Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи
методическая разработка по логопедии
Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosodicheskaya_storona_rechi.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Просодическая сторона речи
Речевое дыхание Голосовые модуляции Тембр голоса
(высота голоса, тоновый диапазон)
Темпо - ритмическая Динамический компонент
организация, паузы (логические ударения,
динамический диапазон)
Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
- Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
- Формирование длительного фонационного выдоха.
- Формирование речевого выдоха.
Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.
Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
Нарушения просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи проявляется в нарушении: речевого дыхания; навыков рациональной голосоподачи и голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости произношения; темпа речи; ритма речи; интонационной незавершенности окончания фразы; синтагматического ударения внутри фразы; отсутствии пауз в конце синтагм и фраз.
Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с ОНР приводят к нарушению социальной адаптации.
Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии.
С целью повышения уровня развития просодической стороны речи, я подобрала комплекс игр и упражнений.
Упражнения для формирования речевого дыхания
«Повороты»
Покачиваем голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом. Думать: «Пахнет! Откуда? Слева? Справа?» - нюхаем воздух.
«Кошка»
Ноги на ширине плеч. Вспомним кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторим ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваемся то вправо, то влево. Тяжесть тела переносим то на правую ногу, то на левую. И шумно нюхаем воздух справа, слева, в темпе шагов.
«Насос»
Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох – мгновенный, как укол. Затем можно сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе (шиш, шуш, шаш, зиз, зуз, заз)
«Жук жужжит»
И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.
«Воздушный шарик»
Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
1 упражнение.
Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !
Аоуи - аоуи ? аоуи - аоуи !
2 упражнение. «Определи тон».
Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: - радостно,
- грустно,
- равнодушно,
- удивленно,
- с досадой и огорчением.
3 упражнение. «Произнеси по-разному».
Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
- Удивленно.
- Радостно.
- Недовольно.
- Испуганно.
4 упражнение.
Произнесите данные слова, выражая голосом разные
чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.
5 упражнение.
Расскажите стихотворение так, чтобы стало понятно, как
относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
Футбол. Сказала тетя:
- Фи, футбол! - с пренебрежением
Сказала мама: - Фу, футбол! - с отвращением
Сестра сказала: - Ну, футбол! -разочарованно
А я ответил: - Во, футбол! - восторженно
6 упражнение. «Скороговорки».
Сказать скороговорку разным тоном.
Проворонили ворона вороненка.
- С сожалением («Жалко вороненка»);
- С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);
- С удивлением («Не может быть!»),
На дворе трава, на траве дрова. - Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
- Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
- Равнодушно («Ну и что?»).
7 упражнение.
Как ты думаешь, с каким чувством произнесут фразу мама и друг, увидев Сашу, так раскрасившего свое лицо.
- Мама: «Хорош! Нечего сказать!»
- Друг: «Хорош! Нечего сказать!»
Произнеси, выбрав правильный тон.
8 упражнение.
Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
9 упражнение.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?
10 упражнение.
Отработка интонации восклицательного предложения.
Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
I упражнение
Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
- упражнение.
Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
- упражнение.
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.
- упражнение.
Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.
- упражнение.
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)
У У О О А А
У У О О А А
6 упражнение
А А А А А
А А А А А
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза».
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
2 упражнение «Аукание».
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
3 упражнение «Рекламная пауза».
Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.
4 упражнение «Покричим?»
Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать, например: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!
5 упражнение «Вьюга».
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
6 упражнение.
Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):
ОООО
АААА
АУИ АУИ АУИ АУИ
7 упражнение.
Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):
УУУу
ЖЖЖж
ABA ABA ABA ава
8упражнение.
Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345
Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321
9 упражнение.
Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;
среда, четверг - шепот;
пятница, суббота - голосом средней силы;
воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы;
четверг, среда - шепот;
вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
Игра на развитие полетности голоса «Эхо».
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
1 упражнение.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
- Как медленно вертится колесо!
- Помогите, человек тонет!
- Как долго тянется зима!
- Скорей бежим домой!
2 упражнение.
Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.
- Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорки.
- Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Игры на совершенствование чувства ритма
Игра «Барабанщик»
Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Памм! Памм! Памм!
Игра «Дирижер»
Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение
Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.
Игра «День и ночь»
По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
Игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»
Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
1 упражнение
Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
2 упражнение
Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
3 упражнение
Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой –
В каждом я и ты со мной!
4 упражнение «Меня зовут»
Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией. ...
Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....
Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах
Одним из симптомов данных речевых нарушений является несформированность просодической стороны речи. Под просодикой следует понимать голосовые характеристики (сила, высота...
Доклад на тему: «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников в играх и упражнениях»
Актуальность. Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возрастаШирокая распространённость просодических нарушений ...
Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах.
Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах....
Развитие просодических компонентов речи у детей с ТНР
Стендовый доклад - развитиепросодики у детей с ТНР...