Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Приведём планету в порядок"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юсупова Татьяна Николаевна

Чтобы дети бережно относились к природе, были заинтересованы сохранить её чистоту, необходимо формировать  у них интерес к проблеме РСО (раздельного сбора отходов), рассказывать о необходимости и важности РСО, в том числе и на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Чисто там, где разделяют»

по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

для детей подготовительной к школе группы с ТНР.

Тема недели: Приведём планету в порядок. (Примерный календарь тематических недель МБДОУ ДС № 106 г. Челябинска)

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи: Формировать интерес к проблеме РСО (раздельного сбора отходов), о необходимости и важности РСО. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Развивающие задачи: Развивать связную речь (развитие умения составлять истории с помощью технологии «Речевые кубики», развитие умения составлять предложения, сохраняя сюжетную линию истории), памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные задачи: Воспитывать навыки сотрудничества, организованного поведения в коллективе, бережное отношение к природе, эмоциональный отклик на проблему загрязнения окружающей среды.

Оборудование: изображение планеты Земля (вид из космоса), портрет Ю.А. Гагарина, изображение моря и его обитателей (импровизированный водоём), чистые и сухие твердые отходы для сортировки, изображение контейнеров для отходов (красный, желтый, синий, зеленый) с примерным обозначением содержимого по категориям (металл, бумага, пластик, стекло), 4 пластиковых пакета, «Речевые кубики», бумага и ручка для записи истории, раскраска «Морское дно».

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята! Разрешите познакомиться, меня зовут Татьяна Николаевна. А как зовут вас?

Дети: называют себя.

Л: Очень приятно!

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о чистоте на нашей планете.

Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете? (показывает портрет Ю.А. Гагарина)

Дети: Юрий Гагарин, космонавт!

Л: Да, верно, это первый космонавт, первый человек, который увидел нашу планету из космоса. Из космоса Юрий Гагарин сказал «Земля голубая. Она так прекрасна!». Облетев вокруг планеты, он пожелал нам, жителям планеты Земля, сохранять ее красоту, а не разрушать.

Л: Ребята, как вы думаете, почему из космоса видно, что наша Земля голубого цвета?

Дети: это моря, океаны, озера и реки.

Л: Посмотрите, а у нас тоже есть водоем, (подходим к столу, накрытому клеенкой с изображением водоема и рыб), и жители в нем.

После появления мусора, водоем выглядит вот так… (логопед высыпает мусор на стол). Что с ним произошло?

Дети: он загрязнен, очень много мусора.

Игра «Наоборот»

Вода была чистая, а сейчас, наоборот, грязная.

…….Прозрачная – …..мутная

Плавать было просторно, а сейчас – тесно,

Рыбки жили радостно, а сейчас им – грустно.

Л: Что может произойти с рыбками?

Дети: они могут погибнуть, запутаться в мусоре, заглотить его..

Л: А как мы можем помочь рыбкам?

Дети: уберём мусор.

Л: Если просто убрать мусор, то он никуда не исчезнет, он будет просто лежать в другом месте. Что нужно сделать с собранным мусором.

Дети: переработать

Л: Что значит переработать? Это значит, дать отходам новую жизнь, чтобы из отходов можно было сделать новые предметы, вещи. Что делают из переработанных отходов?

Дети (совместно с педагогом): одежду, обувь, оборудование и покрытие для детских площадок и стадионов, картон, строительные материалы, пластиковые мелочи, сумки, чемоданы, спортивное оборудование.

Экологическая игра «Сортировка отходов»

Л: Чтобы отходы можно было переработать, их необходимо сортировать. Разделить по типу материала, из которого они сделаны.

Предлагаю и наш мусор разделить.

Из пластика будут какие отходы? Пластиковые – 2 чел. Из бумаги – бумажные – 2 чел, из металла – металлические – 2 чел, из стекла – стеклянные (логопед).

Совместно с детьми педагог рассматривает разделенные отходы, помогает правильно определить, из какого материала они сделаны.

Л: А теперь посмотрим, что у нас получилось… Это у нас не просто мусор, это вторичное сырье, так оно называется, потому что это уже материал для изготовления чего-то нового.

В Челябинске есть организация, которая называется «Разделяйка», она принимает отходы у жителей города и отправляет их на переработку.

Л: Мы, с вами хорошо потрудились, спасли водоем, помогли рыбкам, теперь немного отдохнем.

Двигательная гимнастика:

Море очень широко

Море очень глубоко

Рыбки там живут, друзья

Загрязнять его нельзя

Мы отходы соберем,

В «Разделяйку» отнесём.

Отходы в море не попали,

Мы им жизнь вторую дали!

Л: А сейчас предлагаю вам присесть за столы. У меня есть кубики (достает из сундучка, показывает детям). Кубики это не простые, а волшебные, они помогут нам с вами сочинить сказку. У каждого из вас будет кубик-помощник.  С помощью картинки, которая вам выпадет, вы будете сочинять свою часть сказки. Будем бросать кубики по очереди.

1-й ребенок – кто герой? Как его зовут?

2-й ребенок – настроение героя

3-й ребенок – что же произошло? (проблема)

4-й ребенок – кто поможет герою?

5-й ребенок – с помощью чего окажет помощь?

6-й ребенок – как доберутся до цели?

7-й ребенок – чем все закончится?

Логопед записывает ответы детей. После того, как история придумана, дети повторяют ее в быстром темпе, каждый своё предложение для целостного восприятия истории.

Л: Понравилась ли вам история?  Помните, в самом начале занятия мы с вами говорили о том, что Юрий Гагарин, наш первый космонавт, завещал нам сохранять красоту нашей планеты. Скажите, как мы можем это сделать?

Дети: не мусорить, а превращать мусор во вторичное сырье.

Л: Напомните мне, какая организация в г. Челябинске принимает отходы на переработку?

Дети: Разделяйка.

Повтор двигательной гимнастики (закрепление, снятие мышечного напряжения)

Л: Ребята, большое спасибо вам за занятие! Я приготовила вам небольшие подарки-раскраски, которые будут напоминать вам, что наши водоемы должны быть чистыми и красивыми, где жителям будет уютно и комфортно. Раскрасками вы можете поделиться с ребятами из группы, и рассказать что нового вы сегодня узнали.

1-й_________ – кто герой? Как его зовут?

______________________________________

2-й_________ – настроение героя

______________________________________

3-й _________– что же произошло?

______________________________________

4-й _________– кто поможет герою?

______________________________________

5-й _________– как окажет помощь?

______________________________________

6-й _________– как доберутся до цели?

______________________________________

7-й _________– чем все закончится?

______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема занятия: звуки [Л-][ль]....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе (для родителей)

•    На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются  фронтальные открытые занятия для родителей.  Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети п...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Мы - жители планеты Земля".

Данное занятие посвященно проблеме толерантности детей дошкольного возраста. В занятие включены стихи, рассказы детей, использование ИКТ, продуктивная деятельность....

конспект открытого занятия в старшей группе "Богатство нашей планеты земля"

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....