Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на 2017- 2018год Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.
Актуальность перспективного планирования определяется необходимостью решения вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка и развитию памяти, а также формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется, контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»
Перспективный тематический план
работы с детьми
в старшей логопедической группе
№4 «Медвежонок»
на 2017-2018год
Тема:
"Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
Воспитатель: Алтунина Г.В.
Пояснительная записка.
Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.
Актуальность перспективного планирования определяется необходимостью решения вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка и развитию памяти, а также формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется, контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Цель: решать задачи развития связной речи детей через различные виды речевой деятельности, используя мнемотехнические приемы запоминания.
Задачи:
*Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
*Расширение словаря.
*Совершенствование грамматического строя речи.
*Развитие связной речи (монологической и диалогической).
*Усилие контроля над собственной речью.
Месяц Лексическая тема | Форма работы с детьми | Задачи |
Сентябрь 1 неделя | Мониторинг | Выявить знания детей по образовательной области «Речевое развитие» в начале учебного года |
2 неделя | Мониторинг | |
3 неделя «Детский сад. Игрушки» | «По дороге в детский сад» | Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана; Развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки. |
4 неделя «Овощи» | Составление описательного рассказа «Овощи» | Учить составлять описательный рассказ об овощах с использованием мнемотаблицы, расширение словаря существительных, прилагательных. |
Октябрь 1 неделя «Фрукты» | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности; Учить соотносить знаковые символы с образами; Развивать внимание, память, мышление. |
2 неделя «Деревья. Кусты» | Стихотворение Е. Трутневой «Листопад». | Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; Учить соотносить знаковые символы с образами; Развивать внимание, память, мышление |
3 неделя «Лес. Дары леса» | Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому) | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. |
4 неделя «Осень» | Расскажи про осень | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень»; Учить составлять мнемотаблицу; Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. |
Ноябрь 1 неделя «Человек ЗОЖ Органы чувств» | Составление рассказа «Я хочу быть здоровым» | Учить детей составлять рассказ по мнемотаблице; Развивать связную речь. |
2неделя «Семья» | Составление рассказа «Моя семья» | Упражнять детей составлять связный рассказ схеме – модели; Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; Развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление. |
3неделя «Обувь. Одежда» | Расскажи об одежде | Учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; Развивать логическое мышление речь детей. |
4неделя «Дома. Строения» | Расскажи о своём городе | Расширять словарь существительных по теме «Мой город»; Обучать составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу. |
5 неделя «Мебель» | Стихотворение Н. Нищева «Мебель» | Учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу; Развивать внимание, память, мышление. |
Декабрь 1 неделя «Посуда. Этикет. Гости» | Составление рассказа о посуде по мнемотаблицы. | Учить детей составлять не большой рассказ о посуде; Развивать логическое мышление, связную речь. |
2 неделя «Зима» | Расскажи о зиме. | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима»; Учить составлять мнемотаблицу; Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. |
3 неделя «Новый год» | Русская народная сказка «Снегурочка». | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; Учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы; Развивать внимание, память, мышление. |
4 неделя «Новогодний праздник» | Встречаем Новый Год | Расширения словаря существительных по теме «Новогодний праздник»; Учить составлению описательного рассказа; Развитие фразовой речи, слуховое, зрительное восприятие, мышление. |
Январь 2 неделя «Зимние забавы. Зимние виды спорта» | Русская народная сказка «Жихарка» | Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности; Учить соотносить знаковые символы с образами; Развивать внимание, память, мышление. |
3 неделя «Зимующие птицы» | Составление описательного рассказа о зимующих птицах | Учить детей составлять не большой рассказ о зимующих птицах; Развивать логическое мышление, связную речь. |
4неделя «Сельское подворье» | Пересказ рассказа С. Воронина «Барашек» | Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление. |
5 неделя «Дикие животные средней полосы» | Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Петушок» | Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление. |
Февраль 1 неделя «Почта. Открытки» | Расскажи о почте | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Почта. Открытки»; Учить составлять мнемотаблицу; Развитие зрительного восприятия, логического мышления. |
2 неделя «Наша poдина - Россия» | Стихотворение «Два флота» | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; Учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы; Развивать внимание, память, мышление. |
3 неделя «Защитники Отечества» | Защитники отечества | Расширение словаря существительных по теме «Защитники отечества»; Развивать связную речь, слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. |
4 неделя «Профессии мам» | Стихотворение «Сказки слушать я люблю». | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; Учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы; Развивать внимание, память, мышление. |
Март 1 неделя «8 марта» | Как я помогаю маме | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «8 марта», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки. |
2 неделя «Транспорт. Дорожное движение» | Составление рассказа о транспорте | Учить детей составлять не большой рассказ о транспорте; Развивать связную речь, логическое мышление. |
3 неделя «Весна» | Расскажи о весне | Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы; Развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. |
4 неделя «Перелётные птицы» | Стихотворение | Учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы; Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; Развивать внимание, память, мышление. |
Апрель 1 неделя «Водный мир. Безопасность на воде. День здоровья» | Моё здоровье | Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами; Учить составлять рассказ по мнемотаблице. |
2 неделя «День космонавтики» | Составление творческих рассказов | Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. |
3 неделя «Музыкальные инструменты» | Расскажи о музыкальных инструментах | Расширение словаря существительных по теме «Музыкальные инструменты»; Развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу; Развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
4 неделя «Весенний праздник» | Стихотворение | Учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы; Развивать внимание, память, мышление. Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; |
Май 1 неделя «Насекомые. Поле, луг» | Пересказ рассказа «Пчёлки на разведках» (К.Д. Ушинский) | Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление. |
2 неделя «День Победы. Цветы» | Расскажи о цветах | Расширение словаря существительных по теме «Цветы»; Развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, Развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
3 неделя | Мониторинг | Выявить знания детей по образовательной области «Речевое развитие» в начале учебного года. |
4 неделя | Мониторинг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-343509-1427993557.jpg)
КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».
КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/21/picture-108996-1503319374.jpg)
Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет работу по профилактики оптичес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-1089-1515522595.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-954529-1507368513.png)
Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...
Презентация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи дошкольников...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечива...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1177085-1571661460.jpg)
Тема:"Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!». Цель: Создание условий для развития связно...