Краткосрочный логопедический проект по коррекции звукопроизношения с воспитанниками старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие в страну звука (Л)".
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Зимою этого года в нашем детском саду я с коллегой пробовала свои силы в логопедическом проекте. Целевая аудитория этого проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители. Итогом проекта стало совместное мероприятие учителей-логопедов, воспитанников и их родителей. Данный проект нашел большой эмоциональный отзыв среди родителей, которые принимали непосредственное участие: изготавливали пособия, отвечали вместе с детьми на вопросы, увидели основные приемы работы учителя-логопеда в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный логопедический проект по коррекции звукопроизношения с воспитанниками старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Путешествие в страну звука Л»
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, настолько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей.
В ходе логопедической работы необходимо:
1. Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
2. Разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
3. Подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
1. Ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
2. Необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста с ТНР, их родители, воспитатели.
Цель проекта:
1. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
2. Постановка и автоматизация звука «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
3. Определение позиции звука в слове.
4. Развитие фонематического слуха с помощью музыкальных инструментов.
5. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Оборудование: альбом для артикуляционной гимнастики для звука «Л», выполненный родителями воспитанников; бродилка со словами на звук «Л»; альбом со словами на звук «Л», выполненный родителями воспитанников; альбом с загадками и отгадками на звук «Л», выполненный родителями воспитанников; музыкальные инструменты; схемы с определением места звука в слове (начало, середина, конец); атрибуты для стихов; карточки для мнемотехники; мольберт; медали для детей.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА
1. Приветствие
Приветствие родителей и детей в музыкальном зале, кратное проговаривание основных задач встречи.
2. Артикуляционная гимнастика
Выполнение основных артикуляционных упражнений для формирования звука «Л» с опорой на альбом «Артикуляционная гимнастика», выполненный родителями воспитанников («Слоненок улыбается», «Футбол», «Чистим зубки», «Маляр», «Качели», «Часики», «Змейка», «Индюк», «Самолет летит», «Лесенка», «Вкусное варенье», «Лошадка»).
3. Игра-бродилка «Лунтик в гостях у Милы»
В ходе игры дети перемещаются по игровому полю, называя по пути картинки на автоматизируемый звук «Л». Для передвижения можно использовать маленькие игрушки из «Киндер-сюрприза» - машинки, паровозики и т.д. Материал нравится детям, помогает быстро автоматизировать поставленные звуки.
Слова для игры: ЛАПТИ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, АКУЛА, ЛОПАТА, ШАЛАШ, ЮЛА, ЛАДОНИ, МОЛОТОК, КОТЕЛОК.
4. Игры со словами
4.1. Представление альбома со словами на звук «Л», выполненный родителями воспитанников.
4.2. «Найди звук»
Развитие фонематического слуха с помощью музыкальных инструментов. Раздать родителям и детям музыкальные инструменты. Услышать звук «Л» в словах и с помощью музыкальных инструментов (ложек, колокольчиков и т.д.) сообщить об этом.
Слова для игры: ТЕЛЕФОН, СТОЛ, ЛЕСТНИЦА, ЛАМПА, ЛЕВ, ВЕЛОСИПЕД, ЛЯГУШКА, ЛЫЖИ, СУСЛИК, БЕЛКА, ЛЕДЕНЕЦ, ГЛОБУС, ЛИСТ, СОЛОНКА, ЛИНЕЙКА, ЯБЛОКО, ЛЕБЕДЬ, ПЧЕЛА.
4.3. Отгадывание загадок, в отгадках которых есть звук «Л».
Висит груша – нельзя скушать (Лампочка). | Плывет лебедь без крыльев по реке (Лодка). |
Сама не ем, а людей кормлю (Ложка). | Его не укусишь, хотя он и близко (Локоть). |
Я землю копала, ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал (Лопата). | Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук). |
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко (Лось). | Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснет … (Луна). |
Бегут по дорожке Доски да ножки (Лыжи). |
4.3. Нахождение звука «Л» в словах, показ схемы с местоположением звука в слове.
Слова для игры: ЛАМПОЧКА, ЛОЖКА, ЛОПАТА, ЛОСЬ, ЛЫЖИ, ЛОДКА, ЛОКОТЬ, ЛУК, ЛУНА.
5. ФИЗПАУЗА: Игра «Горошинки». Под музыку дети и родители гуляют по музыкальному залу. Когда музыка останавливается, логопед произносит слово и отхлопывает количество слогов данного слова. Участникам необходимо встать в группу с определенным количеством участников, сколько слогов – столько участников.
Слова для игры: ЛАСТОЧКА, ЛЫЖИ, ХОЛОДИЛЬНИК, СОЛНЫШКО, ПЧЕЛА.
6. Работа над связной речью.
6.1. Совместно с родителями (пригласить родителей к столам своих детей). За 1-2 минуты придумать и записать на листе бумаги как можно больше слов, в названиях которых есть звук «Л».
1 группа «Продукты питания и названия блюд».
2 группа «Растения» (что мы понимаем под этим понятием).
6.2. Стихи с элементами драматизации.
Запилила пила, зажжужала, как пчела, Отпилила кусок, наскочила на сучок. Лопнула и стала – Начинай сначала. | Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. |
Алла долго булку ела, Аппетита не имела. Жучка тихо подошла, Булку цап – и все дела! | Лола за столом сидела, На лапшу с тоской глядела. Лола кушать не хотела – Шоколадку Лола съела. |
Мила куколку качала, Чтобы дочка не кричала. В одеяло завернула, Чтобы куколка уснула. | Белый волк на свете жил. Часто лапы с мылом мыл. Чистоплотный очень был И без мыла долго выл. |
В гладиолусах фиалка Незаметно зацвела. «Мне фиалку очень жалко», - Тихо молвила пчела. | Сидел Николка В жёлтой футболке. Для белой лайки Играл на балалайке. |
Наша лошадка на лодке каталась, Лошадка волны совсем не боялась. Плавала долго на лодке лошадка, А после прогулки спала она сладко. | На полянке Колобок Нитки сматывал в клубок, Ниток белых, жёлтых, алых, Намотал клубков немало. И пошёл домой устало, И залез под одеяло. Отлежал себе бока – Ох, и жалко Колобка! |
Ловкая белка на ёлке сидела, С ёлочки белка на землю глядела. - Сколько иголок еловых упало! – Ловкая белка неслышно шептала. | Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но всё мышке было мало. |
6.3. Чистоговорки с элементами мнемотехники.
Палку толкал лапой Полкан.
Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.
7. Рефлексия.
8. Вручение медалей участникам проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"
Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...
Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...
Педагогический проект «Путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Краткосрочный педагогический проект«Путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга»...
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»
Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Путешествие в «Город мастеров»
Образовательные задачи:Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах первого десятка, соотнесения числа и количества.Закреплять умение находить соседей заданного числа, называть для к...
Методическая разработка сценария физкультурного праздника для подготовительной группы компенсирующей направленности совместно с родителями по теме «Путешествие в страну здоровья»
Данный материал предназначен для инструкторов по физической культуре, воспитателей в ДОУ...