Фронтальное логопедическое занятие "Зимние забавы с Бабой Ягой" для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Зинина Марина Владимировна
Логопедическая работа носит коррекционную  направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для  гармоничного  развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» п.Приволжский

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Конспект фронтального логопедического занятия в

подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Тема: «Зимние забавы с Бабой Ягой»

                                                                                                                                             

                                       Подготовила и провела:

                                учитель-логопед

Зинина Марина Владимировна

п.Приволжский

2019 г.

Фронтальное логопедическое занятие  в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Зимние забавы с Бабой Ягой».

Цель: уточнение представлений  детей о зиме.

 Задачи:

  1. 1.Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарный запас  о зиме,  зимних месяцах, типичных зимних явлениях. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противоположным значением). Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова-признаки. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительное с существительным, называть слова с противоположным значением. Автоматизировать и дифференцировать звуки [ Ш]- [ С] в словах и предложениях.
    2.Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, фонематический слух и фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа, тонкой и общей моторики,  развитие творческого воображения.  Закреплять навыки  правильного речевого дыхания. Развивать  навыки  дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования.

3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, эмоциональный отклик  изображённого  на картине, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности.
Оборудование: магнитофон, запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Зима», картинки с зимним лесом, картина А.М.Васнецова «Зимний сон», картинки с буквами Ш и С, снежный ком из папье-маше, бумажные снежинки с буквами, искусственная небольшая ель, письмо.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о зиме, пальчиковой гимнастики «Снежный пух посыпал вдруг», подвижной игры «Мы бежим с тобой на лыжах», рассматривание картин с зимними пейзажами, беседа по ним.


Ход занятия.
1. Организационный момент
. Дети входят в кабинет и садятся на стульчики, где уже звучит музыкальное произведение.

Слушание отрывка из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Зима». Создание эмоционального фона занятия.

Логопед: Ребята,  вы прослушали отрывок из произведения известного русского  композитора П.И. Чайковского. Догадались,  о каком времени года мы будем говорить сегодня?

Дети: Сегодня мы будем говорить о зиме.

Рассматривание картины А.М.Васнецова «Зимний сон».

( Учить отвечать на вопросы полным предложением).

Логопед: Ребята, посмотрите какая погода на картине?

Дети: На картине ясная, морозная, зимняя погода.

Логопед: А вам бы хотелось оказаться в таком красивом, зимнем лесу?

Дети: Да

 Логопед: А что бы вы могли услышать в лесу?

Дети: Треск морозных деревьев, хруст снега, стук дятла и т.д.

Логопед: Как вы думаете, почему картина называется «Зимний сон»?

Дети: Потому что деревья покрыты снегом, как будто одеялом. И кажется будто они спят.

Стихи о зиме  (Развитие общих речевых навыков).

Логопед: А кто знает стихотворение   о зиме? Расскажите.

 Ах, зима, зима, зима:
Красота – сойти с ума!
Замер лес, подобный чуду
Залегла в лугах пурга.
И куда ни глянь - повсюду,                            

 Белолицые снега! (И. Мазнин)

                   

Чародейкою – Зимою                      

Околдован, лес стоит -                    

И под снежной бахромою,              

Неподвижною, немою,                    

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)                              
 

Холодно берёзе, холодно осине

Даже белка в шубе, на морозе стынет.

Только зимородок, на мороз не ропщет.

В полынье холодной крылышки полощет. (Л. Воронков)

                                             
  Беседа о зиме  (Учить отвечать на вопрос полным предложением).

Логопед. Скажите, когда наступает зима: после весны или после лета?

Дети: Зима наступает после осени.
Логопед: Какая бывает зима?

Дети: Зима бывает морозная, пушистая, снежная и т.д.
Логопед: Ребята, а для чего зимой нужен снег?

Дети: Снег нужен всем растениям, чтобы они не замёрзли зимой.
Логопед: Назовите зимние месяцы.

Дети: Зимние месяцы декабрь, январь, февраль.
Логопед: Какой праздник бывает  в декабре?

Дети: В декабре мы отмечаем праздник Новый год.


2.Основная часть.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо от Деда Мороза, для группы «Подсолнушки». Интересно, что нам пишет Дед Мороз?


Логопед достаёт письмо из конверта и читает:

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. В лесу Баба Яга оставила без снега маленькую ёлочку. До конца зимы далеко, помогите ёлочке не замёрзнуть, укройте её снегом». Дед Мороз.
Логопед: Ребята, видимо Дед Мороз сам не может справиться с коварной Бабой Ягой.  Давайте поможем маленькой ёлочке? Согласны?

Дети: Да.

 Логопед: Тогда собирайтесь в путь.

Логопед: Ребята, а чем можно укрыть в лесу ёлочку, чтобы она не замёрзла? Дети: Снегом.

Логопед: За правильно выполненные задания Дед Мороз будет давать снежинку. Чем больше снежинок мы наберём, тем теплее будет ёлочке. А ещё Дед Мороз  даёт в помощники, букву Ш.

Д/игра « Оденься с буквой Ш» (Формирование умения подбирать слова с буквой Ш).

Логопед: Чтобы не замёрзнуть по пути в волшебный лес одевайте только те тёплые вещи, в названии которых есть звук [Ш].

Дети называют слова (шуба, шапка, ушанка, шаль, шарф, варежки, сапожки, штаны и т.д.).


Упражнение «Дышим в лесу» (Закрепление  навыков правильного речевого дыхания).

Логопед: Прежде чем отправиться дальше, давайте вспомним, как правильно дышать морозным воздухом, чтобы не заболеть?

Дети: нужно дышать носом.  

Логопед:  А теперь давайте вспомним как…

  • Мороз трещит [шшшшшшшшш] (громко, тихо)
  • Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
  • Вьюга завывает [ууууууууууууу] (громко, тихо)
  • «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком)
  • Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).

 Логопед: Хорошо мы подготовились, но чтобы оказаться в волшебном лесу ещё надо произнести волшебные слова.  Закрываем глаза и хором повторяем заклинание: «Крибли,  крабли, бом - в лес волшебный попадем».

  Логопед: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Смотрите, что у нас на пути?

Дети: Снежный ком.  
Логопед: Как же нам его обойти? Слева деревья, справа  кустарники?

Дети: Поиграть.


Д/игра со снежным комом «Скажи наоборот» (Учить называть слова с противоположным значением).  

Дети встают в круг, а педагог по – очереди кидает ком.

 Горячий- холодный;

Пасмурная погода- ясная погода;

 Чистый снег- грязный снег;

Мягкий снег- твёрдый снег;

 Холодный ветер- тёплый ветер;

 Зимний день- летний день.

 Морозный день – жаркий  день.

 Большой ком – маленький ком. (За ответы снежинка)

Логопед. Молодцы! Снежный ком стал совсем маленький. Идём дальше.

Логопед: Нам повстречался снеговик. Он говорит, что Баба Яга утащила у него ведро, метёлку и нос-морковку. А без них он не настоящий снеговик. Давайте поможем ему и посмотрим что за задание в конверте?

(Логопед достаёт письмо из конверта и читает).

 Упражнение «Исправь предложение» (Совершенствование умения исправлять и составлять предложения на основании личного опыта).

Логопед: Первый зимний месяц называется сентябрь.

Дети: Первый зимний месяц называется декабрь.

Логопед:  Зимой очень тепло.

Дети: Зимой очень холодно.

Логопед: Над головой летают ласточки.

Дети: Зимой над головой летают снежинки, снегири, воробьи, вороны и т.д. Логопед: Медведи гуляют зимой по лесу.

Дети: Зимой медведи спят в берлоге.

Логопед: Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Дети: Чтобы зимой не простудиться нужно кушать витамины, морковку и т.д.

Логопед: Зима ужасное время года.

Дети: Зима чудесное, весёлое время года.

Д/игра «Назови ласково» (Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед: Ребята, Баба Яга не любит зиму и так о ней отзывается, потому что не умеет называть слова ласково. Давайте её научим.

Зима - ...(зимушка);

Санки - …(саночки);

Ком - ….(комочек);

Шапка - …(шапочка);

Снеговик - …(снеговичок);

Снежинка - …(снежиночка);

Снегурка - …(снегурочка).

 

 Д/игра «Сосчитай снеговиков» ( Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными)

Логопед: Ребята, посмотрите, Бабе Яге так понравились ваши ответы, что в знак благодарности слепила ещё несколько снеговиков.

(Появляется картинка с несколькими снеговиками)

Логопед: Давайте сосчитаем, сколько всего получилось снеговиков.

Один весёлый снеговик, …………..…., шесть весёлых снеговиков.

 А Дед Мороз подарил нам снежинку. Идём дальше.

 

 Звуковой анализ букв Ш и С.

Логопед:  Но впереди глубокий овраг. Как же нам его перейти?

Дети: Чтобы перейти овраг, нужно построить мостик.

Логопед: Посмотрите, нам на помощь пришла буква Ш и с собой привела свою подружку, букву С. Дайте характеристику этих букв и они нам подскажут, что делать дальше.

Дети: Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

           Звук [С ]– согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Чем же они отличаются?

Дети: Звук [Ш] – всегда твёрдый, язык при произнесении стоит за верхними зубами, губы округляются.

Звук [С] – может быть и твёрдым и мягким, язык при произнесении стоит за нижними зубами, губы улыбаются.

Д/игра «Собери мостики». (Дифференциация звуков [ Ш]- [ С] в словах).

Логопед: Буквы предлагают построить мостики из слов- картинок и перейти овраг. В первый  мостик– собираем слова со звуков [Ш], во второй – [С].

 (Логопед  раздает  детям картинки.  Дети  выполняют задание.)

Картинки с буквой Ш – шапка, шуба, шишка, шарф, мешок, мышь.

Картинки с буквой  С – снег, снегирь, снегурочка, санки, сова.

Логопед: Вот вам ещё снежинка. Пойдёмте дальше.

 Повтори чистоговорки.(Развитие навыков дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования).

Логопед: Ребята, Баба Яга не выговаривает звуки, давайте научим её не путать звуки [С] и [Ш] с помощью чистоговорок.

Са-ша-са – куда бежит лиса

Са-са-ша – Саша ходит неспеша.

Ши-сы-ши – наши ушки хороши.

Иш-ис-иш – в лесу такая тишь.

Сок-сок-шок – в лесу стоит мешок.

 Логопед: Молодцы! Давайте погреемся и отдохнём.

 Физкультминутка. (Координация речи с движением, развитие творческого воображения, работа над общими речевыми навыками).

 Логопед предлагает встать вкруг.

Мы бежим с тобой на лыжах,         (Изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,                     (Изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах!                             (Изображают падение)

А потом снежки лепили,                  (Сжимают воображаемые снежки)

А потом снежки катили,                   (Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали,                     (Изображают падение)

И домой мы побежали.                       (Бегут по кругу)

                        Н. Нищева

 

Д/ игра «Доскажи словечко»  (Закрепление умения подбирать однокоренные слова).

Логопед: Коварная Баба Яга никак не хочет, чтобы мы быстро добрались до ёлочки, все дороги в лесу замело снегом. Как можно назвать такую погоду, когда снег лежит толстым пушистым слоем и стоит тихая погода?

Дети: Пороша.

Логопед: Давайте найдём как можно больше слов –родственников слову снег, тогда появится тропинка в лесу.

(Логопед читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,  падает на землю ... (снег.)

С  неба всё скользят пушинки — серебристые ... (снежинки.)

На дорожки, на лужок, всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят — всё сильнее ... (снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки.)

Словно в белый пуховик  нарядился ... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка — эта девочка — ... (снегурка.)

На снегу-то, посмотри — с  красной грудкой ... (снегири.)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (снег.)

Логопед: Как много родственных слов  у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним эти слова.

 (Дети называют  однокоренные слова. Вот ещё снежинка от Деда Мороза).

Д/игра «Собери слово»

Логопед:  Ребята, посмотрите, на всех снежинках есть буквы. Из них можно составить одно общее слово, которое поможет нам укрыть ёлочку.  

(Логопед предлагает детям выйти в круг и всем вместе составить слово СНЕГОПАД).

Логопед: Ребята, в лесу начался снегопад. Мы помогли ёлочке, теперь она не замёрзнет. Мы выполнили просьбу Деда Мороза, укрыли ёлочку. Наше приключение закончилось. Пора возвращаться в детский сад.  Давайте скажем  волшебные слова «Крибли,  крабли, бом – в  детский сад мы попадём!»

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Логопед: Ребята, а у нас в детском саду, тоже есть ёлочка. Скоро Новый год и я предлагаю её украсть, но не  снежинками, а разноцветными шарами. Мы будем вспоминать, что вам понравилось в путешествии и вешать шарик на ёлочку. Можно начать с фразы: «Сегодня в путешествии мне понравилось…».

Ребята, а какие задания пришлось выполнять, чтобы получить снежинки?

(Дети отвечают, что им понравилось на занятии).

Логопед: Ребята, за нашей ёлочкой лежит конверт, он от Бабы Яги. Ей очень понравилось, что вы дружно справлялись с заданиями, и  она решила сделать вам подарок. Прислала раскраски, чтобы и вы потренировались в назывании слов со звуками [С] и [Ш].

Спасибо вам за хорошую работу.

Список используемой литературы.

  1. 1.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до7 лет. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

2. Нищева Н. В.Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТ ВО-ПРЕСС», 2017.

  1. 3.Филичева.Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ.пособие / Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня «Автоматизация и дифференциация звуков [с], [ш]»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в...

Антикян И. В. Конспект логопедического досуга с участием родителей для детей подготовительной к школе группы «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

Конспект логопедического досуга по мотивам телевизионной игры "Звездный час". Цель. Демонстрация родителям результатов работы по коррекции нарушений речи, закреплять речевые навыки, полученные детьми ...

Конспект логопедического досуга с участием родителей для детей подготовительной к школе группы «Звездный час»

Цель. Демонстрация родителям результатов работы по коррекции              нарушений речи, закреплять речевые навыки, полученные детьми ...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...