Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «Ш» с использованием кинезиологических упражнений» (на примере старшей группы 5-6 лет)
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Христофорова Светлана Васильевна

Как учителю-логопеду разнообразить занятия с ребенком по автоматизации поставленных звуков? Использовать больше движений и кинезиологических упражнений. Когда занятие проходит не за столом, а в движении,  ребенок не так быстро устает от монотонной работы, а процесс автоматизации звуков проходит быстрее. Введение поставленнных звуков в речь с помощью кинезиологических упражнений помогает синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшить зрительно-моторные координации и в целом повысить мотивацию ребенка к занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_upr_zvuk_sh.docx736.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Автоматизация звука «Ш» с использованием кинезиологических упражнений» (на примере старшей группы 5-6 лет)

Цель: Закрепить произношение звука «Ш» в слогах и словах.

Задачи коррекционно-развивающие

  • Повышение мотивации к занятиям
  • Формирование умения быстро переключаться
  • Повышение концентрации внимания на речи
  • Повышение способности воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  •  Синхронизация работы полушарий головного мозга

Задачи коррекционно-образовательные

  • Развитие крупной и артикуляционной моторики
  • Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках

Оборудование

  • Карточки с последовательностями простых движений руками и ногами
  • Мешочки на с наполнителем (крупой) размером 15/15 см, вес около 200 граммов каждый
  • Лестница, обозначенная на полу цветной изолентой из 6 клеток в 1 ряд
  • Карточки «Дорожки» для пальцев рук

Ход занятия

Логопед:

Ребята, сейчас я расскажу вам скороговорки, а вы послушайте внимательно и постарайтесь определить – какой звук в ней встречается чаще других.

  • Саша машет Маше
    Маша машет Саше
    Маша Саши краше
    Саша краше Паши
  • В шалаше шесть шалунов


Дети:
Звук «Ш»
Логопед: 
Верно, звук «Ш». Этот звук мы с вами научились говорить правильно.

А теперь мы с вами превратимся в шмелей и полетим по кабинету, расправив крылышки. Летим и все вместе шипим, произносим долгий звук «Ш-Ш-Ш».

Дети «летают» по кабинету, машут крылышками, произносят долгий звук «Ш», затем усаживаются перед зеркалом для выполнения артикуляционной гимнастики.

3. Акустико-артикуляционный образ звука «Ш».

Логопед: Что губки и язычок делают, когда вы произносите звук «Ш»

Дети: Губы округлены и сдвинуты вперед, зубы сближены, язычок во рту  поднят вверх
Логопед: Ребята, кто хочет рассказать про звук «Ш», какой это звук?

Дети: Звук «Ш»  - согласный, глухой, твердый.

Согласный – потому что мы его не можем петь, нам мешают язычок и зубки. Глухой – потому, что горлышко не поет.

4. Артикуляционная гимнастика:

Логопед:
А теперь нам пора выполнить гимнастику для язычка.

Давайте вместе произнесем волшебные слова и отхлопаем их ритм.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.

Дети произносят слова и хлопают на сильные доли во фразе.

Дети выполняют артикуляционные упражнения:

  • «Заборчик»,
  • «Слоник»,  
  • Чередование «Заборчик-слоник»
  • Непослушный язычок
  • Блинчик на тарелочке
  • Чистим зубы
  • Вкусное варенье
  • Лошадка
  • Гармошка
  • Чашечка


5. Упражнение «Хлопни-топни»

Детям предъявляются карточки с последовательностью простых движений руками и ногами.

Логопед с детьми отраженно выполняют последовательность простых движений по первой и по второй карточке. Затем дети сами повторяют ритмический ряд движений, в соответствии со схемой, сопровождая движения чистоговорками. В качестве ударной поверхности для рук используется стол или колени. . В качестве ударной поверхности для ног используется пол. Дети проговаривают чистоговорки, одновременно выполняют движения руками и ногами.

Чистоговорки:

Ша-ша-ша – моем малыша

Ша-ша-ша – варится лапша

Шо-шо-шо – спели хорошо

Шу-шу-шу – съели всю лапшу

Шу-шу-шу – воздухом дышу

Ши-ши-ши – вот карандаши

Ши-ши-ши – буквы напиши

Аш-аш-аш – вот автобус наш

Аш-аш-аш – белый карандаш
Ош-ош-ош – хорошо поешь

Уш-уш-уш – вот горячий душ

А.

Б.

Логопед: Хорошо мы с вами хлопнули и топнули. А теперь еще поиграем в другую игру.


6. Упражнение «Мешочки».

Логопед: «А теперь поиграем с веселыми мешочками», будем их весело перекладывать и произносить чистоговорки».

Дети выполняют сначала простые движения: обе ладони развернуты вверх, локти прижаты к бокам, руки расположены параллельно, на одной ладони лежит мешочек. Ребёнок хлопком перекладывает мешочек из правой в левую руку и возвращает руку в исходную позицию. То же самое движение с другой рукой. Отрабатывается это упражнение с чистоговоркой, сопряженно с педагогом.  

Во время выполнения упражнений с мешочком, используются те же чистоговорки, что и в упражнениях «Топни-хлопни».

Логопед: Хорошо мы с вами поиграли с мешочками. А теперь давайте попрыгаем.

7. «Лесенка»

      Для упражнения используется лестница, обозначенная на полу цветной изолентой. Начинаем упражнения с исходной позиции у начала лестницы, ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, и приземляется в следующий сектор в соответствии со схемой № 1 и №2. Сначала дети прыгают по лестнице молча, а далее выполняют прыжки совместно с проговариванием чистоговорок. Чистоговорки используются те же, что и в предыдущих заданиях «Топни-хлопни» и «Мешочки». На каждый прыжок дети произносят часть чистоговорки.

     

Лесенка 1


                                                         

 


Лесенка 2


8. «Дорожки»
Логопед: Ребята, нам осталось поиграть в одну игру с пальчиками. Сейчас я раздам вам листочки с дорожками для пальчиков.

Ребенок ведет указательными пальцами линии одновременно по двум дорожкам на распечатанной карточке. Предварительно (на предыдущих занятиях) дети учились проводить по подобным линиям последовательно каждой рукой, а потом вести двумя руками одновременно.
     Вести дорожку нужно от круглых точек, то есть сверху вниз.

Делать упражнение нужно медленно, контролируя  четкость его выполнения. Одновременно с движением пальцами необходимо произносить чистоговорки, указанные в предыдущих упражнениях.

Дорожка №1

Дорожка №2

9. Итоги занятия.

Логопед: Наше занятие заканчивается. Мы хорошо поиграли, попрыгали, потопали и похлопали.  Какой звук мы закрепили? Чем мы занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»

В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...

Авторский конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"". Космос.

В данном конспекте были использованы упражнение на развитие речевого дыхания, упражнение на развитие общей, мелкой и  артикуляционной моторики. Проводилась работа по формированию навыков звуковог...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях".

Цель: Продолжать автоматизировать звук ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука "С-Сь"

Автоматизация звуков С-СЬ. Занятие с презинтациями....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Л-Ль» в словах и фразовой речи»

В данном конспекте раскрываются этапы занятия по автоматизации звуков "л-ль". В работе с детьми использовала интересные игры, которые сделала своими руками.Рекомендую использовать конспект в...