Мастер – класс «развитие связной речи с помощью мнемотехники»
учебно-методический материал по теме

Савченко Галина Александровна

Мастер -класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc398.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «развитие связной речи с помощью мнемотехники»

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Показ схемы к стихотворению С. Маршака « Тает месяц молодой..»

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения Е. Трутнева « Первый снег.» Послушайте его:

Что такое за окном?

В доме резко посветлело

Это снег лежит ковром

Самый первый, самый белый!

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

–  Что мы можем нарисовать к этой строчке

Следующая строчка – …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Также с помощью схемы можно составить рассказ о любимой игрушке, животном, времени года.

 

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи с помощью мнемотехники...

Мастер-класс «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли....

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Мастер класс "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Мастер класс по теме " Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"...

Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей с ОНР

Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обучению составлению рассказа, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок, составлению ...