Электронные образовательные ресурсы, как средство развития речи детей
статья по логопедии

Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы, как средство развития речи детей.                                                                                                                          

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютеры – излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры – это возможность подружиться даже очень разным детям. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

         

       По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ЭОР обладают рядом        преимуществ: 

  • Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.
  • В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  • В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
  • В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки. А ждет, пока он сам исправит их.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Это способствует развитию у детей  высших психических функции:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию творческих способностей.

развитию различных видов мышления:

  • развитию наглядно-образного мышления;
  • развитию словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)

коррекции недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодолению негативных качеств формирующегося характера.

формированию коммуникативной деятельности:

  • обеспечению полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками.
  • формированию механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формированию полноценных межличностных связей.

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании компьютерных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи детей.

ЭОР имеют и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье детей. Занятия или игра на компьютере сопряжена с воздействием на ребенка целого комплекса факторов. Остановимся на основных из них.

Первое, на что обратили свое внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем.

Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5—6 лет это время составляет 10—15 минут. Функциональные возможности детей в этом возрасте еще очень малы. Для детей в возрасте 7—12 лет непрерывная продолжительность компьютерных занятий — 20 минут, а для ребят постарше — не более получаса. Уже после не столь продолжительных занятий у детей появляются признаки зрительного и общего утомления.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Второе правило — рациональная организация рабочего места. Прежде всего, компьютер необходимо разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположение рабочего места, когда у пользователя компьютера есть возможность перевести взгляд на дальнее расстояние — это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Следует избегать расположения рабочего места в углах комнаты или лицом к стене — расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м, экраном к окну, а также лицом к окну — свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере.

Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптимальных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать позитивному изображению на экране: черные символы на белом фоне. Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног . Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90°.

Следующее правило — регулярная влажная уборка и соблюдение оптимальных значений микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Задача взрослых- воспитать у ребенка полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.   

C:\логопед\Анимация\анимашки\люди профессии(2)\people1[1].gif

                                                                                   Учитель-логопед: Е.А.Андреева  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современная  модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Конспект викторины по правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов «Три сигнала светофора» для детей 4-5 лет

Конспект  викторины по правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов «Три сигнала светофора» для детей 4-5 лет...

«Театрализованные игры в образовательном процессе как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация системы работы  по театрализованной деятельности с детьми от младшей до подготовительной группы.В работе отражена актуальность, цели, задачи и принцыпы построения работы с детьми. Для...

Электронный образовательный ресурс по речевому развитию. Игра "Путешествие с Фиксиками"

Цель: формирование навыков звукового анализа. Формирование умений пользоваться в речи предлогами. Формирование навыков употребления в речи существительных в единственном и множественном чис...

"Приметы зимы" - электронный образовательный ресурс по познавательному развитию (ознакомление с природой) (Средняя группа)

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам авторскую онлайн-игру по закреплению представлений детей о времени года "зима" с дошкольниками среднего возраста(4-5 лет).Игры не требуют установки и регистр...