ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЁБА
консультация по логопедии (младшая группа)

Проведение логопедического массажа при таком дефекте у ребенка просто необходимо.

Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышается эластичность мышечного волокна. Массаж способствует восстановлению силы мышц, повышает активность передней части языка, губ (особенно верхней), мягкого нёба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЁБА

Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский реабилитационный центр»

https://nsportal.ru/node/1811558

Проведение логопедического массажа при таком дефекте у ребенка просто необходимо.

Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышается эластичность мышечного волокна. Массаж способствует восстановлению силы мышц, повышает активность передней части языка, губ (особенно верхней), мягкого нёба.

Массаж проводится в положении лежа, которое необходимо для полного расслабления ребенка. При этом высунутый язык фиксируется левой рукой, а правой проводим различные манипуляции, сочетая разные приемы массажа.

Процедура массажа состоит из трех этапов.

  1. Вводный — в течение 1— 2 минут щадящими приемами подготавливаем ребенка к основной части массажа. На этом этапе используем прием поглаживания.
  2. Основной — в течение 8 — 10 минут применяем дифференцированный массаж, сочетающий различные приемы (поглаживание, растирание, разминание и вибрацию).
  3. Заключительный — в течение 1 — 3 минут снижаем интенсивность специального воздействия. На этом этапе используем прием поглаживания и проводим пассивные движения.

Таким образом, общая продолжительность процедуры массажа составляет 10 — 15 минут.

Массаж проводится ежедневно. Курс массажа включает 20 процедур. Перерыв между курсами — 10 дней.

При выполнении логопедического массажа используются следующие основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Приемы массажа

Поглаживание — манипуляция, при которой совершаются скользящие движения, не сдвигая ткани, с различной степенью надавливания. При поглаживании значительно меняется трофика тканей — усиливаются обменные процессы, повышается мышечный тонус. При поглаживании облегчается отток крови и лимфы, что способствует быстрому удалению продуктов обмена и распада. В зависимости от методики применения, приема и дозировки поглаживание может оказывать расслабляющее или возбуждающее действие. Например, непрерывное скользящее поглаживание расслабляет ткани, глубокое, прерывистое — возбуждает. С поглаживания начинают процедуру массажа, используют его в процессе и заканчивают массаж этим же приемом.

Растирание — манипуляция, при которой проводятся сдвигание тканей, их растяжение в различных направлениях. Растирание способствует увеличению подвижности массируемых тканей, при этом усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям. Растирание — подготовительный прием к разминанию.

Разминание — прием, при котором проводятся сдавливание, сжимание, раздавливание тканей. Разминание оказывает основное воздействие на мышцы, благодаря чему повышается их сократительная функция, увеличивается эластичность. Разминание способствует крово- и лимфообращению, при котором значительно улучшается питание тканей, повышается обмен веществ, уменьшается или полностью снимается мышечное утомление, повышается работоспособность мышц. Разминание по сути является пассивной гимнастикой для мышц.

Вибрация — прием, когда телу передаются колебательные движения. Вибрация вызывает усиление рефлексов. В зависимости от частоты и амплитуды вибрации происходит расширение или сужение сосудов.

Противопоказаниями к применению массажа являются острые воспалительные процессы.

Для того чтобы отвлечь внимание ребенка от самой процедуры, логопед во время процедуры массажа может неторопливо читать вслух забавные стихотворения.

Массаж губ

Поглаживание (указательным и средним пальцами производить поглаживающие движения вдоль носогубныьх складок).

Друг на санках прокатил,

С горки мчимся — нету сил.

В гору же — едва-едва,

Разболелась голова.

Спиралевидное растирание (указательными пальцами проводить спиралевидные движения вдоль носогубных складок).

Куклу я свою катаю,

Я катаю свою Таню.

Едем вниз, едем вверх.

Слышишь ты наш громкий смех?

Растирание пилением (указательным пальцем одной руки проводить «пилящие» движения над верхней губой).

На коньках скольжу по льду,

Не боюсь, что упаду!

Очень трудно устоять,

Но попробую опять.

Растягивание верхней/нижней губы (захватить двумя пальцами уголки рта, подтягивать верхнюю/нижнюю губу вверх/вниз).

Я упал, но вновь встаю…

Больно мне, но я пою!

Туда-сюда катаюсь я,

Со мною все мои друзья!

Спиралевидное разминание (указательными пальцами проводить круговые движения вдоль носогубных складок с легким надавливанием).

Смотри — по кругу я лечу,

От радости я всем кричу:

«Кататься — здорово, друзья!»

И снова повторяю я:

«Не пропадете вы с тоски,

Когда есть лыжи и коньки!»

Разминание надавливанием («утопить» указательные пальцы по середине верхней и нижней губы, большим и средним пальцем проводить сдавливающие движения, двигая губы вперед).

Топ-топ-топ-топ.

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ-топ.

Это дождь идет, ты слышишь?

Топ-топ-топ-топ.

Дождь по лужам, по траве.

Топ-топ-топ-топ.

Он у нас на голове.

Вибрация (указательным и средним пальцами проводить постукивающие движения вокруг губ).

Топ-топ-топ-топ.

Дождь по зонтику стучит.

Топ-топ-топ-топ.

Он по стенам побежал.

Топ-топ-топ-топ.

На окошке задрожал.

Топ-топ-топ-топ.

Дождь прошел — и все молчит.

Логопедический массаж языка

Поглаживание язычка от корня до кончика (одной рукой фиксировать кончик язычка, указательным пальцем другой проводить поглаживающие движения).

Наш слоненок очень милый,

Утром трет себя он мылом.

Давит тщательно он щеткой,

Как умыться — знает четко.

Круговое растирание боковым краев, кончика язычка.

Пощипывание боковым краев язычка.

Кукле платье я вяжу,

Пойду маме покажу.

Дедушке свяжу крючком

Пощипывание кончика язычка.

Я футлярчик для очков,

Папочке — носочки

От любимой дочки.

Перетирание (указательным и большим пальцами проводить перетирающие движения кончика и боковых краев вперед-назад).

Гладить будем язычок

Мы назад-вперед,

А потом наоборот,

Чтоб послушным стал язык,

Чтоб работать он привык.

Разминание надавливанием (указательным, средним и большим пальцами проводить легкие движения с давлением на ткани языка, двигая язык вперед-назад).

Наш слоненок все умней,

Хоботочек все длинней.

Разминание надавливанием (указательным пальцем проводятся легкие движения с давлением на ткани языка).

Очень мишка неуклюжий!

Топает босой по лужам.

Раз шагнул, два шагнул,

Чуть совсем не утонул.

Разминание сдвиганием (указательным, большим и средним пальцами проводятся вращательные движения языка по часовой стрелке, против часовой стрелки).

Подтянули язычок — вправо-влево,

Вправо-влево,

Хоботком слон крутит смело.

Разминание сдвиганием (указательным, большим и средним пальцами двигать язык вправо- влево, вперед-назад).

Раз, два, три; раз, два, три —

Слон танцует, посмотри!

Медленно прошел налево,

Медленно прошел направо,

Приседает и кружится,

Слон танцует, веселится!

Разминание надавливанием (большой палец расположить под языком, указательный и средний — на язычке; проводить легкие движения с давлением на ткани языка).

Рыбка глубоко нырнула,

Носом камень подтолкнула.

Мимо крабик проползал,

Рыбке усик показал.

Рыбка хвостиком вильнула,

Разминание сдвиганием (большой палец расположить под языком, указательный и средний — на языке; проводить интенсивные движения пальцами вдоль языка).

Плавничком ему махнула.

Они дружат с давних пор,

Это весь их разговор:

Посмотрели, поклонились

И бесшумно удалились.

Вибрация поколачиванием (указательным пальцем проводятся постукивающие движения в направлении от корня языка к кончику).

Надо грядку прополоть,

Комья тяпкой расколоть.

А теперь пора рыхлить

И водичкою полить.

Вибрация поколачиванием (указательным пальцем проводятся постукивающие движения боковых краев языка).

И вперед и назад

Бегать слоник очень рад.

Трудное затеял дело,

Слон ступает очень смело.

Движения язычка с сопротивлением (большим, средним и указательным пальцами захватить кончик язычка, совершать давящие на язык движения, ребенок должен в это время «выталкивать» пальцы).

Вот бульдозер во дворе,

Удивленье детворе!

Землю в кучу он сгребает

И площадку выровняет.

Массаж мягкого нёба

Продольное поглаживание (расположить указательный палец позади верхних зубов, двигать пальцем по направлению к мягкому нёбу, поднимая мягкое нёбо).

Мы ремонт затеяли,

Мы песок просеяли.

Поскребем потолок

Круговое растирание (указательным пальцем совершать круговые поглаживающие движения от верхних зубов по направлению к мягкому нёбу).

В тех местах, где он промок.

А теперь белить пора,

Поперечное растирание (указательным пальцем совершать безотрывные движения вправо — влево от верхних зубов по направлению к мягкому нёбу).

За работу, детвора!

Краской окна подведем

Разминание надавливанием (указательным пальцем проводить движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого нёба в произвольных направлениях).

И порядок наведем.

Все помоем, все покрасим,

Вибрация (указательным пальцем проводить безотрывные колебательные движения от верхних зубов по направлению к мягкому нёбу).

Закоулки все облазим.

Стало так опрятно!

Поперечное поглаживание (расположить указательный палец позади верхних зубов, двигать пальцем по направлению влево-вправо, перемещая палец к мягкому нёбу).

Всем теперь приятно.

После процедуры массажа целесообразно провести артикуляционную гимнастику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба.

Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба.      Наличие у ребенка расщелины неба (врожденного порока развития) коренны...

Картотека логопедического массажа для детей

Картотека логопедического массажа для детей...

Логопедический массаж для детей

После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, и снятия симптомов, затрудняющих массаж, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на но...

Статья: "Логопедический массаж для детей в домашних условиях"

Логопедический массаж для детей в домашних условиях.Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для дет...

Консультация для воспитателей "Логопедический массаж для детей ДОУ"

        Логопедический массаж – часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. При различных формах...

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

В консульции предлагаются советы  для  родителей по проведению логопедического массажа....

"Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба"

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе ...