"Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normalizatsiya_funktsii_dyhaniya_u_detey_s_vrozhdennymi_rasshchelinami_nyoba.docx | 220.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи выдох намного длиннеевдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому при произнесении речи значительно (приблизительно в три раза) увеличивается его объем. Вдох становится короче и глубже. Еще одной особенно-стью речевого дыхания можно назвать ту, что выдох происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, для речеобразования эта струя должна быть сильной и направленной.
Наличие врожденной расщелины нёба плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей с нёбной патологией вследствие велофарингеальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Нарушения функции дыхания приводит к гиперназализации, ограничению произнесения всех звуков и появлению в речи атипичных компенсаторных артикуляций (фарингеальных и глоточных реализаций). Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными расщелинами нёба является развитие речевого дыхания.
Рекомендуется проводить его в три этапа.
I. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
II. Дифференциация ротового и носового выдоха.
III. Формирование речевого дыхания.
Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения.
I. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
При этом типе дыхания полно-стью расширяется грудная полость, максимально вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих, что в свою очередь опосредованно снижает утечку воздуха через нос.
Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых мы рекомендуем использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.
Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.
Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики
(по Стрельниковой)
Упражнение 1. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Поясок»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Поклон»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 4. «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 5. «Обними плечи»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 6. «Большой маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.
Упражнение 7. «Повороты головы»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.
Упражнение 8. «Ушки»
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.
Слегка наклонить голову к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.
Упражнение 9. «Малый маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
Упражнение 10. «Перекаты»
Исходное положение: правая нога впереди, левая - на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.
Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.
Упражнение 11. «Танцевальные шаги»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.
Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге - вдох. Вернуться в исходное положение - пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
II. Дифференциация ротового и носового выдохов.
В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков - «ф», «в», «с», «з», «ш», «ж», «щ», «х».
Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков - «п», «б», «т», «д», «к», «г».
Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат («ц», «ч») и групп согласных звуков разного способа образования («тс», «пл», «вр» и т.д.).
После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов
Комплекс 1. Формирование
фиксированного выдоха
1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м…).
1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не за-
крывать).
1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах - как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…).
1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).
1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
1.8. Вдох через нос, выдох - высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
2.1. Вдох - носом, выдох через нос толчками. 2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
2.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!).
Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный
и форсированный выдохи
3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф… ф! ф!).
3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).
3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у… у! у!).
3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м… м! м!).
3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).
3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
(с… с! с!).
3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…).
3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш… ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).
При выполнении тех упражнений, когда воздух должен проходить через рот, для развития самокон-
троля рекомендуется использовать «носослушатель»1.
Он представляет собой резиновую трубку, один конец которой вставляют в ухо ребенка, а другой - в ноздрю. Если при ротовом выдохе воздух проходит через нос, ребенок ощущает давление на барабанную перепонку и слышит шумы. «Носослушатель» должен использоваться при проговаривании всего речевого материала.
III. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи.
Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом - добор воздуха.
Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.
Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество нужно увеличивать.
Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. С детьми, в речи которых присутствуют атипичные компенсаторные артикуляции, каждое удлинение «цепочки» на одно слово должно отрабатываться в течение недели. При заднеязычных артикуляциях новый речевой материал изучается три дня. Когда у ребенка наблюдаются дефекты звукопроизношения, нехарактерные для детей с расщелинами нёба, количество слов можно увеличивать ежедневно.
Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.
Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от степени назализации и характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала в последнем случае. Здесь необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. При большом количестве нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения (Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969).
Упражнения для развития речевого дыхания
1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:
- па, папа, папапа, папапапа;
- папо, папопу, папопупы, папопупыпэ;
- папапопопупу, папапапопопопупупу;
- фаф, фаф, фаф.
Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.
2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.:
- один, два;
- один, два, три;
- один, два, три, четыре.
3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времен года:
- понедельник;
- понедельник, вторник;
- понедельник, вторник, среда…
- январь;
- январь, февраль;
- январь, февраль, март.
4. Произносить считалочку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять, шесть и т.д. «Егорок».
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки (вдох).
Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох).
Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)…
и т.д. до конца счета.
Следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
5. Упражнение аналогично предыдущему.
Шли семеро стариков (вдох),
Говорили старики про горох (вдох).
Первый говорит: «Горох хорош!»
(Вдох.)
Второй говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)
Третий говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)
и т.д. до конца счета.
6. Наращивание слов в предложении.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок.
Вы ели-ели форелей у ели,
Их еле-еле у ели доели.
* * *
Кукушка кукушонку сшила
капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
* * *
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила.
Мила - молодчина!
* * *
Пришел Прокоп - кипел укроп,
Ушел Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
* * *
Был тупогуб, тупогубенький бычок;
У быка бела губа была тупа.
* * *
Турка курит трубку,
Курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку,
Не клюй, курка, крупку.
Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем - двух, далее - куплета на одном выдохе.
Среди белых голубей
Вот летает воробей,
Откликайся, не робей
Вылетай-ка, воробей!
* * *
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать -
Весь в чернилах он опять!
* * *
На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки - скок, Саню - в бок,
Соню - бух в сугроб!
* * *
Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи,
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
С. Маршак
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.
Речь можно записывать на магнитофон, что позволит ребенку слышать себя со стороны. Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса, предохраняя его от переутомления.
Правила проведении работы
по нормализации дыхания
1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
2. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.
3. Не делать слишком большой вдох.
4. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
5. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.
6. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
7. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.
Подобная система способствует коррекции нарушений звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, устранению гиперназализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба.
Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба. Наличие у ребенка расщелины неба (врожденного порока развития) коренны...
Логопедические занятия в послеоперационный период при врождённых расщелинах нёба с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Адаптация традиционного материала по коррекции ринолалий к младшему и среднему дошкольному возрасту. Занятия по формированию первичных произносительных умений....
Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба.
Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба....
Воспитание и развитие речи у детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба
Уважаемые родители, представляю вашему вниманию рекомендации по развитию речи детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба....
Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».
Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...
Конспект подгруппового занятия по развитию функции дыхания для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей логопедической группы по теме: «Зимние забавы детворы»
для порведения подгруппового занятия в старшейлогопедической группе....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЁБА
Проведение логопедического массажа при таком дефекте у ребенка просто необходимо.Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышаетс...