Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
статья по логопедии

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, ароматерапии, музыкотерапии, а также зрительными символам Т. А. Ткаченко, использование песочной терапии способствует наиболее благоприятной коррекции речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение игровых упражнений с песком позволяет стимулировать детей, развивать психические функции, снижать мускульное и эмоциональное напряжение, улучшать тактильные ощущения. Песочный стол с подсветкой для  коррекции речевых нарушений используется регулярно. Вся деятельность происходит в игровом, занимательном варианте  и обогащает сенсорный опыт, что имеет большое значение для развития эмоциональной сферы и речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, возможно организовывать упражнения и игры с палочками Кюизенера по оречевлению действий. Каждый специалист может выбрать для детей наиболее подходящие и актуальные приёмы, игровые ситуации, помогая ребёнку делать всё самому, а не за него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamyatina_o.a._statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья ЭЛЕМЕНТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(Опубликована в научном издании: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, посвящённой 90-летию Уральского государственного педагогического университета, 23-24 апреля 2020г., г. Екатеринбург, Россия / Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. Дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2020. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.)

Сведения об авторе: Замятина Ольга Александровна, учитель-логопед.

Место работы: Филиал МБОУ СОШ №23 – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №22 «Лесовичок». Россия, г. Серов.

Контактная информация: 624980, г. Серов, ул. Рабочей Молодёжи, д.3, кв. 49

E-mail: shabarshina84@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, ароматерапии, музыкотерапии, а также зрительными символам Т. А. Ткаченко, использование песочной терапии способствует наиболее благоприятной коррекции речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение игровых упражнений с песком позволяет стимулировать детей, развивать психические функции, снижать мускульное и эмоциональное напряжение, улучшать тактильные ощущения. Песочный стол с подсветкой для  коррекции речевых нарушений используется регулярно. Вся деятельность происходит в игровом, занимательном варианте  и обогащает сенсорный опыт, что имеет большое значение для развития эмоциональной сферы и речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, возможно организовывать упражнения и игры с палочками Кюизенера по оречевлению действий. Каждый специалист может выбрать для детей наиболее подходящие и актуальные приёмы, игровые ситуации, помогая ребёнку делать всё самому, а не за него.

Ключевые слова: песочная терапия; коррекция нарушений речи; развитие коммуникативных умений; наглядный материал; зрительные символы.

ELEMENTS OF SAND THERAPY IN SPEECH THERAPY WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

About the author: Zamiatina Olga Aleksandrovna,  Teacher-Logopedist.

Place of work: Branch of MBOU SOSH No. 23-kindergarten of General development type with priority implementation of activities in the cognitive and speech direction of children's development No. 22 "lesovichok". Russia, Serov.

Abstract. The article discusses the experience of a speech therapist who uses elements of sand therapy in working with preschool children. In combination with visual materials, elements of chromotherapy, aromatherapy, music therapy, as well as visual symbols of T. A. Tkachenko, the use of sand therapy contributes to the most favorable correction of speech development in children with disabilities. The use of game exercises with sand allows you to stimulate children, develop mental functions, reduce muscle and emotional tension, develop fine motor skills of the hands, improve tactile sensations. The illuminated sand table is used regularly to correct speech disorders in preschool children. All activities take place in a playful, entertaining way and enrich the sensory experience, which is of great importance for the development of the emotional sphere and speech of children with disabilities. Given the close relationship in the development of manual and articulatory motor skills, it is possible to organize exercises and games with kuizener's sticks on nutting actions. Each specialist can choose the most appropriate and relevant techniques for children, game situations, helping the child to do everything himself, not for him.

Keywords: sand therapy; correction of speech disorders; development of communication skills; visual material; visual symbols.

Среди воспитанников ДОУ №22 «Лесовичок» города Серова есть ребёнок с интеллектуальными нарушениями, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями зрения и слуха, дети с тяжёлыми нарушениями речи и дети с инвалидностью. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются множественные нарушения развития, в том числе речевые патологии.  Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку – одна из главных среди основных задач развития и обучения ребенка. Успешная социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе во многом обеспечивается его коммуникативными умениями. С целью успешной коррекции наряду с традиционными приёмами и методами логопедической работы педагоги нашего учреждения используют оригинальные и творческие методики.

Наиболее интересной для детей нашего учреждения является песочная терапия. Используя специальные игры и игровые упражнения с песком в индивидуальной и подгрупповой логопедической работе с детьми мы формируем и расширяем словарный запас, а также работаем над звукопроизношением. На занятиях мы используем обычный и кварцевый песок. Погружение обеих рук в песок позволяет снять мускульное, психоэмоциональное напряжение детей, развивает моторику рук и способствует тактильной стимуляции. Ребята обыгрывают различные сюжетные ситуации с помощью маленьких игрушек, камней, и других материалов. Мы учим сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, звукоподражаний, слов. Дети с интересом манипулируют с фигурками животных и людей, различными видами транспорта, а педагог в это время формирует мыслительные операции. Необходимо научить детей анализировать произношение каждого звука с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Используя игрушки, мы учим детей сравнивать звучание, артикуляции звуков, их сходство и различие.

Для развития диафрагмального дыхания, которое является одним из важнейших компонентов в логопедической работе, можно применять упражнение «Горки». На песочном столе насыпается невысокая горочка. А под горочкой  располагается маленькая игрушка. Ребёнок может дуть на песочную горочку. Таким образом, песок рассыпается и становится видна игрушка.  Для формирования слоговой структуры слова мы с детьми рисуем домики для слогов и слов, кораблики и т.п. Далее, ребята называют игрушки и соответственно количеству слогов помещают в нужный домик.

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих  особые образовательные потребности, являются зрительные символы гласных и согласных звуков Т.А. Ткаченко [3]. Многим детям нравится рисовать символы звуков на песочном столе с подсветкой и одновременно произносить соответствующие звуки. Например, дети рисуют фонтан и произносят звук «Ф». Благодаря использованию символов звуков мы формируем навыки звукового анализа  и синтеза, развиваем фонематическое восприятие. Дети рисуют и проговаривают звуковые символы, соединяя их в слоги, в звуковые сочетания или в слова. Вся деятельность происходит в игровом, занимательном варианте  и обогащает сенсорный опыт, что имеет большое значение для развития эмоциональной сферы и речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Песочная терапия является средством для достижения успехов в речевом плане, так как в процессе работы с песком возможно максимальное включение анализаторов. Например, ребёнку предлагается найти животное, звукозапись которого он слышит, далее животное оказывается на цветочной полянке и ребёнку предлагаем понюхать цветы (использование ароманабора), построить заборчик  или дорожку для домашних животных. Наш опыт показывает, что использование элементов песочной терапии одновременно с музыкотерапией и хромотерапией вызывает интерес и внимание воспитанников [1].

Коррекцию нарушений речи необходимо осуществлять вместе с общим моторным развитием и преимущественно мелкой ручной моторики ребёнка, поэтому в работе с песком мы также используем дидактическое пособие - палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные брусочки (призмы) разной длины и цвета, сделанные из пластмассы [2].  Свойства палочек позволяют педагогам сформировать у детей абстрактные понятия наглядно (звук, слог, слово). Это очень важно, особенно для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики мы включаем в логопедические занятия упражнения и игры с палочками Кюизенера по оречевлению действий. Например; повторение заданного звука столько раз, сколько палочек выложил учитель-логопед; продолжение чередования палочек в ряду (красная палочка – звук «А», розовая  палочка – звук «У»); отстукивание и выкладывание различных ритмов (выкладывание «волшебных дорожек», «чудесных заборчиков»). Внедряя в логопедическую работу упражнения с палочками Кюизенера мы способствуем развитию высших психических функций и развитию регулирующей функции речи.

Таким образом, в игровой форме сложные логопедические упражнения становятся увлекательным занятием. Благодаря элементам песочной терапии с помощью средств невербальной и вербальной коммуникации дети с ограниченными возможностями здоровья могут выразить ту или иную коммуникативную потребность.  Мы учим детей вслушиваться в речь, словесно отвечать на вопросы, а для этого вносим эмоционально-выразительное поощрение любой речевой попытки, независимо от правильности оформления речи. Всю коррекционно-логопедическую работу проводим на высоком эмоционально-положительном фоне. Регулярно стимулируем детей, одобряя и поощряя с учётом индивидуальных потребностей каждого ребёнка. Всё это способствует повышению продуктивности коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д.. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

2. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Л. И. Плаксина,

Л. С. Сековец. – М., ЗАО «Элти – Кудиц», 2003. – 112 с.

3. Ткаченко, Т.А. Звуковой анализ и синтез / Т.А. Ткаченко. – М., 2007.- 54с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...

Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...

Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...

Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».

Консультация для родителей:        "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...