Картотека театрализованных игр для развития просодических компонентов речи.
картотека по коррекционной педагогике

Светлана Геннадьевна Ильиных

Особое место в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи занимают театрализованные игры. Игровые упражнения способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, формируют навыки речевой коммуникации у детей. Театрализованные игры помогают детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи, они учатся изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. В игре дети легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, учатся слушать собеседника, завершать разговор. Инсценировки сказок, короткие диалоги по серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц развивают умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства героев. Театрализованные игры и игровые упражнения развивают способности детей воспринимать и воспроизводить модуляции голоса по высоте,  умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок. Игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов способствуют развитию восприятия тембра голоса, эмоциональному развитию детей. В процессе театрализованной деятельности развивается фонематический слух, совершенствуется звуковая культура речи, исчезают аграмматизмы, расширяется и активизируется словарь ребенка, высказывания принимают более развернутый характер. Речь становится ясной, четкой, понятной. Разностороннее влияние театрализованной деятельности на речь ребенка, позволяет использовать ее как одно из эффективных средств в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система (картотека) театрализованных игр для развития просодических компонентов  речи

Тема

Цели игр

Оборудование

Игры

1) «Зимушка-зима».

- развивать навыки логического ударения;

- развивать тембр голоса;

- способствовать развитию силы голоса.

Декорация снежного леса; шапочки для героев (ворона, зайцы).

Игра-драматизция «Заяц-хваста».

2) «Холодок».

- учить выразительности артикуляции;

- развивать силу голоса;

- развивать ритм речи;

- развивать двигательную активность.

Сюжетная картина «Зима».

Игра-разминка «Холодок», этюд-упражнение «Как воет ветер», игра-драматизация «Сыпал беленький снежок».

3) «Улетели птицы вдаль».

- развивать тембр голоса;

- отрабатывать разные виды интонации;

- учить выразительно играть роли;

- развивать воображение;

- учить взаимодействию в ролевой игре;

Шапочки птиц (утки, скворец).

Этюд «Журавли улетают», сценка «Птицы прощаются».

4) «Зимовье зверей».

- отрабатывать навыки логического ударения;

- развивать силу голоса;

- развивать тембр;

- пробудить эмоциональный отклик у детей.

Шапочки (бык, баран, свинья, кот, петух).

Сказка «Зимовье», игра-импровизация «Кто как кричит».

5) «Везет, везет лошадка».

- развивать ритм речи;

- отрабатывать разные виды интонации;

- учить переключаться с одного действия на другое.

Игрушка лошадка.

Стихотворение «Лошадка» (А. Барто), разминка для голоса «И-го-го».

6) «Козочки и волки».

- отрабатывать разные виды интонации;

- развивать навыки логического ударения;

- учить выразительно двигаться в подвижной игре;

- развивать полетность голоса.

Декорация заснеженного леса;

Костюмы героев (дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков.

Игра-разминка «Козочка ау!», игра-драматизация «Козочки и волки».

7) «Овощной базар».

- способствовать выразительности интонации речи;

- учить выражать эмоции в роли;

- отрабатывать навыки логического ударения;

- учить взаимодействовать в сюжетно-ролевой игре.

Корзины с овощами; шапочки овощей для игры (лук, помидоры, свекла, капуста, репка, огурец).

Игра «Продавцы-покупатели», хороводная игра «Веселый огород».

8) «Утки – беленькие грудки».

- развивать ритм;

- способствовать развитию тембра голоса;

- побуждать при помощи интонации выражать свои настроения;

- учить выразительно двигаться в соответствии с художественным образом.

Шапочки утят; костюм хозяйки.

Игра-разминка «Веселые утята», игра-этюд «Утята сушатся на солнышке», этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки».

9) «Аленушка в лесу».

- развивать навыки логического ударения;

- отрабатывать разные виды интонации;

- вовлекать в игровой сюжет;

- учить вступать в ролевой диалог.

Шапочки для игры (лиса, волк, медведь), платочек для Аленушки.

Игра- разминка «Аленушки и звери».

10) «Мишка косолапый».

- развивать тембр голоса;

- учить показывать при помощи интонации настроение героев;

- учить выразительности исполнения роли.

Шапочки (медведь, волк, лиса, дятел).

Игра-драматизация «Больной медведь», этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить».

11) «Тайны лесовичка».

- развивать высоту голоса;

- способствовать развитию тембра голоса;

- развивать ритм речи;

- активизировать двигательную активность.

Шапочки (шишки, заяц, волк), костюм старичка-лесовичка (взрослый).

Этюды «Распеваемся вместе с птицами», сценка «Волк и заяц», танец-игра «шишковяк».

12) «Кошки-мышки».

- учить проявлять эмоции через мимику и жесты;

- отрабатывать разные виды интонации;

- развивать ритм речи;

- учить эмоционально-двигательно проживать роль.

Шапочки (котята, кошка, курочка, лошадка, заюшка, собачка); ведро, фонарь, лист, помело.

Игра «Жили-были сто котят», игра «Тили-бом!».

13) «Жужжащие насекомые».

- развивать навыки логического ударения;

- развивать ритм речи;

- активизировать двигательную активность;

- учить отражать в ролевом поведении характер героя.

Шапочки (жучки, пчелы, медведь); игрушка жучок.

Инсценировка «Жучок», игра «Пчел-детей учила мать».

14) «Лесные обитатели».

- развивать интонационный строй речи;

- формировать эмоциональную отзывчивость;

- развивать ритм речи.

Шапочки (волк, медведь, белка, лиса, заяц, ежик, лягушата).

Игра-драматизация «волшебный лес», игра-инсценировка «На лесной полянке».

15) «Талантливые звери».

- отрабатывать разные виды интонации;

- развивать ритм речи;

- формировать навыки логического ударения.

Шапочки зверей-музыкантов  (медведь, белка, лягушки, заяц).

Хороводная игра «Лесные музыканты», игра-драматизация «Лягушки».

 

 

 

Приложение 4

Содержание театрализованных игр для развития просодической стороны речи детей с дизартрией

Тема: «Зимушка-зима»

Цели:

- развивать навыки логического ударения;

- развивать тембр голоса;

- способствовать развитию силы голоса.

Оборудование: декорация снежного леса; шапочки для героев (ворона, зайцы).

Ход

Педагог приглашает детей в «зимний лес». Дети проходят в центр зала, украшенного зимними декорациями. Затем педагог поиграть в игру-драматизацию «Заяц-Хваста». Распределяются роли. Те дети, которые не участвует  в игре садятся на стулья и внимательно смотрят как их сверстники играют персонажей, передают их характер с помощью движений и интонации.

Игра-драматизация «Заяц-Хваста»

Роли и исполнители: Заяц-хваста, три зайца, ворона, ведущая (взрослый).

Ведущий. Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо: он гулял, прыгал, бегал и скакал.

Заяц-Хваста (скачет).

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

Я гуляю по лесочкам,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

По болотистым кусточкам,

И скачу я целый день,

Веселиться мне не лень!

Ведущий. Погоди, заяц, скоро зима!

Заяц-Хваста.

Ничего я не боюсь,

Тру-лю-лю, тру-лю-лю,

Целый день я все резвлюсь,

Тру-лю-лю, тру-лю-лю!

А придет зима – тогда и думать буду (убегает).

Ведущий. Пришла холодная зима. Замело кругом. Нечем кормиться.

Заяц-хваста.(громко и жалобно). Ой, о-ей-ей-ей-ей! Как холодно, кушать нечего! Ну да не беда – пойду в деревню овес воровать (убегает).

Ведущий. Пошел заяц в деревню, а там уже все зайцы собрались.заяц как увидел своих сородичей, так стал хвастать.

Заяц-хваста. Я никого не боюсь, я никого не страшусь. У меня не усы, усищи! У меня не лапы, а лапищи! У меня не зубы, а зубищи!

Заяц 1. вот какой хвастун!

Заяц 2. изо всех хвастунов хвастун!

Заяц 3. Самый настоящий хвастун!

Ведущий. Ругали его зайцы, ругали, да толку никакого. Знай себе хвастает.

Заяц-Хваста (громко кричит). Я никого не боюсь, я никого не страшусь. У меня не усы, усищи! У меня не лапы, а лапищи! У меня не зубы, а зубищи!

Ведущий. Рассказали об этом зайцы старой тетке Вороне.

Зайцы. Тетка Ворона, тетка Ворона! Послушай, что наш Хваста говорит! Дескать, у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи!вот какой Хвастун! Проучи его, тетка Ворона!

Ворона. Ах, он негодный! Ах, он обманщик! Проучу его! Кар-кар-кар!

Ведущий. Поймала зайца тетка Ворона да давай его трепать клювом.

Ворона (треплет Зайца-Хвасту). Больше не хвастай! Больше не хвастай!

Заяц-Хваста. Ой, ой, ой! Не буду больше!

Ведущий. Еле убежал от тетки Вороны. А зайцы над ним смеются! И все так и закончилось, если бы не поймали однажды тетку Ворону злые собаки. Поймали да давай терзать, бока кусать. Помяли бедную ворону. Заяц-Хваста неподалеку был. Увидел, как тетку Ворону мнут, так сразу перед собаками запрыгал, поскакал в лес, а собаки за ним, бросили мять старую ворону. Так Заяц-Хваста спас Ворону. Уж Ворона его хвалила.

Ворона. Спасибо тебе, Заяц, ты меня спас. И вовсе не Хваста ты, а самый настоящий храбрец! Молодец!

Заяц-Хваста. Старался я, тетка Ворона, старался.

Ведущий. Вот так Заяц перестал быть Хвастой, а стал храбрецом.

По окончании игры дети хлопают. После просмотра, педагог спрашивает детей, понравилось ли им представление.

Тема: «Холодок»

Цели:

- учить выразительности артикуляции;

- развивать силу голоса;

- развивать ритм речи;

- развивать двигательную активность.

Оборудование: сюжетная картина «Зима».

Ход

Педагог спрашивает детей, не холодно ли им было, когда они утром шли в детский сад. Он беседует с детьми о зиме, предлагает им по желанию рассказать стихи о зиме. Педагог спрашивает ребят, как можно спастись от холода, не  замерзнуть. Дети и педагог договариваются погреться. Проводится игра-разминка «Холодок».

Игра-разминка «Холодок»

Холод, холод, холодок,

(Идут стайкой врассыпную, притоптывая)

Не пугай ты нас, дружок.

Будем вместе дружно топать

И в ладошки дружно хлопать.

Хлоп-хлоп, раз-два-три,

(Хлопки, топающий шажок, кружатся)

Нам не холодно, смотри.

Холод, холод, холодок,

(Бегут врассыпную, сжав кулачки)

Не пугай ты нас, дружок,

Побежим мы по дорожке,

Не замерзнут наши ножки.

Хлоп-хлоп, раз-два-три,

(хлопки, топающий шажок, кружатся)

Нам не холодно, смотри.

Педагог спрашивает детей согрелись ли они. Далее проводится этюд-упражнение «Как воет ветер». Для этого дети складывают руки трубочкой и издают протяжные звуки, имитирующие вой ветра. Педагог «регулирует» звуки ветра, предлагая изображать то сильный, то слабый ветер.

Этюд-упражнение «Как воет ветер»

Педагог (будто пугая).

Сердится и воет ветер: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

Педагог.

Завывает громко он  в трубу: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

Педагог (приглушенно).

Дома, дома посидите: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

Педагог (усиливая).

Никуда не выходите: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

Педагог. Дети посмотрите сколько снега. Большие сугробы. Никто к нам не проедет. Как выбраться из этих сугробов? Слышите, колокольчик звенит, кто-то едет на саночках, лошадка по снежной дороге бежит (звучит музыка с колокольчиками). Это Ваня едет по дорожке. Давайте поиграем в игру про Ваню.

Проводится игра-драматизация «Сыпал беленький снежок».

Игра-драматизация «Сыпал беленький снежок»

Сыпал беленький снежок

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

На пути-дорожки,

Не проехать, ни пройти,

Вязнут наши ножки.

Топ-топ, веселей,

Вязнут наши ножки.

Едет Ваня на лошадке

(Едут на лошадке)

По дорожке мимо,

Мчится быстро, без оглядки

Конь его ретивый.

Топ-топ, веселей,

Конь его ретивый.

Катя вышла на дорожку,

(Подносят ладонь ко лбу «ищут»)

Ищет, где же Ваня.

Отряхнула Катя ножки.

(Топают ногами)

Видит, едут сани.

Топ-топ, веселей,

Видит, едут сани.

Ваня от саней идет,

(Педагог выводит мальчика - Ваню)

Катю он встречает,

(Педагог подводит Ваню к девочке)

Ее под руку ведет,

(Ваня и Катя идут, взявшись за руки)

Песню запевает.

Топ-топ, веселей

(Дети хлопают, герои пляшут)

Песню запевает.

Тема: «Улетели птицы вдаль»

Цели:

- развивать тембр голоса;

- отрабатывать разные виды интонации;

- учить выразительно играть роли;

- развивать воображение;

- учить взаимодействию в ролевой игре.

Оборудование: шапочки птиц (утки, скворец).

Ход

Педагог обращает внимание на то, что на улице холодно, что стаи птиц улетают перед наступлением зимы в далекие края и прилетают к нам обратно только весной, когда начинает пригревать солнышко,  когда становится теплее. Рассказывает детям о том, что журавли улетают клином и проводит этюд «Журавли улетают».

Этюд «Журавли улетают»

Педагог.

Журавли на юг летят,

И куда-то вдаль кричат:

Дети-Журавли (грустно).

Мы кричим:

Курлы-курлы,

Прочь летим с родной земли!

Улетаем, не спешим,

Расставаться не хотим.

Педагог.

Не спешите улетать,

Возвращайтесь к нам опять,

Вы весной к нам прилетайте,

Край родной не забывайте!

Дети-Журавли (весело).

Мы летим! Курлы-курлы,

Не забыть родной земли!

По весне в который раз

Будут птенчики у нас.

Будем их учить летать,

Будем деток опекать.

Примечание. Педагог вводит детей в атмосферу творческой ситуации при помощи эмоционально-выразительной интонации речи. Все слова произносятся легким «полетным», протяжным звуком. Таким образом, перед детьми предстает некий образец звучания фразы. Дети, делая несложные движения с помощью педагога, основное внимание заостряют на интонационной образности речи.

После этюда педагог надевает шапочки на детей, играющих роли прощающихся птиц. Остальные дети – зрители. Проводится игра-импровизация «Птицы прощаются».

Игра-импровизация «Птицы прощаются»

Утка 1.

Скажите, скворушки, когда

Летите в теплые края?

Скворец 1.

В понедельник улетаем

Мы со всею нашей стаей

Полетим мы в теплый край.

Утка 1.

Что же, скворушки, прощайте!

Скворец 2.

Утки, ну а вы когда

Полетите в теплые края?

Утка 2.

Собрались уж утки в стаю –

Послезавтра улетаем.

Улетаем далеко,

Быть в дороге нелегко,

После долгих дней в пути

Отдых нужно нам найти.

Приземлимся на озера,

Там еду найдем мы скоро:

Головастиков, травинок,

Мелких рыбок и личинок.

Скворец 2.

До весны будем прощаться,

Нам весною возвращаться.

Педагог и дети провожают птиц в далекие края, птицы улетают.

Дети.

Мы помашем вам рукою на прощанье,

До свиданья, птицы, до свиданья.

Тема: «Зимовье зверей»

Цели:

- отрабатывать навыки логического ударения;

- развивать силу голоса;

- развивать тембр;

- пробудить эмоциональный отклик у детей.

Оборудование: шапочки (бык, баран, свинья, кот, петух).

Ход

Педагог предлагает детям сыграть в игру-драматизацию «Зимовье». Распределяются роли между детьми, остальные дети сидят и внимательно смотрят.

Игра-драматизация «Зимовье»

Роли и исполнители: бык, баран, свинья, кот, петух, волки, ведущий (педагог).

Ведущий. Жили-были бык, баран, свинья, кот да петух. Задумали они жить в лесу. Летом в лесу хорошо.

Бык и баран. Летом у нас травы вволю.

Кот. А я ловлю мышей.

Петух. А я собираю ягоды да червяков клюю.

Свинья. А мне корешков да желудей хватает.

Ведущий. Прошло лето, и наступила поздняя осень. Плохо друзьям, когда дождик идет. Стало в лесу холодать. Первым спохватился баран. Говорит он быку…

Баран. Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы таскать.

Бык. Ладно согласен. А я буду щепу драть1

Ведущий. Повстречали бык и баран свинью.

Бык и Баран. Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Свинья. Согласна.

Ведущий. Повстречали бык, баран, и свинья кота, и он тоже согласился.

Кот. Согласен. Буду я мох таскать да стены конопатить!

Ведущий. Повстречали бык, баран, свинья и кот петуха. Попросили его помочь. Петух согласился.

Петух. И я согласен. Буду крышу крыть!

Ведущий. Выбрали друзья место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали – стали рубить избу.

Бык и Баран. Избу мы срубили!

Свинья. Печку сложили!

Кот. Стены проконопатили!

Петух. Крышу покрыли! Наготовили на зиму запасов дров.

Ведущий. Пришла лютая зима, затрещал мороз. Кому в лесу холодно, а в лесу тепло. Бык и баран на полу спят, свинья – в подполе, кот на печи песни поет, петух на жердочке пристроился. Живут – не горюют.

(Раздается вой волков)

Ведущий. Бродили как-то в лесу семь голодных волков. Один и говорит…

Волк. Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если не скоро вернусь, прибегайте на выручку.

Ведущий. Вошел волк в зимовье и сначала на барана угодил, тот закричал.

Баран. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух. Ку-ка-ре-ку!

Кот. Мя-у-у!.. Мя-у-у!

Бык. У-у-у!.. У-у-у!..

Свинья. Хрю!..Хрю!.. кого съесть?

Ведущий. Испугался волк, кричит своим товарищам: «Уходите, братцы!» два часа бежали волки, потом волк рассказывает…

Волк. Вошел я, братцы, выскочил на меня рогатый, уставился на меня косматый, снизу кричат: «Кого тут съесть?» Бежим, братцы, пока целы!

Ведущий. И побежали волки, только снег столбом. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, какое место особенно понравилось. После этого педагог проводит короткую игру-импровизацию «Кто как кричит».    

Игра-импровизация «Кто как кричит»

Педагог.

Рано утром на заре

Раздается во дворе…

Дети (негромко).

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Педагог.

Солнце светит высоко,

Слышно Петю далеко.

Дети (звонко).

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Педагог.

А на печке – тишина,

Кто мурлычет там с утра.

Дети (приглушенно).

Му-у-р, м-у-у-р!

Педагог.

Только он почует сало,

Как мы слышим: мало, мало!

Дети (требовательно).

Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Педагог.

У забора я стою,

Раздается там: хрю, хрю!

То свинья разрыла грядку,

Расшумелась для порядка.

Дети (упрямо).

Хрю, хрю, хрю,

Я дело говорю.

Педагог.

У быка и у барана

Есть рога, но нет изъяна.

Кричат при полной тишине.

Дети. Бе-е-е, ме-е-е, бе-е-е, ме-е-е!

По окончании игры педагог может попросить детей нарисовать зверей в зимовье.

Тема: «Везет, везет лошадка»

Цели:

- развивать ритм;

- отрабатывать разные виды интонации;

- учить переключаться с одного действия на другое.

Оборудование: игрушки лошадки.

Ход

Педагог приносит игрушку лошадку и спрашивает кто это. Затем вызывает одного ребенка  и дает ему игрушку. Ребенок читает первое четверостишие стихотворения А. Барто «Лошадка».

Лошадка

Первый ребенок.  Я люблю свою лошадку,

                               Причешу ей шерстку гладко,

                               Гребешком расправлю хвостик

                               И верхом поеду в гости!

Педагог. Куда хочет отправиться лошадка? (В гости) к кому она поедет в гости? (Ответы детей) Она поедет к Коле. Теперь лошадкой будет управлять Коля.

Второй ребенок.  Скачи, скачи, лошадка, хорошая моя,

                              Вези, вези, лошадка, в далекие края.

                              С Колей скачет, с Колей едет гоп-гоп,

                              Коля дома, Коля дома стоп-стоп.

Педагог. Приехала лошадка. Тпру! Стой! Погладь Коля лошадку, поблагодари ее. (Коля производит воображаемые действия, гладит лошадку.) Теперь лошадка довольна. Она поедет дальше. К кому она поедет в гости? Она поедет к Маше.  

Третий ребенок.  Скачи, скачи, лошадка, хорошая моя,

                              Вези, вези, лошадка, в далекие края.

                              С Машей скачет, с Машей едет гоп-гоп,

                              Маша дома, Маша дома стоп-стоп.

Педагог. Приехала лошадка. Погладь Маша лошадку, поблагодари ее. (Далее игра продолжается с другими желающими детьми.) Вам понравилась лошадка? Как она кричит?

Далее проводится разминка для голоса, дети подражают ржанию лошадки: «И-го-го!»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Педагог (с лошадкой в руках). Вот лошадка закричала…

Дети (вместе с педагогом). И-го-го!

Педагог. На полянке закричала…

Дети. И-го-го!

Педагог. Кто меня сейчас услышит?

Дети. И-го-го!

Педагог. Кто верхом на мне поедет?

Дети. И-го-го!

Педагог. Услыхали все лошадку…

Дети. И-го-го!

Педагог. И помчались на лошадке далеко!

Дети. И-го-го!

Игра заканчивается движением «Лошадки скачут» (дети скачут как всадники на лошадках).

Тема: «Козочки и волки»

Цели:

- отрабатывать разные виды интонации;

- развивать навыки логического ударения;

- учить выразительно двигаться в подвижной игре;

- развивать полетность голоса.

Оборудование: декорация заснеженного леса; костюмы героев (дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков.

Ход

Действие происходит на полянке. На полянку выходит дед Матвей (педагог). Он рассказывает, что у него потерялась козочка Мила. Дед Матвей спрашивает ребяток, не видали ли они козочку. Козочка всегда была послушная, далеко от дома не отходила, но вот потерялась. У нее был на шее колокольчик. Колокольчик звенел звонко, далеко его слышно. Дед Матвей услышит звон колокольчика звон колокольчика и успокоится, значит Мила не недалеко. Педагог поднимает лежащий на полянке колокольчик. Чей это колокольчик? Это колокольчик Милы. Это значит, что Мила потеряла колокольчик и сама потерялась. Где Мила, что с ней произошло? (Дети предлагают варианты ответов). Дед Матвей просит детей помочь ему позвать козочку, одному ему тяжело звать, голос ослаб. Дети вместе с дедом Матвеем дружно зовут Милу. Вдруг они слышат слабый голос Милы. Козочка зовет: «Ме-е-е…» с другой стороны леса слышен чей-то вой: «У-у-у…» наверное, это волк. Он пока далеко, но Милу надо спасать. Дед Матвей предлагает детям подумать, что можно сделать. (Дети отвечают). Все вместе решают идти сквозь густые чащи и искать козочку Милу. При этом надо обязательно громко звать ее, перекликаясь друг с другом, чтобы самим не потеряться. Проводится игра-разминка «Козочка, ау!»

Игра-разминка «Козочка, ау!»

Дед Матвей.

Наша козочка в лесу,

Где она? Кричим: «Ау!»

Дети. Ау! Ау!

Дед Матвей.

Дети, дети, вас зову:

Леночка, ты где? Ау?

Лена. Ау!

Дед Матвей.

Наша козочка в лесу,

Где она? Кричим: «Ау!»

Дети. Ау! Ау!

Дед Матвей.

Дети, дети, вас зову:

Сашенька, ты где? Ау!

Саша. Ау!

Примечание. В игре дети зовут козочку: «Мила, ау!», перекликаются друг с другом: «Лена, ау, ты где?», «Катя, ау я здесь».

Педагог своим голосом дает детям пример призывной интонации ауканья. Голос то взлетает вверх-вниз, то держится на одном звуке, то падает вниз. Дети делают ладошки рупором, их мимика становится выразительной.

Под тревожную музыку дети идут «по лесу». Во время поиска козочки периодически слышен вой волка. Дети наконец находят козочку Милу, запутавшуюся в чаще. Они выручают Милу из беды. Козочка радуется.

Козочка Мила.

Я люблю бродить в лесу,

Выставляя ножки,

Обмануть смогу лису,

У меня есть рожки!

Никого не боюсь,

Даже с волком злым сражусь!

Эй вы, волк и лиса,

Уходите-ка в леса!

Дед Матвей. Козочка Мила, какая ты смелая, грозная. Почему же ты меня не послушала? Ты ушла так далеко, что мы не смогли бы тебя найти. Твой колокольчик потерялся. Скажи «спасибо» ребятам за то, что они колокольчик твой нашли и тебя из беды выручили.

Козочка Мила.

Спасибо всем ребятам,

Скажу я от души!

Вас видеть очень рада,

Вы все так хороши!

Вас приглашаю танцевать

И вместе песни распевать!

Игра «Козочки и волки».

Ведущий.

На полянке, на лесной

(Козочки пляшут, выставляя рожки)

Под зеленою сосной

Танцевали козы польку:

Шаг, шажок, еще вот столько.

(Козочки прыгают)

Танцевали, веселились

Про опасность позабыли.

В это время злые волки

(злые волки идут по кругу и воют)

Шли по лесу частому.

Дрожа, зубами щелкали –

(Волки перебирают в воздухе лапами)

Не попадись зубастому!

Ну а козы все играли

(Козочки водят хоровод)

И волков не замечали.

Обошли уж сто кругов

(Волки идут по кругу)

Сто голодных злых волков.

На последнем круге – рассердились,

(ловят козочек)

Дружно козочек ловили!

Козочка Мила благодарит детей за игру. Дед Матвей благодарит детей за то, что они помогли найти его любимую козочку.

Тема: «Овощной базар»

Цели:

- способствовать выразительности интонации речи;

- учить выражать эмоции в роли;

- отрабатывать навыки логического ударения;

- учить взаимодействию в сюжетно-ролевой игре.

Оборудование: корзины с овощами; шапочки овощей для игры (лук, помидоры, свекла, капуста, репка, огурец).

Ход

Педагог приглашает детей на овощной базар. На столах расставлены корзины с овощами. Педагог спрашивает детей согласны ли они поиграть в продавцов и покупателей. Педагог играет роль покупателя, дети – роли продавцов и овощей. Продавцы надевают фартук, овощи шапочки с изображением овощей. Участники игры занимают свои места. Педагог поочередно помогает в игре всем продавцам.

Игра «Продавцы – покупатели».

Покупатель (подходит к продавцу).

Хочу купить я овощей

И для супа, и для щей.

Продавец 1. У меня есть лук!

Все продавцы.

Покупай – не зевай

И домой забирай!

Покупатель (покупает лук и подходит к другому продавцу).

Урожай так богат,

Что мне взять на  салат?

Продавец 2. У меня есть помидоры!

Все продавцы.

Покупай – не зевай

И домой забирай!

Покупатель.

Я сегодня на обед

Приготовлю винегрет.

Продавец 3. У меня есть свекла!

Все продавцы.

Покупай – не зевай

И домой забирай!

Покупатель.

Пирожки на ужин

Приготовить нужно!

Для начинки – овощей,

Продавец, не жалей!

Продавец 4. У меня есть капуста!

Все продавцы.

Покупай – не зевай

И домой забирай!

Примечание. В ходе игры каждый продавец продал по одному овощу-ребенку, которые покупатель складывал в кузов машины (дети встают драг за друга и держатся за плечи, во главе стоит покупатель). В конце игры покупатель берет руль и едет домой.

Покупатель.

Еду, еду к бабе, к деду.

Полон кузов овощей

И для супа, и для щей.

Привезу домой с базара

Много разного товара.

Сварит бабушка-старушка

Суп с зеленою петрушкой,

Борщ со свеклой и с капустой,

Чтобы было сытно, вкусно!

После игры дети-овощи встают в хоровод. Проводится хороводная игра «Веселый хоровод».

Хороводная игра «Веселый огород»

Все овощи. (Дети идут в хороводе).

Про веселый огород, огород

Заводите хоровод, хоровод.

Репка. (В круг выходит репка)

Вышла репка поплясать,

Себя людям показать!

Все овощи.

Веселее попляши, попляши,

(Репка пляшет, все хлопают)

Себя людям покажи, покажи.

Про веселый огород, огород

(Дети идут в хороводе)

Заводите хоровод, хоровод.

Огурец. (В круг выходит огурец)

Вышел огурец поплясать,

Себя людям показать!

Все овощи.

Веселее попляши, себя людям покажи.

(Огурец пляшет, все хлопают).

В хороводе пляшут разные овощи: репка, огурец, свекла, картошка, морковь и др.

Тема: «Утки – беленькие грудки»

Цели:

- развивать ритм;

- способствовать развитию тембра голоса;

- побуждать при помощи интонации выражать свои настроения;

- учить выразительно двигаться в соответствии с художественным образом.

Оборудование: шапочки утят; костюм хозяйки.

Ход

Педагог встречает детей в роли хозяйки. Она обращается к детям как к утятам. Хозяйка приглашает утят на лужок. Проходит игра-разминка «Веселые утята».

Игра-разминка «Веселые утята»

Хозяйка идет впереди вперевалочку, как утята.

Хозяйка.

Вот идут утята, спешат через лужок,

Вот они выходят на чистый бережок.

Вы, утята, отзывайтесь,

По порядку посчитайтесь.

Утята.

Кря-кря-кря-кря-кря!

Утяток дружная семья.

Хозяйка.

А теперь, купайтесь, плывите по воде.

Но не потеряйтесь! Утки, где вы, где?

Вы, утята, отзывайтесь,

По порядку посчитайтесь.

Утята.

Кря-кря-кря-кря-кря!

Утяток дружная семья.

Хозяйка.

А теперь, утята, дружно идите сушитесь.

Проводится игра-этюд «Утята сушатся на солнышке».

Игра-этюд «Утята сушатся на солнышке»

Утята.

Сушим лапки-перепонки

(Утята садятся на коврик, делают руками упор сзади)

Перепонки слишком тонки.

Машем ими: раз-два-три!

(Вытягивают лапки вперед и поочередно их поднимают)

Все просохло, посмотри!

Высыхают крылышки,

(Машут крылышками)

Подсыхают перышки,

Хвостик распушился,

(Делают подражательные движения)

Веером раскрылся.

(Расставляют пальцы ладони и подставляют вместо хвостика).

Хозяйка просит утят идти домой. Она встает впереди утят, и они все вместе вперевалочку друг за другом идут домой. Затем воспитатель проводит этюд на выразительную интонацию.

Примечание. Без слов, при помощи одной только интонации дети должны показать эмоциональное состояние утят в той или иной ситуации.

Этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки»

Хозяйка. А теперь, утята, пора в сарай, спать!

Утята (ворчливо). Кря-кря-кря!

Хозяйка (берет прут). Вот я вам задам!

Утята (гневно). Кря-кря-кря!

Хозяйка. Марш в сарай! (Загоняет утят в сарай – на стульчики; подходит к сараю и прислушивается). Как там мои утята?

Утята (жалобно). Кря-кря-кря!

Хозяйка. Пожалею вас, моих утят, выходите! (Открывает воображаемую дверь сарая; утята входят). Как у вас дела, утята?

Утята (просяще). Кря-кря-кря!

Хозяйка. Вот и молодцы, стали послушные. Дам вам за это свежей водицы.

Тема: «Аленушка в лесу»

Цели:

- развивать навыки логического ударения;

- отрабатывать разные виды интонации;

- вовлекать в игровой сюжет;

- учить вступать в ролевой диалог.

Оборудование: шапочки для игры (лиса, волк, медведь); платочек для Аленушки.

Ход

Педагог приглашает детей на игру-разминку. Педагог надевает на детей шапочки зверей, на Аленушку платочек. Проводится игра-разминка «Аленушка и звери».

Игра-разминка «Аленушка и звери»

Ведущий.

Вот на высоком дереве

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Аленушка сидит,

(Аленушка сидит в кругу на корточках)

И на леса бескрайние Аленушка глядит.

Аленушка.

Сижу, сижу на деревце,

(Аленушка встает, говорит слова и прикладывает руку козырьком ко лбу)

Аукаю, кричу,

Я к бабушке и дедушке

Попасть домой хочу.

Ведущий.

По лесу в это время

(Идет вперевалочку медведь внутри круга)

Шагал большой медведь,

И грубым своим голосом

Как начал он реветь:

Медведь.

Кто на дереве сидит?

(Останавливается напротив Аленушки и спрашивает ее)

Кто там плачет и кричит?

Аленушка.

Это я сижу на ветке,

(Делает руки рупором и звонко говорит)

Словно птичка вклетке.

Потерялась я в лесу!

Медведь. Вмиг тебя я донесу!

Аленушка.

Ты страшный, ты большой,

Не хочу идти с тобой!

Ведущий.

И вот опять на дереве

(Аленушка сидит на корточках)

Аленушка сидит,

И на леса бескрайние

Аленушка глядит.

Аленушка.

Сижу-сижу  на деревце,

Аукаю, кричу,

Я к бабушке и дедушке

Попасть домой хочу.

Ведущий.

А в это время по лесу

(Рысцой бежит серый волк, тянет носом)

Бежал сердитый волк,

Он носом чуял девочку,

Сердитый серый волк.

Волк.

Кто там, на толстом дереве,

(Подбоченившись, встает напротив девочки)

Один сидит в лесу?

Садись скорее, девочка,

Тебя я отнесу!

Аленушка.

Серый волк, иди домой,

Не хочу идти с тобой.

Ведущий.

И вот опять на дереве

(Аленушка сидит в кругу)

Аленушка сидит,

И на леса бескрайние

Аленушка глядит.

Аленушка.

Сижу-сижу  на деревце,

Аукаю, кричу,

Я к бабушке и дедушке

Попасть домой хочу.

Ведущий.

Лиса однажды рыжая

(Лиса бежит внутри круга)

Бежала вечерком

И девочку заметила

На деревце густом.

Лиса.

Ах, что ты плачешь, девочка,

Садись-ка на меня,

В деревню, прямо к дедушке

Я отвезу тебя.

Аленушка.

Тебя ждала я, лисонька,

(Аленушка встает за спину лисе, держит ее за плечи, и они идут по кругу).

Ты силы не жалей,

И к бабушке, и к дедушке

Вези меня скорей.

Педагог по окончании игры задает детям вопросы по данному сюжету, для того, чтобы у детей отложились в памяти некоторые моменты, а также для активизации мышления.

Тема: «Мишка косолапый»

Цели:

- развивать тембр голоса;

- учить при помощи интонации показывать настроение героев;

- учить выразительности исполнения роли.

Оборудование: шапочки зверей (медведь, волк, лиса, дятел, белка)

Ход

Педагог спрашивает детей кто самый большой и неуклюжий зверь в лесу, в каких сказках он встречается и чем он питается. Далее проводится театральный этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить». Роль ведущего играет педагог, роль медведя – ребенок, роль миманса все – дети.

Этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить»

Ведущий.

Жил да был медведь мохнатый,

(Дети идут неуклюже, подражая медведю)

Неуклюжий, косолапый,

Шел он лесом много дней,

Тучи был темней.

(Хмурятся)

Медведь (грозно).

Всех я съем, заберу

В берлогу свою!

Педагог.

Налетела вдруг пчела,

(Дети отмахиваются от пчелы)

Зажужжала, как юла,

И наметилась как раз

(Приседают и закрывают ладонью глаз)

Мишке в правый глаз.

Медведь (ворчливо).

(Дети грозят пчеле пальцем и кружится вокруг себя)

Ух ты, вредная пчела,

Ты летишь ко мне со зла,

Убегу я от тебя,

Не догонишь ты меня.

Педагог.

И пустился во весь дух,

(Дети бегут по кругу, отмахиваясь от мух)

А за ним – рой мух.

Медведь (весело).

Вас, я мухи, не боюсь,

(Останавливаются, машут руками впереди себя)

Я в болотце отлежусь!

Педагог.

Так медведя рассмешили

Мушки под сосною,

Что смеялся от души он,

У болотца стоя.

Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Больной медведь». Распределяются роли между детьми.

Игра-драматизация «Больной медведь»

Лиса встречает медведя.

Лиса (удивленным голосом).

Миша! Друг мой! Что с тобой?

Ты совсем, совсем больной.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Медведь.

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то,

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем,

Аппетита нет совсем!

Колет сердце, в лапах дрожь.

Лиса.

Что ж ты к дятлу не пойдешь?

К дятлу надо обратиться.

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему!

Медведь.

Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду.

Медведь встречает волка.

Волк (удивленно).

Слушай, Миша-Михаил!

Что ты делал? Как ты жил?

Провалилися бока, шкура стала велика!

Медведь.

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то,

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем,

Аппетита нет совсем!

Колет сердце, в лапах дрожь.

Волк.

Так ты, Миша пропадешь,

Если к дятлу не пойдешь.

Медведь подходит к дереву, на котором сидит дятел и белка.

Медведь (просящим голосом).

Дятел! Дятел! Старый друг!

Ты спустись на нижний сук!

Дятел.

Топтыгину привет!

Ты здоров ли? Видно, нет!

Медведь.

Нездоровится мне что-то,

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем,

Аппетита нет совсем!

Колет сердце, в лапах дрожь.

Дятел.

Ну-ка сядь под этот сук.

Дай-ка спину: тук-тук-тук.

Не дышать и не сопеть.

Ты больной, хоть и медведь…

Ну мне все как будто ясно…

Медведь (испуганно).

Не смертельно?

          (строгим голосом).

Не опасно?

Дятел.

Выполняй-ка мой совет!

А не то в своей берлоге

Ты протянешь скоро ноги.

Ты в берлоге не валяйся,

А зарядкой занимайся.

Ведь лениться не годится.

Наши звери, наши птицы

Делают зарядку.

Медведь.

Как?

Белка.

Раз – присядка, два – прыжок

И опять присядка.

А потом опять прыжок,

Заячья зарядка…

Все дети.

А щенята как проснутся,

Очень любят потянуться.

Обязательно зевнут,

Ловко хвостиком вильнут

Вот так, вот так птички скачут,

Крылышками машут вот так, вот так

(прыгают и машут руками).

Медведь.

Буду, буду закаляться и зарядкой заниматься.

Тема: «Тайны лесовичка»

Цели:

- развивать высоту голоса;

- способствовать развитию тембра голоса;

- развивать ритм речи;

- активизировать двигательную активность.

Оборудование: музыкальные записи, декорации зимнего леса, шапочки (шишки, заяц, волк), костюм старичка-лесовичка.

Ход

Дети входят под музыку «зимнего леса». Педагог побуждает детей к фантазированию, чтобы они представили себе зимний лес (вокруг декорации). На полянку выходит старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок. Здравствуйте, дети. Я – старичок-лесовичок, хранитель леса. Много тысяч лет я здесь живу и охраняю лес. Слышите, какая тишина? (звучит тихая музыка) в моем лесу не всегда такая тишина, ведь мои птицы любят петь. На зорьке и днем, в хорошую погоду, они перекликаются. Хотите услышать? (звучит музыкальный отрывок на тему: «Пение птиц») мы с вами можем подпевать птицам.

Старичок-лесовичок проводит с детьми этюд.

Этюды «Распеваемся вместе с птицами»

«Птицы проснулись»

Дети, как птицы, взмахивают крыльями, потягиваются, прогибая спину; подражая голосу птиц, щебечут: «Чив, чив, чив». Пробуют разную высоту звука сначала по примеру педагога, потом сами.

«Птицы зовут своих птенцов»

Дети с помощью педагога делятся на две группы: птицы и птенчики. Птицы величаво машут крыльями и поют призывно, в среднем регистре: «Чиви, чиви, чив!» птенчики откликаются высоким голоском: «Чиви, чиви, чив!» птицы перелетают с ветки на ветку, за ними по их призыву прилетают и птенчики.

«Птицы почуяли опасность»

Птицы взволнованно машут крыльями, кружатся и пронзительно кричат: «Чиви, чиви, чив!» птенчики испуганно кричат: «Чиви, чиви, чив!» птицы берут птенчиков под свое крыло.

Старичок-лесовичок. Когда поют в лесу птицы, становится хорошо на душе, светло и тихо днем то и дело пробегают быстро зайчата, спешат, чтобы их волки не заметили. Прыг-прыг – и убежали. Опять тихо в лесу. Но что это? Слышу как  крадется кто-то. Это серый волк вышел на охоту.

Педагог предлагает детям сыграть сценку «Волк и заяц».

Игра-импровизация «Волк и заяц»

Роли и исполнители: волк, заяц.

Волк.

Хожу я десять дней без толку,

Хочу зайчатинки отведать,

Голодному ответьте волку,

Кому свою беду поведать?

У-у-у! (прячется)

Заяц (оглядывается).

Какой здесь темный, частый лес,

Волк сможет сквозь него пролезть?

Пора мне уходить отсюда,

А лучше спрятаться покуда.

(прячется за елку)

Волк (нюхает воздух).

Чей это запах, кто тут был?

Неужто заяц здесь ходил?

Поймаю я его за хвост,

Чтоб не был он так с виду прост.

Заяц (отвечает из-за елки).

Сижу высоко, поймать нелегко,

Скажу тебе: ты – тоже пища,

Тебя охотники тут ищут.

Волк (испуганно).

Как смел ты, глупый заяц,

Обманывать меня? Зачем?

Тебя я скоро съем.

Охотников я не боюсь,

И с ними я сражусь.

Заяц (притворяясь голосом охотников).

Эй, братцы, вот волк, стреляй!

Примерься и точнее попадай!

Раз-два-три! Пли! Пли!

(кидает в волка еловыми шишками)

Волк (пугается, кричит).

Что такое? Ай-яй-яй!

Не стреляй! Не стреляй!

(дрожит)

Заяц (голосом охотников).

Мы за зайца отомстим!

Его в обиду не дадим!

Волк.

Да я зайца обхожу,

Я почти что с ним дружу!

(убегает)

Заяц (выходит из-за елки).

То-то, будет серый знать,

Как нас, зайцев, обижать!

Педагог спрашивает детей, понравилась ли им сценка, как заяц обманул волка, что больше всего понравилось? Старичок-лесовичок превращает детей в шишки и предлагает им поиграть в игру «Шишковяк». Дети надевают шапочки шишек.

Танец-игра «Шишковяк»

Старичок-лесовичок.

Ши-ши-ши-ши-шишечки

(дети идут по кругу в левую сторону, старичок ходит по внутреннему кругу)

На верши-ши-шине,

Как в своем домишечке,

Зерна в середине.

Дети.

В воздухе отважно

(выбрасывают ноги вперед, тянут носки)

Пляшем шишковяк.

Десять сотен в каждой -

(пружинка)

Это не пустяк.

Десять сотен в каждой –

(кружатся, руки на поясе)

Это не пустяк.

Старичок-лесовичок,

Ты ходи по тропке

(дети идут по кругу влево)

Под ноги смотри,

(старичок по внутреннему кругу вправо)

Шишки для растопки

Лучше не бери.

Собирай в кошелки

(делают вид, что собирают шишки)

И домой неси.

А из шишек с толком

Сосны прорасти!

Дети.

Ши-ши-ши-ши-шишечки

(пружинка)

На верши-ши-шине.

Как в своем домишечке,

(кружатся)

Зерна в середине.

Старичок-лесовичок.

Если ты посадишь

(дети идут по кругу влево)

Хоть одну сосну,

То в леса нарядишь

(старичок идет вправо)

Ты свою страну.

Дети.

Если ты посадишь

(останавливаются)

Хоть одну сосну,

То в леса нарядишь

Ты свою страну.

Старичок-лесовичок. Дорогие любители леса! До свидания, приходите в лес послушать тишину.

Тема: «Кошки-мышки»

Цели:

- учить проявлять эмоции через мимику и жесты;

- отрабатывать разные виды интонации;

- развивать ритм речи;

- учить эмоционально проживать роль.

Оборудование: котята (мягкие игрушки); шапочки (котята, кошка, курочка, лошадка, заюшка, собачка); ведро, фонарь, лист, помело.

Ход

Педагог приносит детям в корзине котят (мягкие игрушки). Проводит беседу о котятах. Рассказывает, какая у них шерстка, показывает, как они просыпаются, умываются, жмурятся на солнышке.

Педагог говорит о том, что котята очень любят играть. Но играть с ними надо очень умело, потому что котята могут быстро устать. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Жили-были сто котят».

Игра «Жили-были сто котят»

Педагог.

Жили-были сто котят,

(Котята покачивают головками)

Сто котят, сто котят.

Жили мирно сто котят,

Сто котят, сто котят.

Но однажды в книжке

(Котята разводят лапками, поднимают брови)

Увидали киски мышку.

И сказали:

(Восклицают)

- Ах!

Что это за зверь?

И вздохнули:

- Ах!

Он нас съест теперь!

Удивились сто котят,

Сто котят, сто котят,

Что мышки кошек не едят,

(Удивленно оглядываются и поднимают плечи)

Не едят, да!

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Тили-бом!» дети с помощью педагога распределяют между собой роли.

Игра «Тили-бом!»

Роли и исполнители: кошка, курочка с ведром, лошадка с фонарем, заюшка с листом, собачка с помелом.

Все.

Тили-бом! Тили-бом!

(На слова «Бом!» дружно ударяют в ладоши)

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом!

И дым столбом!

(Поднимают руки вверх)

Кошка.

Кошка выскочила!

(Кошка бегает и выпускает коготки)

Глаза выпучила!

Лошадка.

А лошадка с фонарем!

(Пробежалась с фонарем)

Собачка.

А собачка с помелом,

(пробежалась с помелом)

Заюшка.

Серый заюшка с листом.

(пробежался с листом)

Все.

Раз! Раз!

(машут вверх-вниз)

Раз! Раз!

И огонь погас!

(сильно дуют на воображаемый огонь)

Тема: «Жужжащие насекомые»

Цели:

- развивать ритм речи;

- активизировать двигательную активность;

- развивать навыки логического ударения;

- учить отражать в ролевом поведении характер героя.

Оборудование: шапочки (жучки, пчелы, медведь); игрушка жучок.

Ход

Педагог предлагает детям пойти в весенний лес. Он рассказывает детям, что весной вся природа просыпается: расцветают цветы, прилетают птицы из дальних стран, появляются насекомые. Педагог подзывает детей к себе и показывает, как на цветке сидит красивый жук (игрушка). Педагог рассказывает, что после зимы в лесу появились жуки. Затем проводится инсценировка «Жучок». При помощи считалки дети выбирают жука, встают вокруг него. Жучок отвечает играющим, жужжит, кружится, делает импровизированные движения.

Инсценировка «Жучок»

Дети.

Раз мы вышли на лужок,

(Дети идут по кругу, приседая то на одну, то на другую ногу)

На лужок, на лужок,

Там нам встретился жучок,

(Выходит в круг жучок)

Жу-жу-жу-жучок.

Жучок.

Я – жучок, я – жучок,

(Машет крылышками, кружится)

Жу-жу-жу-жучок!

Дети.

Вот мы встали все в кружок,

(Дети идут по кругу, приседая)

Все в кружок, все в кружок,

Нас не бойся ты жучок

(Выходит в круг жучок)

Жу-жу-жу-жучок.

Жучок.

Я – жучок, я – жучок,

(Машет крылышками, кружится)

Жу-жу-жу-жучок!

Дети.

Ты бы нам узнать помог,

(Дети идут в круг, потом из круга)

Нам помог, нам помог,

Чем ты занят так жучок,

Жу-жу-жу-жучок.

Жучок.

Чем я занят, расскажу,

(Пляшет)

Расскажу, расскажу,

Я весь день вовсю жужжу:

Жу-жу-жу-жу-жу!

Педагог рассказывает детям, что кроме жуков в лесу также появились и пчелы, обращает их внимание на то, какой у пчелы раскрас, и что эти насекомые больно кусаются. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Пчел-детей учила мать». Распределяются роли: пчела-мать, медведь.

Игра «Пчел-детей учила мать»

Ведущий.

Пчел-детей учила мать,

(Пчелы стоят на месте, делают пружинку с поворотом и машут крылышками)

Как на крылышках летать.

Пчелы-дети.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(Дети повторяют движения матери)

Как на крылышках летать.

Ведущий.

Пчел-детей учила мать,

Как в полях цветы искать.

Пчела-мать.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(показывает соответствующие движения)

Как в полях цветы искать.

Пчелы-дети.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(Дети повторяют их)

Как в полях цветы искать.

Ведущий.

Пчел-детей учила мать

Мед цветочный собирать.

Пчела-мать.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(Показывает движения)

Мед цветочный собирать.

Пчелки-детки.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(Дети повторяют)

Мед цветочный собирать.

Ведущий.

Пчел-детей учила мать

(Выходит медведь)

Смело улей охранять.

(Пчела показывает, как охранять улей)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(Кружит вокруг медведя)

От медведя охранять.

Пчелы-дети.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(Повторяют движения)

Медведь.

От медведей охранять.

(Закрывает голову и уходит).

Тема «Лесные обитатели»

Цели:

- развивать высоту голоса;

- формировать эмоциональную отзывчивость;

- развивать ритм речи.

Оборудование: шапочки (заяц, медведь, лиса, волк, ежик, белка, лягушата)

Ход

Педагог говорит детям, что они попали в волшебный лес. Здесь надо вести себя тихо и осторожно, чтобы не вспугнуть хозяев леса. Далее педагог рассказывает о том, кто живет в волшебном лесу. Затем проводится гра-драматизация «Волшебный лес». С помощью считалки распределяются роли.

Игра-драматизация «Волшебный лес»

Заяц.

Я зверь лесной, я заяц не простой.

Я зайчик-попрыгайчик,

Длинные ушки, короткий хвост.

Про меня говорят, что я трусоват,

Но пусть не думаю лиса и волк, что это так!

У меня вот сколько храбрости (показывает). А спасают меня от врагов зоркие глаза, чуткий нюх и быстрые ноги (поскакал дальше).

Медведь.

Я зверь лесной, я сплю зимой,

В лесу хозяином живу-у-у-у.

Свои владенья обхожу-у!

Да за порядком все гляжу-у!

(уходит, подражая походке медведя)

Лиса.

Я хитрая лиса, леса темного краса,

По полянке пробегу,

Лисий след свой замету

И зайчишку подстерегу.

(уходит, подражая повадкам лисы)

Волк.

Я серый волк, зубами щелк.

Я ищу себе еду,

Я всегда голодный – у.

Поскорее побегу,

Может, что-нибудь найду.

(уходит, подражая повадкам волка)

Ежик.

Я ежик, ни головы, ни  ножек,

Хитрить я не умею.

Я старый, добрый еж, на клубочек я похож.

По дорожке пробегу,

Пищу я себе найду,

Где грибок, а где листок,

Все снесу я под пенек.

На зиму я засыпаю,

Никому я не мешаю.

(уходит мелкими шажками)

Белка.

Пушистый, серенький зверек

По деревьям прыг да скок.

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей.

Педагог после проведенной игры рассказывает об обитателях волшебного леса подробнее, затем задает детям вопросы по рассказу. Далее проводится игра-инсценировка «На лесной полянке».

Игра-инсценировка «На лесной полянке»

Дети выбирают зайца, медвежонка, лягушат.

Дети (поют).

Утром рано на лесной полянке

Звонко, звонко зайчик барабанит.

Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та!

(заяц и все дети имитируют игру на барабане, затем заяц становится в круг)

Дети (идут по кругу и поют).

Из берлоги вылез медвежонок,

Топать, топать начал он спросонок.

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

(медвежонок, стоя в центре кругу, топает ногой, переваливается с ноги на ногу, в центр круга выскакивают лягушата)

Дети (поют).

Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку.

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква!

(дети пляшут вместе с лягушатами, приседают, дальше идут по кругу и поют)

Стало пусто сразу на полянке,

Звонко, звонко дождик барабанит:

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап!

(дети на слова «кап» хлопают в ладоши, с окончанием песни разбегаются, как бы спасаясь от дождя).

Тема: «Талантливые музыканты»

Цели:

- отрабатывать разные виды интонации;

- развивать ритм речи;

- формировать навыки логического ударения;

- способствовать развитию артистических навыков.

Оборудование: шапочки зверей-музыкантов (заяц, медведь, белочка, лягушки).

Ход

Педагог предлагает детям пойти с ним в музыкальный лес. В лесу живут звери-музыканты. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Лесные музыканты» С помощью считалки распределяются роли между детьми.

Хороводная игра «Лесные музыканты»

Все.

Заиграли музыканты

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Утром на лужайке,

Вышел в середину

(зайка выходит в круг)

Длинноухий зайка

Поиграй-ка, зайка,

Ты на балалайке.

Заяц.

Трень-брень, балалаечка,

(зайка поет и играет на балалайке)

Вот и песенка кончается.

(дети хлопают в ладоши)

Все.

А потом пришел медведь,

(дети идут по кругу)

Начал песни громко петь,

(в круг выходит медведь)

На трубе дудеть,

Песни громко петь.

Медведь.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

(медведь поет и играет на трубе)

Эти песни я люблю.

(дети хлопают в ладоши)

Все.

А потом на цыпочках

(дети идут по кругу)

Белочка со скрипочкой,

(белка выходит в круг)

Запиликала смычком,

Похвалялась каблычком.

Белочка.

Тили-тили,тири-ри,

(белка поет и играет на скрипке)

Я играю, посмотри!

Игра-драматизация «Лягушки»

Ведущий.

Повстречались две подружки,

Две зеленые лягушки.

1-я лягушки.

Ты жива?

2-я лягушка.

Жива, жива, ква-ква-ква!

1-я лягушка.

Уверяют звери, птицы,

Что концерт наш не годится,

Что поем одни слова

Ква-ква-ква!

2-я лягушка.

Ты послушай, дорогая,

Нас за кваканье ругают.

1-я лягушка.

Неужели? Вот беда!

2-я лягушка.

Да-да-да-да!

1-я лягушка.

Это враки, это враки!

Знаем много песен всяких,

Мы певицы хоть куда.

Да-да-да!

Ведущий.

И запели две подружки,

Две зеленые лягушки

Новой песенки слова:

Ква-ква-ква!

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

  Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.     ...

Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи

Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...

Деловая игра к пед. совету " Развитие просодических компонентов речи посредством театрализованной деятельности дошкольников"

В данном методическом материале представлены технологии работы над просодикой речи...