Конспект логопедического занятия в старшей группе " Путешествие по кулинарной стране"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В данном занятии отражены технологии работы с деть с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Кулинария" | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДОУ детский сад № 2
Конспект открытого занятия
с детьми старшего возраста
временной логопедической группы.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КУЛИНАРНОЙ СТРАНЕ.
Конспект составлен учителем-логопедом
Гончарик С.М.
Тема занятия: Путешествие по кулинарной стране.
Цель: Совершенствование грамматических навыков речи.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики посредством выполнения упражнений для укрепления мышц языка в игровой форме в соответствии с темой занятия.
2. Развитие навыков четкого и правильного звукопроизношения на материале скороговорки (закрепление звука «рь»).
3. Развитие интереса к познанию языковых закономерностей (грамматических правил).
4. Активизация словаря по теме: продукты питания, посуда.
5. Стимуляция речевой деятельности детей, воспитание навыка развернутого высказывания. Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением и составлять предложение по предложенному образцу, используя опорные слова.
6. Развитие фонематических процессов: умения концентрировать внимание на звуко-слоговом составе слова, выделять определенные части слов, сравнивать слова по звуковому составу.
7. Уточнение значения приставочных глаголов. Формирование умения образовывать приставочные глаголы (с приставками от, до).
8. Формирование умения образовывать форму множ. числа, род. падежа существительных с окончаниями а, ов.
9. Формирование умения изменять числительные по падежам.
10. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
11. Развитие тактильного восприятия.
12. Развитие общей двигательной моторики и мелкой моторики рук.
13. Развитие рече-двигательной координации посредством проговаривание стихов с движением рук.
14. Развитие творческого мышления, воображения, слуховой памяти.
Словарь:
Существительные: посуда, продукты, питания, бытовая, техника.
Прилагательные: сливовый, лимонный, персиковый, мясной, молочный.
Глаголы: жарить, варить, тушить, сушить, выжимать, резать, сыпать, лить, долить, отлить, размешивать, раскатать, лепить, соединять, сжимать, расставлять.
Наречия, предлоги: далеко, вниз, вдоль, через, под, вокруг.
Оборудование и демонстрационный материал: кукла поваренок; веревочка для прохождения маршрута; плакат с опорными обозначениями для изменения числительных по падежам; «волшебный мешочек», в котором находятся: яблоко, орех, конфета, чупа-чупс, мандарин, сушка; кастрюлька и белая веревочка 4 м; медальоны с изображением лестницы, площади, улицы, постового, скамейки, двух котят; три картинки с изображением органов чувств (глаза, уха и носа); плоскостной стакан с продетой в него лентой, на которой изображены фрукты; скатерть; две большие и две маленькие вазы для фруктов; два подноса; сахарница c щипчиками; одноразовые пластиковые стаканчики; нож; натуральные фрукты: мандарины, апельсины, виноград, изюм, сахар, орехи.
Ход занятия:
Дети свободно входят в зал.
Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами совершим очень интересное путешествие. Посмотрите вокруг. Как много здесь интересного. Собрались гости на вас посмотреть. Поздоровайтесь с ними. А теперь не будем ни на что отвлекаться и отправимся в путешествие по кулинарной стране. Как вы думаете, чему в этой стране можно научиться?
– В этой стране можно научиться готовить разные блюда.
- Правильно. А теперь скажите, как называется профессия человека, занимающегося приготовлением разных блюд?
- Повар.
- Правильно, Вот и к вам в гости пришел Поваренок и приготовил для вас интересные задания. Но для начала он хочет с вами познакомиться. Посмотрите, как он по-разному представит себя. А вы потом тоже представитесь как вам нравится. /Появляется игрушка Поваренок /.
- Здравствуйте дети. Я рад вас видеть. И я действительно могу представить себя по-разному. Послушайте: -Я Поваренок. Меня зовут Поваренок. Меня все называют Поваренком. Мое имя- Поваренок и т. д. Попробуйте теперь вы представиться, как вам нравится и я узнаю ваши имена.
Дети выполняют задание Поваренка.
- Молодцы, очень красиво представились. А теперь ребята я буду наблюдать, как вы путешествуете по моей стране и выполняете мои задания. И тогда в конце пути вас ждет приз. /Логопед ставит Поваренка на полочку /.
Задание 1.
- Я знаю, ребята, что вы учитесь правильно говорить. А для этого нам нужна разминка для язычка. Но раз мы в кулинарной стране, то и разминка у нас будет кулинарная. Давайте представим, что ваш рот-это холодильник, а язычок-это продукт, лежащий в холодильнике. Откройте холодильник, достаньте продукт и закройте его, и так снова и снова, и все быстрее и быстрее. Молодцы, из тех продуктов, которые мы достали из холодильника мы испечем «блинчики». С чем мы будем их есть? Давайте, с вареньем. Но «блинчики» горячие и мы их остудим. Подуйте на свой «блинчик» и «съешьте» его, пожевав его зубками. А после еды нам обязательно надо …? Почистить зубки.
Задание 2.
- Наш язычок размялся и может произнести скороговорку, которую для нас приготовил Поваренок. Но чтобы ее составить, ответьте на вопрос: Как можно приготовить грибы? Их можно …? Жарить, варить, сушить, тушить.
- Правильно. И скороговорка получилась такая: Грибы варят, грибы жарят, грибы сушат, грибы тушат. Произнесите ее.
- Это задание Поваренка вы выполнили, а теперь давайте отправимся в путь. Дорогу нам покажет вот эта веревочка. Давайте, пойдем по ней и будем сматывать клубочек.
Задание 3.
- Посмотрите, какая интересная запутанная картинка. Это задание от Поваренка. В центре картинки написана буква Я и соединена с изображением разных человечков. Значит, вы должны представить, что эти человечки - это вы. Что делает этот человечек, как вы думаете? - Мечтает. Значит вы должны сказать: «Я мечтаю». Цифра 2 говорит о том, что того о чем вы мечтаете должно быть два. Значит вы мечтаете о скольких подарках? – О двух. Какие два последних звука мы слышим в конце слова двух? – Слышим «ух». Поэтому здесь написано «ух». Это будет для вас подсказка. Сейчас я попробую отгадать, о чем вы мечтаете.
Далее проводится игра волшебный мешочек. Дети достают из мешка угощения и, глядя на картинку, отвечают: «Я мечтаю о двух яблоках, орехах и т. д.»
- Теперь посмотрите, здесь на картинке вы делитесь с друзьями. И цифра 2 говорит о том, что вы хотите отдать два предмета. Значит, вы делитесь сколькими яблочками? – двумя. Что вы слышите в конце слова двумя? Дети составляют предложение типа: «Я делюсь с друзьями двумя яблоками».
- А на этой картинке - вы равнодушны к чему? – К двум яблокам. И т. д.
Задание 4.
Посмотрите, в этой кастрюльке кипятилось молоко. Что с ним произошло? (Молоко убежало). Послушайте стихотворение.
Убежало молоко,
Убежало далеко.
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось - и назад.
- А теперь с помощью этой веревочки изобразите, как текло молоко.
Детям выдаются медальоны с изображением лестницы, улицы, площади и т. д. Каждый ребенок с помощью веревочки изображает движение молока. После этого каждому из детей предлагается составить предложение, соответствующее тому, что он изображает. Далее детям предлагаются три знака, подходящие к данной ситуации и требуется их расшифровать, при этом составив развернутое предложение.
Например: Знак «глаз» обозначает, что когда кипятишь молоко, необходимо за ним смотреть.
Задание 5.
- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте-ка загадку Поваренка.
Соль, вода, мука, яйцо - получилось тесто.
Поместили мясо внутрь. Что это, интересно?
Мы работаем без лени. Получаются …..? /пельмени/.
- Поваренок любит их готовить вручную. И вы с мамами тоже наверно их делали. А пельмени как изготавливают? Их ……. /лепят/. Поваренок хочет проверить ваше воображение. Он дал нам рецепт пельменей. Я буду читать, а вы показывайте руками то, что я говорю.
В день веселый воскресенье приглашаю на пельмени.
Я три горсточки муки сыплю в миску из руки.
Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой.
Все с яйцом перетру. Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки и леплю я колобочки.
Превращаю колобки скалкой в плоские кружки.
Мясорубку я кручу – фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку. На кружок кладу я горку.
И края соединяю. Пальчиками их сжимаю.
Соли горсточку возьму. Воду ею посолю.
И пельмени в кипяток прыгнут за дружком дружок.
Я тарелки расставляю.
На пельмени приглашаю.
Задание 6.
- После того, как мы поели пельменей, вы, ребята, наверно пить захотели. Посмотрите, какой красивый стакан и туда можно налить тот сок, какой вы захотите. Детям предлагается пособие стакан с соком. Дети по очереди двигают ленту и говорят, какой сок они будут пить. Например: «Я буду пить апельсиновый сок». Чем полезны соки? (В них много витаминов)
Задание 7.
- Ребята, Поваренок пригласил много гостей. Помогите ему разложить правильно продукты для встречи гостей. Продукты мы кладем куда? В посуду. Назовите, что за посуда здесь стоит, и какие продукты в нее необходимо класть. Вы должны будете разложить продукты в посуду. Говорить будете так: Я кладу в вазу много ….. / апельсинов/. И положите их на ту часть стола, где на карточке написано «ов» , так как слово «апельсинов» кончается на «ов». А если слово заканчивается на «а» , то класть продукт будете туда, где написано «а».
Дети выполняют задание.
Задание 8.
- Поваренок приготовил для вас такое задание. Перед вами разные продукты: яблоко, манная крупа, молоко. С этими продуктами мы можем производить разные действия. Например, я возьму яблоко и нож. Как вы думаете, что я буду делать…? Я буду его резать.
Запомните это слово: резать. А теперь я маленький кусочек …что сделала? Отрезала. Было слово резать, а стало отрезать. Как изменилось слово, что в начале слова добавилось? Добавилось «от». А теперь возьмите манную крупу и скажите, что с ней можно делать? Сыпать. Если мы к этому слову добавим «от», то получится что? Отсыпать. Покажите, как вы будете отсыпать немножко крупы в другой стаканчик. А молоко можно что делать? Лить. Добавьте «от». Что получится? Отлить. Покажите, как вы отольете молоко в другой стаканчик.
А теперь посмотрите, что я сделаю с яблоком. Кто-то начал резать, а я до конца ….? /дорежу/. Было слово режу, а стало - дорежу. Что добавилось в слове? / до /.
Снова возьмите крупу и до отметки на стаканчике досыпьте.
А теперь возьмите молоко и долейте до метки на стаканчике.
Вот так, добавляя к словам-действиям различные слоги, получаются слова, которые обозначают уже немного другое. А если мы к нашим словам добавим «раз». Что получится? /разлить, рассыпать, разрезать/. А если мы добавим «на». Что получится? /налить, насыпать, нарезать/.
Итог занятия: Ребята, вам понравилось путешествовать по кулинарной стране? Чему мы учились в этой стране? Учились говорить правильно. Молодцы, и сейчас вы получите от Поваренка призы.
Список используемой литературы:
- Журнал Логопед, 2006 г. № 1.
- Н.В. Новоторцева Развитие речи детей. Изд-во Гринго, 1995 г.
- В.В.Коноваленко Фронтальные логопедические занятия. Изд-во Тандем,1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в волшебную страну"
Закрепление звуков (с) и (ш)...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »
Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягки...
Конспект НОД логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»
В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: научить детей составлять предложения по картинке и картинно – графическому плану, объединять их в рассказ «Игрушки»; упражнять в ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Наша страна"
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Наша страна"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: ”Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи.
Закреплений знаний по разделам "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоте","Лексико-граматической категории", "Связная речь"...