Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,
развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, расширять и активизировать словарный запас детей, закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_yamal.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
Тема: "Путешествие на Крайний север России"
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск
Белая Вера Николаевна
.
ЗАДАЧИ.
Обучающие:
- Закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире.
- Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края.
- Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.
Коррекционные:
- Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Предварительная работа: наблюдения за окружающей природой, рассматривание иллюстраций о жизни людей и природе Севера, растительности, животного мира, чума, образцы национальной одежды, посещение комнаты Севера в детском саду, кукла в национальной ненецкой одежде.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку В.Катаева «Цветик-Семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Почему? (там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей).
Воспитатель: Она ничего не знала о Севере. Давайте ей поможем. (воспитатель вывешивает карту России). В какой стране мы живем?. В России много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте).
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла девочка по имени Лынзермя, значит очень маленькая, может спрятаться за кочку, за карликовую березу. Эта девочка ненка, коренная жительница Крайнего севера нашей страны. Вот она и расскажет об этом удивительном крае.
Лынзермя: Ребята, я хочу познакомить вас с удивительным, северным краем России – ЯМАЛом. Это очень интересный и своеобразный край На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (показывает изображение северного сияния). На севере есть места, где на много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая, почти вся тундра покрыта лишайниками. ( показывает картинку). А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес . Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Послушайте стихотворение :
На Крайнем севере, ребята,
Сиянием небеса объяты.
Страна снегов, и льдов страна,
Она чудес и тайн полна.
Охотник белый, косолапый,
Свой черный нос прикрывши лапой,
За нерпой спящею следит.
Песец куда-то семенит,
Держа в зубах свою добычу…
Кого-то чайки в небе кличут,
Волков полярных жуткий вой…
Совы полярной клюв кривой…
Вот в воду с края толстой льдины
Ныряют шустрые пингвины.
Здесь воздух свеж, чиста вода!
Не съездить ли и нам сюда?
Сможете ли обнаружить ошибку в тексте? Правильно, пингвины живут в Антарктиде. Итак наше путешествие по тайге начинается. Посмотрите, вот тропа , по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).
Воспитатель: Давайте посмотрим , что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос , то сможем пройти дальше.
Задание 1. Назовите ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).
Лынзермя: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток клюк…
Воспитатель: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный), из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).
Лынзермя: Молодцы , ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание.
Задание 2. Назовите семью диких животных тайги.
( Волк – волчица – волченок – волчата.
Медведь – медведица – медвеженок – медвежата.
Заяц - зайчиха – зайченок – зайчата.
Лось – лосиха – лосенок – лосята.
Ёж – ежиха – еженок – ежата.)
Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех.
Ребята, давайте поираем.
Игра «Совушка».
В лесу темно, все спят давно (закрыты глаза, руки сложены возле уха)
Лишь сова не спит – на суку сидит
Во все стороны глядит (широко открыты глаза, повороты головой
вправо – влево)
Да как полетит . (бег, размахивая «крыльями»)
Лынзермя: Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе. (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка).
Кто знает какие народы живут на ЯМАЛе. Правильно , ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы).
Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие.
Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. « Кто на голове лес носит?»
Дети: Олень.
Воспитатель: Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене?
Дети: Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.
Лынзермя: Ребята, впереди нас ждут препятствия. Давайте представим себя оленями и попробуем преодолеть все трудности.
1.Перепрыгнуть через ручей (голубая полоска ткани).
2.Пройти, не задев рогами ветки. (подлезание под дугу с колокольчиком)
3.Перепрыгивание с кочки на кочку.
Воспитатель: Молодцы, оленята, справились со всеми препятствиями, а теперь превращаемся в детей и пойдем дальше. Здесь под ёлкой что-то лежит. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).
Лынзермя: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки? (Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», « чум», « олени», «снежинки».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга. (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.).
Лынзермя: Сейчас я предлагаю вам исполнить под звук бубна танец народов Севера. (дети танцуют).
Воспитатель: Дети устали от танцев и прилегли на полянке отдохнуть.
Аутотренинг «Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. . Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Воспитатель: У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:
1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.
2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
3 .Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.
4.Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу. Давайте скажем досвидание нашей новой знакомой, девочке Лынзермя и до скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Красавица матрёшка» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
Цельзанятия: формирование интереса к русской народной игрушке - матрешке....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группы компенсирующей направленности по социально-коммуникативному развитию на тему: « Кто построил новый дом»
Приоритетная образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеЦель: дать представление о строительных профессиях...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна шагает..."
Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».Закрепить знания о признаках весны.Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.Закрепить знания о родственных словах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Удивительный мир архитектуры" в старшей группе компенсирующей направленности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспектнепрерывной образовательной деятельности«Удивительный мир архитект...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр
Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...