойства;
- упражнять детей в прямом и обратном счете (в пределах 5);
- упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет-число, количество-цифра;
- развивать умение группировать, классифицировать по цвету, длине, высоте, толщине;
- развивать комбинаторные способности, приобщать к моделированию;
- развивать умение детей работать со схемой, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь;
- развивать творчество, фантазию, познавательную деятельность;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать умение работать в коллективе со сверстниками;
- развивать самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.
Перспективный план работы с детьми
Неделя | Упражнения, игры | Задачи, материал |
СЕНТЯБРЬ | ||
Формирование группы, знакомство с детьми. Мониторинг развития детей. Анализ мониторинга. Знакомство с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша. | ||
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Знакомство с палочками Кюизенера. Первые упражнения с палочками Кюизенера : 1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди белую, розовую, голубую, красную, жёлтую, фиолетовую, чёрную, бордовую, синюю, оранжевую палочки. 2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки. 3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. 4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета. 5. Перечисли цвета всех палочек на столе. 6. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д. 7. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек. 8. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка или палочки одинаковы по длине? «Найди» | Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. |
2 | Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Знакомить с логическими блоками. Закреплять название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый - тонкий». Развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Материал: набор логических блоков Дьенеша, Незнайка - игрушка. | |
3 | «Строим дорожки» «Чудесный мешочек» | Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.), внимание, память, мышление. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, игрушка. Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать логическое мышление, память, тактильные ощущения, речь. Материал: чудесный мешочек, набор логических блоков Дьенеша. |
4 | «Поезд» | Закрепить название эталонов цвета. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, самостоятельности. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Развивать зрительную память, умение замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. Развивать умение играть самостоятельно, в парах. Материал: набор логических блоков Дьенеша. |
«Что изменилось?» | ||
НОЯБРЬ | ||
1 | «Чудесный мешочек» «Найди такую фигуру» | Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, речь, внимание. Материал: чудесный мешочек, набор цветных палочек Кюизенера. Способствовать развитию умения выделять существенные признаки предметов. Развивать внимание, память, мышление, речь, самостоятельность. Материал: набор логических блоков Дьенеша. |
2 | «Найди и покажи» «Четвертый лишний» | Упражнять в различении цветов. Развивать логическое мышление, память, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, самостоятельности. Материал: набор логических блоков Дьенеша |
3 | «Спрячь игрушку» «Рассели жильцов» | Развивать представление о высоте и длине палочек; умение сравнивать палочки по высоте и длине. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать мышление, внимание, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Способствовать развитию умения детей классифицировать, обобщать геометрические фигуры по признаками. Упражнять в счете в пределах 5. Развивать мышление, внимание, речь. Развивать мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Материал: набор логических блоков Дьенеша, набор мелких игрушек. |
4 | «Построим заборчик» «Продолжи ряд» | Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. Материал: набор цветных палочками Кюизенера, набор мелких игрушек. Способствовать развитию умения находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием. Развивать мышление, внимание, речь самостоятельность, мелкую моторику пальцев рук. Материал: набор логических блоков Дьенеша. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Построим мостик» «Собери бусы» | Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный персонаж. Способствовать развитию умения находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, анализировать, сравнивать их в соответствии с заданием и отражать в речи. Упражнять в счете. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Материал: набор логических блоков Дьенеша, кукла. |
2 | «Дорожки для матрешки» «Найди пару» | Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине; сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем…», «больше чем…». Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор матрешек. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, их форме, цвете, величине, толщине. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. Материал: набор логических блоков Дьенеша. |
3 | «Угадай-ка» «Поможем Золушке» | Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак, умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Способствовать развитию умения классифицировать и обобщать по признакам. Развивать логическое мышление, память, речь. Материал: набор логических блоков Дьенеша, кукла. |
4 | «Разложи по цвету» «Украсим елку бусами» | Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать логическое мышление, память, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Способствовать развитию умения выявлять и абстрагировать свойства предмета, «читать схему». Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, самостоятельность. Материал: набор логических блоков Дьенеша, схемы. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Один, много, ни одного» «Найди клад» | Закрепить количественные представления «один – много – ни одного». Развивать логическое мышление, внимание, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный герой. Способствовать развитию умения классифицировать по признаку (цвет – цвет), выявлять игровое действие в соответствии с выделенным признаком. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, самостоятельности. Материал: набор логических блоков Дьенеша, Буратино. |
2 | «Лесенки» «Игра с одним обручем» | Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Материал: обруч, набор логических блоков Дьенеша. |
3 | «Башенки» «Игра с двумя обручами» | Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Способствовать развитию речи, внимания, памяти. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Развивать умение разбивать множество по двум свойствам, производить логические операции: «не», «и», «или». Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Найди ошибку» «Найди нужный блок» | Упражнять в счете от 1 до 5. Закреплять название цветов. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный герой. Познакомить детей с карточками – символами, обозначением свойств. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию, самостоятельность. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы обозначением свойств. |
2 | «Лесенка для котенка» «Найди нужный блок 2» | Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упражнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 — белая палочка, 2 – розовая, 3 — голубая, 4 — красная, 5 — желтая. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, игрушка – котенок. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение кодировать и декодировать информацию. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств. |
3 | «Деревья в лесу» «Угощение для Гномов» «Домино» | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Способствовать развитию умения обобщать свойства предметов, называть их, использовать карточки –символы свойств, подбирать предмет в соответствии с карточкой, обосновывать в речи свой выбор. Способствовать развитию умения сравнивать свойства предмета, действовать на основе выделенных свойств, развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, самостоятельности, навыка работать в коллективе со сверстниками. Материал: набор логических блоков Дьенеша, сказочный герой. |
4 | «Назови число – найди палочку» «Художники» | Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Способствовать развитию умения анализировать и сравнивать свойства предмета, использовать их в творческой деятельности. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, самостоятельность. Материал: набор логических блоков Дьенеша, картины «Художник» из комплекта «Давайте вместе поиграем». |
МАРТ | ||
1 | «Размести пассажиров» «Лабиринт» | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Развивать мышление, память, внимание, речь, воображение. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Развивать способность читать карточки – символы, выбирать необходимый предмет из нескольких, развивать восприятие, внимание, умение декодировать информацию о свойствах предметов. Развивать самостоятельность, умение работать в коллективе. Материал: набор логических блоков Дьенеша, стрелки из картона, карточки с кодами геометрических фигур (форма, цвет, размер). |
2 | «Подбери пару» «Красная Шапочка несет пирожки бабушке» | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – число – количество – цифра. Упражнять в соотношении количества и счета. Знакомить с цифрами. Развивать мышление, память, внимание, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенер и цифр. Развивать умение выявлять, называть свойства (цвет, форма, размер) блоков по карточкам – символам, классифицировать фигуры по нескольким признакам, отражать в речи. Развивать самостоятельность, навык работать в коллективе со сверстниками. Материал: комплект из 24 геометрических фигур, лист А-3 и на нем нарисована дорога (разветвление) к бабушке. |
3 | «Подбери цифру» «Помогите животным» | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра – цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера и цифр. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь, умение работать в паре. Материал: набор логических блоков Дьенеша, коробочки разной формы. |
4 | «Разноцветный коврик» «Гусеница» | Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форму, цвет, размер) предметов. Развивать логическое мышление, Развивать умение работать в коллективе со сверстниками, зрительную память, речь. Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи. |
АПРЕЛЬ | ||
1 | «Конструирование Геометрических фигур»
«Волшебное дерево» | Закрепить знания о геометрических фигурах, их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. Развивать логическое мышление, внимание, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, сказочный герой. Развивать умение классифицировать предметы по трем признакам (форма, цвет, размер), выделять основные признаки, отражать в речи. Развивать умение работать в паре. Материал: набор логических блоков Дьенеша, лист А-3, на нем дерево с цветными ветками, на них символы фигур - листья. |
2 | «Игры – конструирование» «Паровозики» | Упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева». Составлять рассказы по составленным картинкам. Развивать мышление, воображение, связную речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Развивать умение классифицировать предметы по двум, трем признакам: цвету и форме, форме и размеру, отражать в речи. Развивать умение работать в команде. Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушки: лисичка и зайчик. |
3 | «Угадай-ка» «Заселим домики» | Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак; умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур по двум признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику. Развивать умение работать в коллективе со сверстниками. Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением домиков, в которых есть знаки-указатели. |
4 | «Разложи по цвету» «Магазин» | Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации палочек по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память, речь, умение согласовывать свои действия со сверстниками. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Развивать умение выявлять, абстрагировать свойства предметов, сравнивать предметы самостоятельно по выделенным свойствам, отражать в речи. Развивать умение работать в коллективе со сверстниками. Материал: набор логических блоков Дьенеша (деньги), предметные картинки – товар. |
МАЙ | ||
1 | «Найди и покажи» «Найди цветок» | Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, 3 игрушки. Развивать умение выявлять, абстрагировать свойства (форму, цвет, размер) предметов, умение сравнивать предметы по заданным свойствам и отражать в речи. Материал: набор логических блоков Дьенеша, предметные картинки (цветы). |
2 | «Назови число – найди палочку» «Угадай, какую фигуру я загадала?». | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Развивать логическое мышление, память, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию, отражать в речи. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением свойств и с отрицанием свойств. |
3 | «Подбери пару» «Помоги Незнайке» | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – число – количество – цифра. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить знание цифр. Развивать логическое мышление, память, речь. Материал: набор цветных палочек Кюизенера. Упражнять детей в группировке геометрических фигур, развивать наблюдательность, внимание, память, речь. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки-символы с отрицанием свойств (2-3). |
4 | «Строим дорожки» «Что я умею» | Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.), внимание, память, мышление. Материал: набор цветных палочек Кюизенера, набор мелких игрушек. Развивать умение решать логические задачи, кодировать и декодировать информацию, действия активно отражать в речи. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки-символы свойств (форма, цвет, размер, толщина) и отрицанием свойств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...
Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...
Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...
Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.
В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с...
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...
Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».
Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....
Использование инновационной здоровьесберегающей технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В России зафиксировано увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.Первой и наиболее важной ступенью ...