Деловая игра к пед. совету " Развитие просодических компонентов речи посредством театрализованной деятельности дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В данном методическом материале представлены технологии работы над просодикой речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра к пед. совету24.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Учитель-логопед

                                                                                                 Гончарик С.М.

                                                         Деловая игра

            «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»  

           

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников в театрализованной деятельности.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Ход игры:

1.Краткий доклад по теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

2.Блок заданий.

    Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. В начале нашей работы мне хотелось бы кратко рассказать о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей.

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

 Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Поэтому совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Колосальное значение она несет и для развития речи  Особенно незаменима ее роль в развитии так называемых просодических компонентов речи а именно владение средствами речевой выразительности.Оно предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.

 С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность  речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Следует отметить, что основной метод работы над формированием качеств голоса и правильного темпа речи является метод имитации и поэтому речь окружающих детей взрослых должна служить примером для детского подражания. Воспитатель детского сада обязан быть достаточно натренирован в модулировании своим голосом всех качеств речи: силы голоса, высоты тона и т.д. - для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха и др. Это дает ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

Блок заданий.

 А теперь подробно разберем как в театрализованной деятельности работая над просодикой речи мы уделяем внимание развитию темпо – ритмической организации речевого высказывания – темпа речи, ритма речи, развитию голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию интонационных характеристик: мелодики, логического ударения, эмоциональной выразительности.

 Речевое дыхание характеризуется тем, что выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, за один прием выдыхается весь воздух из легких, вдох делается через нос, голосовая щель открыта.

Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха.

Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи.

Задача воспитателя - научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания.

Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в два - три слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из трех - пяти слов.

Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

  •  Развитие речевого дыхания. Воспитателям предлагается отобрать из предложенных вариантов игр те которые соответствуют возрасту их детей и объяснить как данные игры влияют на развитие речевого дыхания у детей и какие виды речевого дыхания они развивают. Варианты игр: «дровосеки» «насос» « эхо» « Прибавь свое слово» «уложи куклу спать и убаюкай» «чья машина лучше заправилась?»
  • Развитие силы голоса.  с поэтапным повышением или понижением силы на счёт (1-5). Воспитателям предлагается отобрать из предложенных вариантов игр те которые соответствуют возрасту их детей и объяснить как данные игры влияют на развитие силы голоса. «Перечисли пять предметов, игрушек, в одном ряду с поэтапным повышением и понижением силы голоса» «лесенка» «вьюга воет за окном» «разговор большого с маленьким» «эхо»

  •  Развитие темпа-ритма голоса.

 Нарушения просодики т. е. темпо – ритмической организации и интонационной выразительности речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная, монотонная речь не даёт возможности чёткого восприятия речи. Театрализованные игры наиболее органично способствуют преодолению этих недостатков.

 Воспитателям предлагается отобрать из предложенных вариантов игр те которые соответствуют возрасту их детей и объяснить как данные игры влияют на развитие темпо-ритмической стороны речи. «радужная пружинка» «хлопок-быстро и хлопок-медленно» «я тебя не поняла» « скажем вместе» « скажем с действием» и т. д.

.Воспитателям предлагается потренироваться в произнесении одной хорошо знакомой стихотворной фразы умеренно, быстро, медленно, с постепенным замедлением или постепенным ускорением и использованием “радужной пружинки” для быстрого моделирования ситуации.

  •  Развитие тембра голоса.

Тембр голоса в значении «эмоциональная выразительность» - это выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т.д. Этот компонент речи усваевается детьми по подражанию речи взрослого. Нет специальных приемов по его развитию. Он никак не поддается описанию, воспитатель может только произнести, предложить детям имитировать свое произношение.  Поэтому так важно умение воспитателя передать тембровую окраску голоса.

Воспитателям предлагается потренироваться в   изменения тембра голоса со звукоподражанием животным в проговаривании фразы “голосом зверей”: лисы, лягушки, волка, медведя и т. д. Инсценировка «теремок».

                                                                                                                             

Воспитателям предлагается используя пиктограммы потренироваться в изменении тембровой окраски голоса на материале  инсценировки-шутки « заюшкина избушка»                      

Воспитателям младших групп предлагается ответить на вопрос:  Благодаря чему в инсценировке потешек : «шу! Полетели» и  « идет коза рогатая» дети младшего возраста наиболее органично и естественно воспринимают тембровую окраску голоса : восторженную или сердитую?

  • Развитие выразительности речи  связано с  формированием умения ставить логическое ударение с выделением главного слова в предложении.  Это можно отработать благодаря наглядному пособию: « скажи по-разному». Воспитателям предлагается используя данное пособие потренироваться сказать фразу поочередно меняя главные слова в ней.

3. ВЫВОД

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. А в театрализованной деятельности как мы сегодня поняли из нашей встречи речь развивается наиболее естественно и гармонично для ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты  дидактических игр и заданий воспитателям :

Наглядное пособие «радужная пружинка» Глядя на которую или водя по ней пальчиком ребенок практикуется в изменении темпа своей речи  на материале фраз либо звуков.

Упражнения в модулировании голоса по тембру проводятся преимущественно в процессе разучивания детьми стихотворений, особенно таких, которые требуют совершенно однозначных интонаций - радости, страха, сочувствия, торжественности и др. Воспитатель читает эти стихи подчеркнуто выразительно, и дети учатся имитировать соответствующий тембр. Например: А. Барто «Зайка» - с чувством жалости, «Грузовик» - с чувством досады и т.д.

хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в знакомой скороговорке.

Речь детей страдающих скороговоркой легко нормализуется, если их учить протягиванию ударных слогов в словах.

 Д.и.«хлопок-быстро и хлопок-медленно» Дети читают стихотворение и при хлопке воспитателя замедляют темп или громкость . При повторном хлопке – усиливают и.т.д.

 Прекрасным средством воспитания темпа речи является хоровое пение, или сольное пение.

(«Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»),

 сопряжённая речь («Давай вместе побаюкаем твою куклу: Баю-баю! Баю-бай! Спи, Танюша, засыпай!»).

 Лучший приём - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом - сопровождение речи движениями. Например, ребенок читает знакомое стихотворение от лица мишки, который медленно, вперевалку шагает по столу, и эти движения помогают рассказчику соразмерить темп речи. Малышу, который привык говорить торопливо, можно предложить прочитать какое-либо стихотворение, содержание которого связано с действиями, например, потешку «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…» (чтение сопровождается поглаживанием куклы по голове).

 Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо» развивают гибкость голоса.

 

У детей вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса.

Очень эффективен прием - чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы были? - За грибами в лес ходили». «идет коза рогатая» При этом грозно демонстрируем пальцами рожки    «на головку сели- шу!!!! полетели»  При этом быстро и радостно замахали ручками как крылышками.

 

 Для изменения тембровой окраски голоса можно использовать такой прием как  использование пиктограмм с определённым настроением.При этом глядя на пиктограмму ребенку легче модулировать тембр своего голоса.

 Наглядное пособие :«скажи по-разному» Используя данное наглядное пособие дети учатся по наглядному образцу-схеме варьировать логическое ударение на разных словах.

 Д.и.«дровосеки» «насос»  Дети изображая насос произноят длительно: с-с-с или дровосеков: ух-ух-ух

Д.и.« эхо»  Дети как эхо много раз повторяют одно и то же слово с постепенным ослаблением силы голоса.

« Прибавь свое слово»Дети произносят фразу или слова с последующим прибавлением своего слова каждым из детей.

 «уложи куклу спать и убаюкай» Дети протяжно на одном выдохе пропевают: а-а-а  а-а-а

 «чья машина лучше заправилась?» Дети заправляются делая вдох носои а затем соревнуются произнося: в-в-в на одном длительном непрерывном выдохе. Чья машина дольше едет.

Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная а у лисы ледяная. Пришла весна и избушка у лисы растаяла.Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала

Колобок колобок я тебя съем.      Снесла курочка яичко.

Вывод: Таким образом, сегодня мы поделись своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, а также повысили свою педагогическую компетентность в данном направлении. Надеюсь, всем понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

  Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.     ...

Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи

Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Доклад на тему: «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников в играх и упражнениях»

Актуальность. Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возрастаШирокая  распространённость просодических нарушений ...

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...