"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кетова Светлана Юрьевна

 

      Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.

     Анализ наблюдений и опыт практической деятельности показывает, что преодоление просодических расстройств у дошкольников с речевой патологией будет эффективным при условии его осуществления в системе дифференцированной  логопедической работы, учитывающей степень сформированности мелодико-интонационных компонентов речи и уровень развития слухового самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ketov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  С ДИЗАРТРИЕЙ

НДОУ «Детский сад №140»  ОАО «РЖД» г. Перми

учитель-логопед Кетова Светлана Юрьевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

      Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.

     Анализ наблюдений и опыт практической деятельности показывает, что преодоление просодических расстройств у дошкольников с речевой патологией будет эффективным при условии его осуществления в системе дифференцированной  логопедической работы, учитывающей степень сформированности мелодико-интонационных компонентов речи и уровень развития слухового самоконтроля.

     Для определения нарушенных и сохранных компонентов просодики, работу следует начать  с диагностики, которая играет ключевую роль в системе комплексной коррекции дизартрии. Результаты исследования позволяют планировать коррекционную работу.

     Коррекционная работа по формированию просодики включает в себя несколько направлений:

- развитие дыхания;

- развитие артикуляционной моторики и мимики;

- работа над голосом, интонацией и включается в структуру логопедического занятия при дизартрии.

     Коррекционно-логопедическая работа по развитию просодической стороны речи проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Комплексный подход обеспечивается совместной работой учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога и воспитателя. Специально подобранные упражнения на развитие слухового самоконтроля и формирование интонационной выразительности включаются в общую систему коррекционной работы и используются на занятиях по развитию речи, формированию звукопроизношения, физической культуре, музыкальных занятиях, занятиях с психологом ДОУ.

     Комплексное воздействие осуществляется в три этапа.

1-й этап – подготовительный. Его целью является развитие сенсо-моторного уровня, формирование базы для развития и коррекции просодической стороны речи.

2-й этап – основной. Его целью является формирование первичных умений и навыков просодического оформления речи.

3-й этап – заключительный. Его целью является закрепление полученных умений и навыков в различных коммуникативных ситуациях.

     Первостепенное значение в работе над просодическими компонентами речи мы придаем обучению правильному фонационному дыханию, так как от правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса.              На подготовительном этапе мы формируем нижнедиафрагмальное дыхание. Занятия начинаем со статических дыхательных упражнений. Затем несколько усложняем задачу и подключаем к этим упражнениям фонационные задания, что способствует развитию дыхания и ускоряет процесс автоматизации правильного дыхания. На этом этапе мы используем глухие щелевые согласные звуки и гласные. Наряду с традиционными упражнениями мы используем компьютерную логопедическую технологию «Игры для Тигры», модуль «Дыхание». После статистических дыхательных упражнений  мы переходим к динамическим дыхательным упражнениям. Динамическая дыхательная гимнастика физически укрепляет организм, развивает фонационное дыхание и подготавливает детей к интенсивным голосовым нагрузкам. Динамические дыхательные упражнения проводим в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Упражнения подобраны по принципу соединения тренировочных гимнастических и дыхательных упражнений со звучанием. На этом этапе мы используем комплекс упражнений Н.А. Потапчук, Т.С. Овчинниковой с фитболмячами. Затем переходим к музыкально-ритмическому игротренингу с фитболмячами. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей детей и подбирается в соответствии с задачами обучения.

             В работу включаем артикуляционную гимнастику, направленную на развитие подвижности нижней челюсти, губ, языка и мягкого нёба. Упражнения проводятся медленно, четко, с обязательным зрительным контролем перед зеркалом.

             Собственно работа над просодикой начинается на индивидуальных занятиях с логопедом, продолжается, закрепляется, на занятиях с воспитателем во время заучивания стихов отрабатывается громкость, выразительность, темп, ритм речи. Работаем над рифмами, читаем стихи по ролям, драматизируем сказки. На грамматических занятиях учим управлять голосом и определять по голосу начало и конец предложения.

      Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, поскольку ритмична в известной мере и человеческая речь (Е.Ф. Архипова, 2006). Поэтому параллельно с работой над развитием правильного речевого дыхания мы начинаем работу над ритмом. Наряду с традиционными упражнениями мы используем компьютерную логопедическую технологию, модуль «Ритм».

             Работа над интонационной выразительностью осуществляется при выполнении этюдов: предлагается один и тот же речевой материал без интонационного оформления и с интонационным оформлением и выясняется, какое чтение больше нравится. Затем знакомим детей с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной. Сочетаем интонацию с графической моделью  и движением руки. Сначала учим определять интонацию в посторонней речи, затем в собственной. После того, как дети хорошо овладеют интонацией,  проводятся графические диктанты. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности используем упражнения на развитие высоты и силы голоса. Целью этих упражнений является формирование умений ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, а также умение изменять громкость голоса. Эти упражнения мы проводим с использованием логопедической компьютерной технологии, модуль «Тембр», где ребенок может визуально контролировать повышение и понижение голоса, удлинение произнесения звуков и усиление голоса.

     На музыкальных занятиях взаимодействие с музыкальным работником направлено в основном на выработку объема, плавности речевого дыхания, вокальные упражнения, на выработку интонационной и ритмической выразительности речи. Использовали игры на развитие слухового внимания, памяти, слухового самоконтроля.

             Взаимодействие с инструктором по физической культуре направлено на коррекцию общей моторики – точность, силу, координацию движений, на выработку физиологического дыхания – объем, дифференциация вдоха и выдоха. Инструктор по физическому воспитанию, в качестве фрагмента занятия проводит упражнения с фитболмячами, где дети разучивают отдельные упражнения, которые в дальнейшем используются в работе логопеда и психолога.

     Взаимодействие с психологом состоит в комплексном всестороннем обследовании психомоторного развития ребенка. Во время обследования и наблюдения за детьми выявляем детей, нуждающихся в психологической помощи, и психолог работает с этими детьми, корректируя эмоционально-волевые нарушения, снижение памяти и внимания, низкую работоспособность. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является принцип повторяемости. Однако одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для повышения интереса и разнообразия все упражнения объединены в литературные сказки. Психолог проводит занятия с фитболмячами «Фитбол-сказки», в которых использует упражнения, разученные ранее на физкультурных занятиях. Задания постепенно и дозировано усложняем.

     На заключительном этапе закрепляем  полученные первичные умения и навыки в самостоятельной речи, в различных коммуникативных ситуациях. Особое внимание уделяем проведению музыкально-ритмического игротренинга с фитболмячами, что оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу и коммуникативные способности дошкольников.

Для оценки эффективности предложенной работы была проведена итоговая диагностика. Анализ полученных результатов позволил выявить положительную динамику при выполнении аналогичных заданий в конце учебного года. У детей сформированы навыки общей и мелкой моторики, дошкольники владеют выразительной разборчивой речью, что является необходимым условием успешной школьной адаптации. Выработанная система работы позволяет, используя компенсаторные возможности нервной системы ребенка, преодолевать нарушения, свойственные легкой степени псевдобульбарной дизартрии.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  2. Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие. – М., 1998.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: 1971.
  5. Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.  – М.: «ТЦ Сфера», 2004.
  6.  Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь: ПОИПКРО, 2005.
  7. Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: «СОЮЗ», 2001.
  8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ИЦ «Академия», 1999.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Курсовая работа на тему "Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"....

План логопедических занятий по развитию моторной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Данный материал поможет правильно и поэтапно провести индивидуальное занятие по постановке свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....

РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»

В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...