ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ
статья по логопедии
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ
Недостатки произношения фонем имеют, как правило, различную природу и требуют дифференцированного логопедического подхода.
Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогической коррекции.
Существуют три основных способа постановки и коррекции звукопроизношения: подражание, механическое воздействие и третий способ — смешанный. При любом из названных способов следует учитывать артикуляционное родство между фонемами и при их постановке или коррекции опираться на правильно произносимые родственные фонемы.
Логопедическое воздействие должно производиться систематично и последовательно, с рациональным распределением упражнений во времени и интервалов между ними. Длительность занятий зависит от возраста и характера нарушения.
Большое место в коррекционной работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию, а при невозможности — с движений, производимых специальными логопедическими зондами, механическим способом.
Проволочные зонды — щупы предназначены для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у лиц с различными по степени тяжести нарушениями звукопроизношения, в том числе глухих и слабослышащих.
Логопед просит ребенка произнести звук или слог, повторить его несколько раз и во время повторения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук или слог. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные. После длительных тренировок органы артикуляции принимают необходимую позу без механичеcкой помощи.
Применение механических средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звуков и позволяет экономить время. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть достигнут естественным путем — путем подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvukov_0000.docx | 125.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ
Недостатки произношения фонем имеют, как правило, различную природу и требуют дифференцированного логопедического подхода.
Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогической коррекции.
Существуют три основных способа постановки и коррекции звукопроизношения: подражание, механическое воздействие и третий способ — смешанный. При любом из названных способов следует учитывать артикуляционное родство между фонемами и при их постановке или коррекции опираться на правильно произносимые родственные фонемы.
Логопедическое воздействие должно производиться систематично и последовательно, с рациональным распределением упражнений во времени и интервалов между ними. Длительность занятий зависит от возраста и характера нарушения.
Большое место в коррекционной работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию, а при невозможности — с движений, производимых специальными логопедическими зондами, механическим способом.
Проволочные зонды — щупы предназначены для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у лиц с различными по степени тяжести нарушениями звукопроизношения, в том числе глухих и слабослышащих.
Логопед просит ребенка произнести звук или слог, повторить его несколько раз и во время повторения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук или слог. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные. После длительных тренировок органы артикуляции принимают необходимую позу без механичеcкой помощи.
Применение механических средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звуков и позволяет экономить время. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть достигнут естественным путем — путем подражания.
Рассмотрим постановку звуков с помощью логопедических зондов.
Технология постановки звука Р
- Зонд вводят под язык. Прикосновения к нижней поверхности передней части языка быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка. Ребенок при
этом произносит ддд или т в быстром темпе при слегка открытом в улыбке рте и смыкании языка с деснами верхних резцов или альвеол. - Ребенок произносит звук ж протяжно без округления губ с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. В это время зонд вводят под язык и быстрыми движениями вправо и влево вызывают вибрацию.
- Ребенок повторяет слог за с несколько удлиненным произнесением первого звука з-з-за и перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения фри
кативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд и с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.
Технология постановки звука Ц
Зондом логопед удерживает кончик языка ребенка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести слог та или сочетание согласных тс с сильным выдохом. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка надавливает на язык, слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.
Технология постановки звуков С и 3
Ребенок многократно произносит слог та, да. Логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком языка и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую, выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.
Технология постановки звука Л
Логопед просит ребенка произнести слог ля. Затем вводит зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка и нажимает на язык вниз— вправо или влево. Зацепив зонд кончиком языка, язык прижать к верхним альвеолам и добиваться произнесения звука Л.
Технология постановки звука Ш
- Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит зонд под язык. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Регулируя угол наклона и глубину введения зонда в рот, логопед находит такое его положение, которое даст наилучший на данном этапе работы акустический эффект. Пока повая артикуляция языка не будет закреплена, ребенку нельзя напоминать о фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или включать в упражнения слова, содержащие данную фонему.
Материалом упражнений, проделываемых с помощью зонда, могут быть слоги са, со, се, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.
- Ребенок произносит слог ра, и в момент произнесения логопед прикасается зондом к нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша.
Технология постановки звука Ж
При наличии фонемы з не трудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.
Технология постановки звука Щ
Ребенок несколько раз произносит слог си с протяженным свистящим элементом: си-си. Затем логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад.
Технология постановки звука Ч
Ребенок произносит несколько раз слог атс или сочетание согласных тш с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью зонда слегка отодвигает назад кончик языка.
Тот же эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и несколько отодвигает его назад подложенным под него зондом — появится верхнее «ч», если же просто отодвигает, то нижнее.
Технология постановки звука К
Ребенок несколько раз произносит слог та. В момент произнесения логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, надавливая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, затем ка.
Технология постановки звука X
Способ постановки звука «х» при помощи зонда аналогичен тому, с помощью которого ставится «к» от «т». Ребенка побуждают произнести слог сса, протягивая согласную фонему, а зондом нажимают на переднюю часть спинки языка, удерживая его за нижними резцами.
Технология постановки звука Г
Фонема г ставится аналогично приему постановки к от т. При произнесении слога да вводится зонд, который нажимает на язык и выгибает его, удерживается в таком положении получения до слогов да, дя, гя, га.
Технология постановки звука Й
Механический способ постановки «й» от фонемы «з» аналогичен тому, как фонема «х» ставится от «с», но с той разницей, что завершающим является не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают зондом на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между за и жа. Затем зонд продвигается несколько глубже, пока не будет услышано четкое йа. Далее предлагаются сочетания зо, зу, зе; азо, азу, азе, получаются слоги йо(е), йу(ю), йе(е), ае, аю, ае.
Комплект логопедических зондов может использоваться и для проведения массажа у лиц с дизартрическими расстройствами.
Логопедический массаж — часть комплексной логопедической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж применяется наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.
Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка.
При массаже языка дополнительно могут использоваться такие приспособления, как постановочные или массажные зонды (последние разработаны Е. В. Новиковой).
При использовании логопедических зондов массажные движения выполняются в трех направлениях:
горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;
вертикальном: ритмичное надавливание на язык;
поперечном: направление справа налево и обратно по каждой половине языка. Массаж подъязычной уздечки .
Воздействие осуществляется с помощью следующих действий: поглаживание, штрихование, рубление, надавливание, вибрация (легкая и сильная), постукивание, ввинчивание.
В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать, что:
при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая вибрация);
при активизирующем массаже, напротив, движения должны быть энергичными (штрихование, рубление, надавливание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Таким образом, комплект логопедических зондов может быть использован как в подготовительной работе к массажу в наиболее сложных случаях, так и при постановке звуков традиционными способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии. Постановка звука «С»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии: артикуляционной и дыхательной гимнастики, релаксации, физминутки, развитие мелкой моторики. Формирование артикуляционно...
Постановка звуков с помощью логопедических зондов
логопедические зонды...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Постановка звука [с]». (с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, ИКТ).
Постановка звука [с]...
Занятие на тему: «Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии. Постановка звука «С»
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии: артикуляционной и дыхательной гимнастики, релаксации, физминутки, развитие мелкой моторики....
Постановка звуков с помощью логопедических зондов.
Недостатки произношения фонем имеют, как правило, различную природу и требуют дифференцированного логопедического подхода.Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения зак...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»
конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....