Методическая разработка "Поиграем с Викой и Витей"
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по автоматизации звука [В'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. В разработке представлены игры, которые можно использовать как этап индивидуального занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_poigraem_s_vitey_i_vikoy.docx | 29.81 КБ |
prezentatsiya_poigraem_s_vitey_i_vikoy.pdf | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуальной образовательной деятельности на тему «Поиграем с Витей и Викой»
(автоматизация звука [В'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях).
Количество детей: 1
Речевой статус: тяжёлые нарушения речи
Форма работы: индивидуальная
Продолжительность деятельности: до 30 минут
Цель: закрепление у ребёнка представлений о правильной артикуляции звука [В'] в слогах, словах и словосочетаниях.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [В'] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; тренировать в составлении предложений по опорным картинкам; закреплять умение согласовывать слова в предложении;
коррекционно-развивающие:развивать артикуляционную моторику; развивать речевое дыхание;развивать фонематический слух; развивать зрительное внимание, графические навыки;
коррекционно-воспитательные: воспитывать умение выполнять инструкции, самостоятельность, уверенность в своих речевых возможностях.
Оборудование: зеркало, стационарный компьютер или ноутбук, указка, карточки или фигурки для выполнения артикуляционной гимнастики («заборчик», «лягушонок», «слонёнок», «расческа», «зайчик», «ёжик»), камешки Марблс, листы с корректурными пробами (см. Приложение), карандаши, фразовый конструктор (картинки «мальчик», «девочка», «видит», «венок», «веник», «весы», «ветка», «снеговик», «пуховик», «совенок», «пуговицы» и т.п.), поощрительные наклейки.
Технологическая карта.
Этапы коррекционно-развивающего занятия | Виды работы на этапе | Деятельность логопеда | Деятельность ребёнка |
Мотивационно-побудительный | Приветствие. Создание положительного настроя. | Логопед приветствует ребёнка. В начале нашего занятия вспомним наше правило: «Каждый день всегда везде, На занятиях, в игре Громко, чётко говорим, Никуда мы не спешим!» | Вместе с логопедом проговаривает правило. Занимает своё место перед зеркалом. |
Организацион ный | Активизация внимания к деятельности Вопросы: Объявление темы Артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания (см. Приложение 1) Презентация (слайд 2) | Сегодня мы отправляемся в гости к Вите и Вике (демонстрация картинок с изображением детей). Какой звук ты слышишь и произносишь в начале имени Витя? Вика? Правильно! Звук [В']! Сегодня Витя и Вика приготовили для тебя игры с этим звуком. Начнем занятие с гимнастики для язычка. Логопед по очереди выкладывает перед ребенком карточки с изображением символов артикуляционных упражнений либо использует презентацию («заборчик», «лягушонок», «слонёнок», «расческа», «зайчик», «ёжик»). | Звук [В'] Выполняет артикуляционную гимнастику |
Основной | Актуализация знаний | Расскажи и покажи, как правильно произносить звук [В']. Что делают наши губы (зубы, язык), когда мы произносим звуки [В’]? Какая воздушная струя? Приложим руку к горлышку и проверим, «голосок спит или проснулся». | Ответы ребенка: Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. При произнесении звука [В’] горлышко «дрожит», «голосок проснулся». Проговаривание звука [В’] совместно с логопедом и индивидуально. |
Автоматизация звука [В’] в слогах | 1.Игра «Вишня в цвету» Презентация (слайд 3) либо Приложение 2 (лист1) 2. Игра «На картинку ты смотри, слоги чётко говори» Презентация (слайды 4-6) либо Приложение 2 (лист 2, 3) | Укрась дерево цветами. Правильно произнеси звук [В’] в слоге ВЕ и следи глазками, где появляется цветок. Затем также отрабатываются слоги ВЯ, ВИ, ВЁ, ВЮ. Рисуй веточки (листочки или цветы) на дереве и произноси слог. Сначала ВЕ, затем ВЯ, ВИ, ВЁ, ВЮ. Произнеси слог ВЕ столько раз, сколько героев на картинке. Затем также отрабатываются слоги ВЯ, ВИ, ВЁ, ВЮ. Произноси слоги столько раз, сколько вишенок нарисовано. Сначала ВЕ, затем ВЯ, ВИ, ВЁ, ВЮ. Можно также выкладывать камешки Марблс рядами и произносить такое же количество слогов. | Выполняет задания логопеда |
Развитие фонематическо-го слуха | 1.Игра «Сигнальщики». Презентация (слайд 7) 2. Игра «Запомни – повтори». Презентация (слайд 8) | Я буду называть имена детей. Если я правильно назову имя, то покажи жест «ВО!» (большой палец вверх), если неправильно, то скрести руки перед собой. Это Вика? Это Ика? Это Йика? Это Вика? Это Лика? Это Вика? Это Фика? Это Вика? Это Вика? Это Витя? Это Итя? Это Йиття? Это Витя? Это Литя? Это Витя? Это Фитя? Это Петя? Это Витя? Спой песенки вместе с ребятами (запомни и повтори). | Встает со стульчика. Выполняет задания логопеда |
Автоматизация звука [В’] в словах | 1. Игра «Лабиринт» Презентация (слайд 9) либо Приложение 2 (лист 4) 2. Игра «Покажи и назови» Презентация (слайд 10) либо Приложение 2 (лист 5, 6, 7) 3. Игра «Зарядка со словами». Презентация (слайд 11) | Помоги Вике пройти лабиринт от картинки к картинке в направлении, указанном стрелочкой. Первая картинка лабиринта обозначена «смайликом». Четко проговаривай звук [В’] в словах. Дополнительные игры «Чего нет?», «Жадина» (мой, моя, мои), «Посчитай-ка» (от 1 до 5). Показывай указательными пальцами двух рук одновременно на правой и левой стороне те картинки, которые я назову. Четко проговаривай звук [В’] в названиях картинок. Помоги Виталику сделать зарядку для пальчиков. Называй то, что видишь на картинке, и одновременно показывай пальчиками соответствующую фигуру. Четко проговаривай звук [В’] в названиях картинок. | Выполняет задания логопеда: весы-ветка-винтики-веник-Винни-Пух-венок-киви-совёнок-снеговик-пуховик. Выполняет задания логопеда: ветка-нет ветки, моя ветка, 5 веток |
Динамическая пауза | Игра «Ветер». Координация речи с движением (см. Приложение 3). Презентация (слайд 12) | Показывает движения, произносит текст динамической паузы. | Выполняет движения, проговаривает стихотворение. |
Автоматизация звука [В’] в словосочетаниях | Игра «Посчитай до 9». Презентация (слайд 13) либо Приложение 2 (лист 8, 9) | Помоги Вере посчитать предметы на картинках до 9. Скажи со словом «девять». | Выполняет задания логопеда: девять Винни-Пухов (веников, совят, киви, снеговиков, пуховиков, венков, винтиков, веток, весов). |
Автоматизация звука [В’] в предложениях | 1. Игра «Что видит Витя (Вика, Винни-Пух)?». Презентация (слайд 14) либо Приложение 2 (лист 10, 11) либо «Фразовый конструктор» 2. Игра «Что на весах?» Презентация (слайд 15) | Витя смотрит в бинокль. Расскажи, что видит Витя. Расскажи, что у Вики на весах. | Составляет предложения из 3-х слов: Витя видит ветку. Витя видит винтики. Витя видит пингвина. Витя видит витамины. Витя видит совёнка. Витя видит снеговика. Витя видит пуховик. Витя видит весы. Витя видит Винни-Пуха. Витя видит венок. Витя видит пуговицы. Витя видит Вику. Витя видит Веру. Витя видит киви. Проговаривает: на весах венок, на весах веник и т.д. Усложнение: У Вики на весах пингвин. У Вики на весах вишни. У Вики на весах пуховик. И т.д. |
Рефлексия | Вопросы. Презентация (слайд 16) Итог занятия, поощрение детей за активную деятельность. | Какой звук ты сегодня учился (училась) правильно произносить? Какие игры тебе понравились? Какая игра была самой сложной? Какая игра была самой интересной? Попрощаемся с Викой, Витей и их друзьями. Ты правильно и чётко произносил звук [В’], хорошо выполнял все задания! На память от Вики и Вити тебе наклейки, которые мы приклеим в твой альбом. | Звук [В’]. До свиданья! Приходите к нам еще в гости и приносите новые игры. |
Использованная литература
- Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005г.
- Лейзерова Д.Л. Автоматизируем звуки раннего онтогенеза [В] и [Ф]». – М.: Литера, 2023г.
- Суворова С.А., Гиленкова С.В. Автоматизация звуков [В], [В’]. Практический материал по автоматизации звуков в словах и фразах., 2017г
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по познавательно – речевому раз-витию в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №143 Невского района Санкт-ПетербургаКонсультационный центр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель под...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №143 Невского района Санкт-ПетербургаКонсультационный центр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель под...
Методические рекомендации «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».
методические рекомендации...
Методическая разработка Сценарий новогоднего утренника по мотивам сказки «Приключения Маши и Вити» для детей подготовительной группы
Методическая разработка сценарий новогоднего утренника по мотивам сказки " Приключения Маши и Вити" для детей подготовительной группы...
Методическая разработка «Вова и Вика» (для детей 3-7 лет)
Аннотация Автоматизация звука – это закрепление правильности движений органов артикуляции в процессе произнесения того или иного звука. Перед тем, как приступить к автоматизации з...
Методическая разработка сценария мероприятия для детей подготовительной к школе группы "Маша и Витя против интернет-вируса"
Методическая разработка сценария мероприятия «Маша и Витя против интернет-вируса» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: знакомство детей с правилами безопасности в сети Интернет, в...