Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)
Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости психолого-педагогической помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.
Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием, отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в страхах, конфликтности, двигательной расторможенности. Они испытывают трудности в общении, для большинства детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, часто дети вообще не могут занять себя определенным делом, что говорит о недостаточности сформированности у них навыков совместной деятельности. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики родителей. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущим.Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей.
Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости психолого-педагогической помощи. Вся атмосфера взаимодействия, обобщения педагогов с родителями должна свидетельствовать о том, что педагоги нуждаются в родителях, в объединении усилий, что родители их союзники, и они не могут обойтись без их совета и помощи.
Для того чтобы успешно сотрудничать с родителями, необходимо изучить семью воспитанника. Методы изучения семьи разнообразные:
-анкетирование;
-наблюдение за ребенком;
-обследование семьи ребенка;
-обследование семьи ребенка с помощью проективных методик;
-беседа с ребенком;
-беседа с родителями;
-рисунки ребенка.
После изучения семьи каждый сотрудник выстраивает стратегию воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ. Стратегия воспитания в дошкольном учреждении строится на основе достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка. Она так же учитывает возрастные психологические особенности каждого ребенка.
Для получения «обратной связи» об эффективности коррекционно-развивающей работы проводится анкетирование родителей.
Анкета для родителей
- Фамилия, имя, отчество_________________________________________
- Сколько времени Ваш ребенок посещает занятия_______________________________________________________
- Как ведет себя Ваш ребенок, приходя домой из детского сада:
а) как обычно
б) немного возбужден
в) более приветлив, контактен, с готовностью выполняет просьбы
г) немного утомлен
д) ____________________________________________________________
- Появилось ли что-то новое с поведении Вашего ребенка дома:
а) Стал лучше выполнять свои обязанности по дому
б) Стал более спокойным уравновешенным.
г) Стал более покладистым, лучше взаимодействует, общается с окружающими людьми.
д) Появилось новое увлечение___________________________________________
5 Что Вашему ребенку больше всего нравится делать дома?________________________________________________________________
6. Что ребенку не нравится делать?_______________________________________________________________
7. Рассказывает ли Вам ребенок о своих занятиях в детском саду?_________________________________________________________________
8. Рассказывает ли Вам ребенок о своих взаимодействиях с детьми, об особенностях окружающих его детей, об их действиях по отношению к нему?__________________________________________________________________
9. Чего вы ожидаете от занятий ребенка в детском саду?___________________________________________________________________
10. Ваши пожелания?_____________________________________________________
Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми нарушениями является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации. Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуальных особенностей детей, оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей. Дети вовлечены в процесс познания, все происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки. Сказки вызывают у детей неподдельный интерес, многие дети через игры и упражнения учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. В ходе занятий одни дети сбрасывают зажимы, отыгрывают спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию, другие дети становятся несколько мягче, доброжелательнее, третьи обретают уверенность в себе, у них повышается самооценка, пробуждается фантазия; дети получают эмоциональную разрядку красивым и гармоничным способом. Телесно-ориентированные техники позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.
Система работы педагогов ДОУ с родителями по укреплению психического здоровья детей включает следующие компоненты:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики социально-эмоционального развития ребенка и задачами по коррекции эмоционально-волевой сферы.
- Целенаправленная профилактическая работа, направленная на установление позитивных контактов родителей с ребенком, улучшение форм общения и установление благоприятного психологического климата в семье.
- Обучение родителей конкретным приемам снятия стресса, психоэмоционального напряжения, регулирования поведения в коллективе, обучение ребенка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности, выхода агрессии, отреагирование гнева через движения, отреагирование негативных эмоций, снятие отрицательных эмоций, повышение самооценки ребенка, развитие способности выражать и понимать эмоции других, развитие навыков общения( различные техники, релаксация, игры, мимические и психомоторные упражнения).
- Просвещение родителей посредством организации специальных практических занятий, семинаров, групповых дискуссий, консультаций.
Каждый специалист , работающий в ДОУ проводит консультации по запросу родителей и консультирует по своему плану работы, с которым знакомит родителей на родительских собраниях в начале учебного года.
Тематика консультаций специалистов
специалист | Тема консультаций |
Педагог-психолог | 1. Адаптация в ДОУ |
2. Возрастные психологические особенности дошкольника | |
3. Страхи! Как с ними бороться? | |
4. Общение со взрослым и его влияние на развитие личности ребенка | |
Старший воспитатель | 1. Как сделать своего ребенка счастливым |
2. Права ребенка и социальная защита | |
3. Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья | |
4. Скоро в школу | |
5. Воспитание мальчиков и девочек | |
Инструктор по Физической культуре | 1. Утро начинается с зарядки |
2. Правильная осанка – залог здоровья ребенка | |
3. Спортивный досуг семьи | |
4. Физическое и духовное здоровье | |
5. Народные игры: играем вместе с детьми | |
Музыкальный руководитель | 1. Колыбельная в жизни ребенка |
2. Какую музыку нужно слушать | |
3. День рождение в семье | |
4. Как развивать музыкальные способности своего ребенка | |
5. Ребенок и классическая музыка | |
Учитель-логопед | 1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата |
2. Игры на развитие фонематического слуха | |
3. Релаксация | |
4. Развитие мелкой моторики рук и интеллект | |
5. Какие книги читать ребенку | |
Медицинские работники | 1. Программа закаливания в ДОУ |
2. Режим дня и его значение в жизни ребенка | |
3. Профилактика простудных заболеваний | |
4. Правильное питание дошкольников | |
5. Одежда ваших детей |
Литература
- Есжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Мамайчук И.И. психологическая помощь детям с проблемами в развитии – СПБ: Речь, 2008
- Смирнова Е.О. Детская психология – СПБ: Питер, 2009
- Тезисы. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы международной научно-практической конференции – Пенза-Ереван-Прага, 2010
- Тезисы. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников – Пенза-Витебск-Москва, 2012
- Развитие внимания и Эмоционально-волевой сферы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А
Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)
В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностиро...
Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
В современных реалиях отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с чем у специалистов образовательных учреждений возникает необходимость создания особой культуры...