Методическая разработка урока по познавательно – речевому раз-витию в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Одним из глубинных изменений детства является ориентация современных детей на потребление. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, что приводит к неспособности концентрироваться на каком – либо занятии, к отсутствию интересов, оскудению речи и словарного запаса.
Нет сомнения, что первыми воспитателями детей, должны быть их родители. Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Это обусловлено ускорением темпа жизни, в котором просто не остается времени, для «пустой болтавни», так важной для развития ребенка. Очень часто родители, используют в общении с ребенком не правильную речь. Книги, если и читаются в семье, то редко подлежат обсуждению. А ведь ребенку крайне необходимо общение.
Скудная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда тревожность у ребенка, стресс, проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
· Ухудшение состояния здоровья детей;
· Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
· Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
· Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
· Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Это очень актуальная проблема для нынешнего времени, когда идут глубинные изменения, на фоне глобальных цивилизованных процессов (технократизация, информатизация, духовный кризис). Изучение этой проблемы будет актуально и полезно для социологов, воспитателей и родителей, людей неравнодушных к проблемам развития нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_krasna.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по познавательно – речевому развитию в соответствии с
требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»
Выполнила:
Корсун Лидия Владимировна,
воспитатель МАДОУ д/c № 53 г. Новосибирск
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Одним из глубинных изменений детства является ориентация современных детей на потребление. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, что приводит к неспособности концентрироваться на каком – либо занятии, к отсутствию интересов, оскудению речи и словарного запаса.
Нет сомнения, что первыми воспитателями детей, должны быть их родители. Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Это обусловлено ускорением темпа жизни, в котором просто не остается времени, для «пустой болтавни», так важной для развития ребенка. Очень часто родители, используют в общении с ребенком не правильную речь. Книги, если и читаются в семье, то редко подлежат обсуждению. А ведь ребенку крайне необходимо общение.
Скудная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда тревожность у ребенка, стресс, проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Это очень актуальная проблема для нынешнего времени, когда идут глубинные изменения, на фоне глобальных цивилизованных процессов (технократизация, информатизация, духовный кризис). Изучение этой проблемы будет актуально и полезно для социологов, воспитателей и родителей, людей неравнодушных к проблемам развития нового поколения.
Основной нравственно – педагогической идей занятия можно обозначить заботу о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Цель:
- Всестороннее развитие личности.,
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.,
- Формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать связную речь, учить пользоваться сложными предложениями, богатыми синонимами, дополнениям и описанием.
- Активизировать словарь детей по теме времена года «Весна – красна».,
- Обогатить познавательную сферу через занятие, наблюдение, экспериментальную деятельность, речь.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память, слуховое внимание, логическое мышление.
- Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.,
- Развить интерес к проявлению самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к окружающему миру, представлению его целостности.,
- Прививать детям культурно – гигиенические навыки.,
- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо слушать ответы других детей и чувство взаимопомощи.
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности
Интеграция областей:
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Социально – коммуникативное развитие
Основными формами деятельности являются:
1. Общение: неподготовленное и подготовленное. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.
2. Игра. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
4.Опытно - экспериментальная. При помощи экспериментов, идет всестороннее развитие ребенка.
5.Физкультурно – оздоровительная. Стимулируя познавательную активность детей, руководствуясь тем, что уровень познавательной активности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.
6. Труд: трудовые и речевые действия.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, беседы, игры, рисование, лепка, аппликация по лексической теме «Весна»
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный;
3) познавательный; 4) коммуникативный.
Формируемые УУД:
- Формирование умений прийти на помощь другу, герою сказки и т.д.
- Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к родине, бережное отношение к природе)
- Формирование умений узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности
- Формирование умения работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
- Формирование умения пользоваться простейшими инструментами (стаканчики с наполнением, спорт инвентарь и т.д.)
- Формирование умения устанавливать контакт и взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.
Основные термины и понятия: обогащение словарного запаса детей новыми словами по теме занятия(проталины, капель, сосульки, наст и т.д)
Ресурсы для проведения занятия: музыка «звуки леса», сюжетные картинки с изображением весны, весенних цветов, птиц, обруч с ленточками, пластиковые стаканчики, снег, листы, карандаши, радио колонка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»).
Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья поливаю,
Движения полна.
Зовут меня…(весна) (Ведерникова А.)
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о весне.
1.Чтение стихотворения «Весна» Г.Ладонщикова
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Воспитатель: Ребята, у весны есть три брата, весенняя месяцы. Вы можете их назвать??
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: Молодцы!!А кто знает, какой сейчас месяц?
Дети: (отвечают)
2.Игра «Скажи наоборот»
Зимой дни короткие, а весной …(длинные)
Зимой сугробы высокие, а весной …(низкие)
Зимой воздух холодный, а весной … (теплый)
Зимой солнце стоит низко, а весной… (высоко)
3.Активизация словаря по теме «Весна», развитие связной речи
На ковре лежит обруч (солнце) с прикрепленными к нему лентами (лучики). Звучит аудиозапись А. Вивальди «Весна». Дети называют приметы «Весны» растягивают лучик, в результате получается солнышко.
- Весной ярко светит солнышко;
- Весной птицы прилетают (перелетные);
- Весной почки набухают;
- Весной тает снег;
- Весной бегут ручейки;
- Весной зеленеет травка;
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое у нас получилось солнышко!!!А что мы можем сказать о солнышке??Оно какое?
Дети: яркое, ласковое, теплое, кругло, желтое.
Воспитатель: А травка у нас какая??
Дети: зеленая, маленькая, молодая, нежная.
4.Развитие речевого дыхания.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Губы вытянули в трубочку, давайте подуем на ладошки (щеки не надуваем).
Глубокий вдох и выдох (2-3 раза),а теперь возьмем наши трубочки и подуем в низ, в верх, в право, в лево.
Дети: Выполняют
Воспитатель: Молодцы ребята!!
5.Развитие артикуляции
Воспитатель: Ребята, а хотите я расскажу вам одну историю? только мне нужна будет ваша помощь!!Готовы?
Дети: да
Воспитатель: Жил был на свете Язычок Язычкович, и не было у него совсем друзей. А ему так хотелось дружить. Ребята, предлагаю съездить в гости к Язычку Язычковичу и познакомиться с ним! Садимся все на машинки и едем.
Дети: имитируют машинки (упражнение с губами)
Воспитатель: Ой, ребята, а дорога то кончилась, асфальта дальше нет!!Садимся на лошадок и скачем дальше.
Дети: имитируют цокот копыт (задействован язык)
Воспитатель: Приехали! Пойдемте знакомиться с Язычком! Заходим в дом, а язычок только проснулся и потягивается на кровати!!Ребята, тянемся все!
Дети: выполняют потягивания, как после пробуждения.
Воспитатель: А теперь сделаем все вместе гимнастику!
Дети: ставят язык на правое и левое ребро, поочередно.
Воспитатель: Ой какие молодцы!! Ребята, а давайте поможем язычку язычковичу, прибраться? А то на улице то весна, а он еще после долгой зимы порядок в домике не навел. Собираем все коврики и вынесем на улицу.
Дети: скручивают язык в трубочку и высовывают изо рта.
Воспитатель: А теперь вытряхнем наши ковры!
Дети: выполняют упражнение, проводя по верхним и нижним зубам языком, имитирую встряхивание ковра.
Воспитатель: С коврами мы закончили, а теперь выметим пыль в доме
Дети: языком делают круговые движения с закрытым ртом, по щекам и губам.
Воспитатель!!Здорово! Теперь и у Язычка Язычковича настоящая чистота в доме, можно радоваться весне и солнышку!!
5.Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна. ( Удивиться, опустить руки вниз)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил. ( Вращение головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
Наконец медведь наелся (Погладить живот)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
6. Истории «Так или не так?»
Воспитатель: Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?
1 ситуация.
Вспитатель:Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация.
Воспитатель: Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
-Давай сорвём его и отнесём маме!
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Дети: Нет!! Цветы рвать нельзя!
3 ситуация.
Воспитатель: Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.
Правильно ли поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.
7.Опытно – экспериментальная деятельность
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию! Сейчас мы станем маленькими учеными и проведем эксперименты. Возьмите в руки мешочки. Что в них??
Дети: Снег, лед
Воспитатель: Ребята, а снег какой??
Дети: Холодный
Воспитатель: А ладошки у вас какие?
Дети: теплые
Воспитатель: Молодцы! Положите мешочки на стол, сейчас мыс вами определим, что произойдет с нашим снегом. Возьмите в руку немного снега и положите на ладошку .Посмотрите, что получилось из холодного снега на теплой ладошке??
Дети: Снег растаял и превратился в воду
Воспитатель: Значит, что от ваших теплых ладошек, холодный снег растаял.
А давайте теперь посмотрим, что получилось со снегом, который мы с вами утром положили в стаканчики.
Дети: снег растаял
Воспитатель: Верно, снег превратился в воду. А на улице ребята, что так греет, что он превращается вводу?
Дети: солнце
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на воду, чистая она или грязная??
Дети: Грязная
Воспитатель: Верно!!вода получилась грязная, что это значит??Можно ли есть снег на улице??
Дети: Нет нельзя
Воспитатель: Если кушать снег или лед на улице, можно простудиться и заболеть. Поэтому делаем вывод: Нельзя кушать снег или лед.
Заключительная часть. Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, какое время года к нам пришло?
Что мы с вами сегодня нового узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Скажите ребята, можно кушать снег или лед? А почему?
Дети : (отвечают на вопросы)
Оценку прошедшего мероприятия, можно дать положительную. В начале занятия, ставилась цель и всестороннего развития личности и формирования творческого воображения, и развитию любознательности, с которой мы в полной мере справились походу нашего занятия. Ребятам удалось раскрыть в себе и творческий потенциал и воображение и окунуться в мир науки и стать настоящими экспериментаторами, тем самым развив свою познавательную активность. Дети активно участвовали во всех предложенных заданиях, проявляя искреннее любопытство и интерес.
Рефлексия:
Заранее заготовлены жетоны с изображением солнышка и тучки, заламинированы и оформлены в виде медалек, которые можно повесить на кабинку.
Выбрать: Если занятие понравилось – солнышко, если нет – тучку.
Домашнее задание:
Для закрепления пройденной темы, дома необходимо: Приготовить аппликацию на тему «Весна пришла» в свободной форме. Это может быть плоская аппликация, или объемная, с элементами оригами, квилинг или другой техники выполнения, на усмотрение ребенка.
Все работы буду оформлены в выставку около группы, а ребятишки получат дипломы за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»
АннотацияРанняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой ...
Доклад для педсовета Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» подготовила воспитатель: Карянова В.П.2017 год Речевое развитие – главный показате...
Методическая разработка проведения спортивных прогулок в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Повышение двигательной активности на прогулке у детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка проведения спортивных прогулок...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»
Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Формирование речи ребенка происходит, прежде...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»
Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в по...
Методическая разработка занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А. Сухомлинский Речь не дается человеку о...