Развитие связной речи с использованем мнемотехник
методическая разработка по развитию речи по теме
Материал содержит практическе рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy.docx | 117.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем- нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Формирование связности речи у детей — изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Основная масса детей не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Используя в своей работе опорные схемы или мнемотаблицы, воспитатель научит детей строить высказывание, пересказывать.
Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово, словосочетание или фразу придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Рассматривание предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Например, при рассматривании яблока можно создать подобные мнемоквадраты, выделив основные признаки фрукта. Рассказ может получиться таким: «Это яблоко. Оно красное и круглое».
Для детей среднего возраста таблица усложняется, и добавляются размер предмета и вкус.
Например, «Это груша. Она зеленая, овальная, большая. На вкус груша сладкая, сочная и очень вкусная».
Старшим дошкольником, при описании предмета, предлагается добавить сведения о внутреннем строении предмета и о том, что можно с ним делать. Рассказ будет выглядеть так: «Апельсин это фрукт. Он оранжевого цвета, круглый, большой. Сверху апельсин покрыт кожурой, а внутри у него есть косточки. Апельсин кисло-сладкий, сочный и полезный. Из апельсина можно сварить компот и повидло».
При рассматривании игрушки младшим дошкольникам предлагается следующая таблица:
Примерный рассказ: «Это мяч. Он зеленый и круглый». К рассказу старших детей добавляем сведенья о размере предмета, о том какой он на ощупь, из чего он сделан, что с ним можно делать. Рассказ. «Это мяч. Он сине-красный, большой. Мяч сделан из резины, на ощупь он гладкий. С мячом можно играть в футбол, отбивать его об пол, катать и бросать».
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Детский сад
Возле речки детский сад.
На лугу ромашки...
У девчонок и ребят
Яркие рубашки.
Пересказ, рассказ
Рассказу и пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строиться в три этапа.
- этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших - самостоятельно.
Составление рассказа на тему «Зима»
На таблице могут быть изображены любые символы.
- Снег. (Погода.)
- Дерево. (Иней.)
- Птица. (Зимующие птицы.)
- Варежка. (Зимняя одежда.)
- Снеговик. (Игры детей.)
- Елка. (Зимние праздники.)
ЗИМА
(Примерный рассказ по таблице)
Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки. Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник - Новый год.
Составление рассказа на тему: «Зимующие птицы»
- Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)
- Части. (Назови части ее тела.)
- Дупло. (Где она обитает?)
- Ягоды, семена. (Чем птица питается?)
- Птенец. (Назови ее птенца.)
- Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
СНЕГИРЬ
(Примерный рассказ по таблице)
Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.
Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята.
Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия, где используется элементы мнемотехники.Основные задачи:· Учить составлят...
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"
Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...
Перспективное планирование по развитию связной речи с использованием мнемотехники
Перспективный план работы «Развитие речи детей в подготовительной группе посредством мнемотехники».Разработаны темы по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц....
Технология развития связной речи, с использованием мнемотехники
Использование мнемотехники повышает уровень развития связной речи у старших дошкольников...
Технология развития связной речи с использованием мнемотехники.
Формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосно...
Опыт работы по теме «Развитие связной речи с использованием мнемотехники»
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребёнком, во многом зависит ус...
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....