Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять
простые рассказы (описательные, творческие). Материал является результатом
двухлетнего совместного творчества воспитателя и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 739.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы на основе мнемотехники
Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР |
Перова Е.А. 29.09.2012 |
Дети с нарушением речи испытывают большие трудности, если им необходимо передать в речи свои мысли, действия, желания. Многим из них трудно повторить предложение за взрослым или другим ребёнком. А о том, чтобы составить предложение или рассказ не может быть и речи.
Я уже несколько лет использую приёмы мнемотехники в своей работе
с детьми. Дети с удовольствием, без лишнего напряжения выполняют задания, заучивают стихи. Чтобы помочь детям при составлении рассказов, я попробовала использовать мнемотехнику. Сначала это было иногда, без какой либо системы. Но так как дети в логопедическую группу приходят в старшем дошкольном возрасте и многие из них незнакомы с мнемотаблицами, не знают, что слова можно обозначать символами, я решила построить свою работу по определённой системе. Принцип этой системы самый обычный и самый доступный для детей: от простого к сложному.
Первый этап Знакомство с символами.
Задачи
1.Обогощение и активизация словаря детей.
2.Учить сочетать существительное с другими частями речи: глагол, прилагательное, наречие.
3.Научить детей трансформировать картинку (символ) на карточке в слова.
4.Развивать у детей образное мышление.
Например:
Смотреть 2. Красивый 3. Играть
На этом этапе работа проводится в форме игр.
«Придумай слово»
Воспитатель показывает карточки с символами, а дети называют слова, которые «спрятались» в этих карточках. Например: «ёж» - «колючий», «слон»- «большой» и.т.п.
«Найди пару»
У одних детей предметные картинки, у других – карточки с символами. Дети должны встать в пару, чтобы получилось словосочетание.
Например:
«Найди свой домик»
По группе расставлены «домики» с предметными картинками (или символами). У детей карточки с символами (или предметные картинки). Дети должны подойти к «домику», в котором могут жить их слова.
Например:
Второй этап Чтение готовых предложений
Задачи
1.Упражнять детей в проговаривании готовых предложений.
2.Формировать грамматическую правильность речи.
3.Развивать зрительную и слуховую память.
На втором этапе работы дети «читают» предложения по символам.
Например:
Котята любят молоко.
В начале этапа предложения даются простые из 2-3 слов. Затем количество слов увеличивается, добавляются предлоги.
Третий этап Составление предложений из отдельных карточек
Задачи
1.Учить детей составлять предложения из 3-5 слов.
2.Формировать грамматическую правильность речи.
3.Учить внимательно слушать сверстников, замечать речевые ошибки.
В начале этапа лучше брать уже знакомые предложения. Так же можно использовать игры.
«Закончи предложение»
Воспитатель даёт начало предложения (первые два слова). Дети подбирают из своих карточек окончание предложения.
Например:
Мама купила много яблок.
Игра «Живые слова»
У детей карточки с символами, они их рассматривают и строятся по порядку, чтобы получилось предложение. В предложениях из 4-5 слов, если дети затрудняются, можно отмечать звёздочкой первое слово и ставить точку на карточке с последним словом.
Например:
Кошка поймала маленькую мышку.
Четвёртый этап Составление рассказа из готовых предложений
Задачи
1.Учить составлять рассказ из готовых предложений.
2. Упражнять в проговаривании предложений.
3.Развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между предложениями.
4.Развивать зрительную память.
В начале этого этапа работы дети составляют рассказы по картинке. Когда дети хорошо освоят этот способ, можно давать детям составлять рассказы без опоры на наглядный материал (картинку). Готовые рассказы можно повторить с детьми через какое - то время (на прогулке, в индивидуальной работе, на следующий день). Карточки с символами в этом случае не используются.
Игра «Живые предложения»
Проводится так же, как и игра «Живые слова».
Пятый этап Составление рассказа из предложений, составленных из
отдельных карточек с символами.
Задачи:
1.Упражнять детей в умении составлять предложения из отдельных карточек с символами.
2.Продолжать учить составлять рассказ из готовых предложений.
3.Развивать логическое мышление, умение устанавливать смысловую связь между предложениями.
4. Развивать зрительную память.
Как и в предыдущих этапах, в начале пятого этапа используются знакомые рассказы и с опорой на наглядный материал. Затем можно давать задание
сложнее: составить новый (незнакомый) рассказ по картинке. Когда дети будут хорошо справляться с таким заданием, можно переходить к самому сложному: составить рассказ по предложенной теме.
Для индивидуальной работы с детьми хорошо использовать такой способ работы, как пазлы. Дети собирают пазлы, которые складываются в готовый рассказ. К пазлам должна быть примерная картинка по теме рассказа.
Так же карточки с символами можно использовать при пересказе. Эти карточки могут служить для детей своеобразным планом для пересказа, т.е. опорными словами текста.
В совместной деятельности, воспитатель и дети, могут придумывать и рисовать карточки с символами. В работе с родителями воспитатель может предложить родителям задание: придумать вместе с детьми собственный рассказ или сказку или по предложенной теме и «записать» с помощью символов.
Такая работа помогает и детям и воспитателям. Сложные неинтересные задания легко превращаются в игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год
Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - раз...
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...
Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...
Перспективный план по самообразованию: "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР»
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме :"Использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи у тетей с ТНР"...
Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей с ОНР
Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обучению составлению рассказа, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок, составлению ...