Развитии связной речи с использованием приемов мнемотехники
консультация по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Наглядная схема выступа­ет в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его за­вершить. Это достигается ис­пользованием определенных символов, обозначающих раз­личные признаки предметов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partal_iyul.docx66.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитии связной речи с

использованием  приемов мнемотехники

Мы родители желаем, что бы наши дети выросли образованными, умными, улучшал...При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и

сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составлялась в ходе обследования, поэтому дети имели возможность закрепить действия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы:— Что нам поможет увидеть яблоко — его форму, цвет, величину? Правильно, глаза. (На табло помещается карточка с изображением глаза.) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно ... красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т.д. На более поздних этапах обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица.

Сенсорно-графическая схема.На логопедических занятиях мы учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребенок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделенных на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например: — цвет — дети рисуют цветовые пятна; —  форма — называют, какую форму имеет сам предмет или его части;— величина — рисуют два предмета контрастной величины;— человек — для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);—  контур из деталей предмета — обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;—  рука — какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок сварить яблочный компот, варенье,—   знак вопроса — название предмета или объекта;— восклицательный знак-эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.  

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать и опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Ребенка, Забавные Дети, Детский Сад, Наглядные Учебные Пособия, Детский Кал...При заучивании стихотворений на более поздних этапах логопед подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу. Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к стихотворению вместе с логопедом.  

 Мнемозагадка

Предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. Дети обучения составляют свои мнемозагадки  и загадывают их другим детям. Приемы мнемотехники используются нами при обучении связной речи дошкольников с ОНР в течение учебного года. Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты.

Учитель – логопед МБДОУ д/с – к/в №7

Роттер Марина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР

В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять простые рассказы (описательные, творческие). Материал является  результатом двухлетнего совместного творче...

Развитие связной речи с использованем мнемотехник

Материал содержит практическе рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению рассказыванию....

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники...

Развитие связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи с помощью мнемотехники...

Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на 2017- 2018год Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"

Пояснительная записка.  Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.   Актуальность перспективного планиров...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...