Развитии связной речи с использованием приемов мнемотехники
консультация по логопедии (старшая группа)
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partal_iyul.docx | 66.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитии связной речи с
использованием приемов мнемотехники
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и
сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составлялась в ходе обследования, поэтому дети имели возможность закрепить действия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы:— Что нам поможет увидеть яблоко — его форму, цвет, величину? Правильно, глаза. (На табло помещается карточка с изображением глаза.) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно ... красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т.д. На более поздних этапах обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица.
Сенсорно-графическая схема.На логопедических занятиях мы учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребенок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделенных на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например: — цвет — дети рисуют цветовые пятна; — форма — называют, какую форму имеет сам предмет или его части;— величина — рисуют два предмета контрастной величины;— человек — для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);— контур из деталей предмета — обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;— рука — какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок сварить яблочный компот, варенье,— знак вопроса — название предмета или объекта;— восклицательный знак-эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать и опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
При заучивании стихотворений на более поздних этапах логопед подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу. Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к стихотворению вместе с логопедом.
Мнемозагадка
Предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. Дети обучения составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим детям. Приемы мнемотехники используются нами при обучении связной речи дошкольников с ОНР в течение учебного года. Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты.
Учитель – логопед МБДОУ д/с – к/в №7
Роттер Марина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР
В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять простые рассказы (описательные, творческие). Материал является результатом двухлетнего совместного творче...
Развитие связной речи с использованем мнемотехник
Материал содержит практическе рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению рассказыванию....
Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники
Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники...
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
Развитие связной речи с помощью мнемотехники...
Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на 2017- 2018год Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
Пояснительная записка. Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом. Актуальность перспективного планиров...
Мастер – класс «развитие связной речи с помощью мнемотехники»
Мастер -класс...
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"
Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...