Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Пожалостина Анастасия Валерьевна

Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости психолого-педагогической помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. У детей с тяжелыми  речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием, отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в страхах, конфликтности, двигательной расторможенности. Они испытывают трудности в общении, для большинства детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, часто дети вообще не могут занять себя определенным делом, что говорит о недостаточности сформированности у них навыков совместной деятельности. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики родителей. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущим.Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение  к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей.

Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости психолого-педагогической помощи. Вся атмосфера взаимодействия, обобщения педагогов с родителями должна свидетельствовать о том, что педагоги нуждаются в родителях, в объединении усилий, что родители их союзники, и они не могут обойтись без их совета и помощи.

Для того чтобы успешно сотрудничать с родителями, необходимо изучить семью воспитанника. Методы изучения семьи разнообразные:

-анкетирование;

-наблюдение за ребенком;

-обследование семьи ребенка;

-обследование семьи ребенка с помощью проективных методик;

-беседа с ребенком;

-беседа с родителями;

-рисунки ребенка.

После изучения семьи каждый сотрудник выстраивает стратегию воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ. Стратегия воспитания в дошкольном учреждении строится на основе достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка. Она так же учитывает возрастные психологические особенности каждого ребенка.

Для получения «обратной связи» об эффективности коррекционно-развивающей работы проводится анкетирование родителей.

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
  2. Сколько времени Ваш ребенок посещает занятия_______________________________________________________
  3. Как ведет себя Ваш ребенок, приходя домой из детского сада:

а) как обычно

б) немного возбужден

в) более приветлив, контактен, с готовностью выполняет просьбы

г) немного утомлен

д) ____________________________________________________________

  1. Появилось ли что-то новое с поведении Вашего ребенка дома:

а) Стал лучше выполнять свои обязанности по дому

б) Стал более спокойным уравновешенным.

г) Стал более покладистым, лучше взаимодействует, общается с окружающими людьми.

д) Появилось новое увлечение___________________________________________

5 Что Вашему ребенку больше всего нравится делать дома?________________________________________________________________

6. Что ребенку не нравится делать?_______________________________________________________________

7. Рассказывает ли Вам ребенок о своих занятиях в детском саду?_________________________________________________________________

8. Рассказывает ли Вам ребенок о своих взаимодействиях с детьми, об особенностях окружающих его детей, об их действиях по отношению к нему?__________________________________________________________________

9. Чего вы ожидаете от занятий ребенка в детском саду?___________________________________________________________________

10. Ваши пожелания?_____________________________________________________

Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми нарушениями является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации. Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуальных особенностей детей, оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей. Дети вовлечены в процесс познания, все происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки. Сказки вызывают у детей неподдельный интерес, многие дети через игры и упражнения учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. В ходе занятий одни дети сбрасывают зажимы, отыгрывают спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию, другие дети становятся несколько мягче, доброжелательнее, третьи обретают уверенность в себе, у них повышается самооценка, пробуждается фантазия; дети получают эмоциональную разрядку красивым и гармоничным способом. Телесно-ориентированные техники позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.

Система работы педагогов ДОУ с родителями по укреплению психического здоровья детей включает следующие компоненты:

  1. Ознакомление родителей с результатами диагностики социально-эмоционального развития ребенка и задачами по коррекции эмоционально-волевой сферы.
  2. Целенаправленная профилактическая работа, направленная на установление позитивных контактов родителей с ребенком, улучшение форм общения и установление благоприятного психологического климата в семье.
  3. Обучение родителей конкретным приемам снятия стресса, психоэмоционального напряжения, регулирования поведения в коллективе, обучение ребенка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности, выхода агрессии, отреагирование гнева через движения,  отреагирование негативных эмоций, снятие отрицательных эмоций, повышение самооценки ребенка, развитие способности выражать и понимать эмоции других, развитие  навыков общения( различные техники, релаксация, игры, мимические и психомоторные упражнения).
  4. Просвещение родителей посредством организации специальных практических занятий, семинаров, групповых дискуссий, консультаций.

Каждый специалист , работающий в ДОУ проводит консультации по запросу родителей и  консультирует по своему плану работы, с которым знакомит родителей на родительских собраниях в начале учебного года.


Тематика консультаций специалистов

специалист

Тема консультаций

Педагог-психолог

1. Адаптация в ДОУ

2. Возрастные психологические особенности дошкольника

3. Страхи! Как с ними бороться?

4. Общение со взрослым и его влияние на развитие личности ребенка

Старший воспитатель

1. Как сделать своего ребенка счастливым

2. Права ребенка и социальная защита

3. Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья

4. Скоро в школу

5. Воспитание мальчиков и девочек

Инструктор по

Физической культуре

1. Утро начинается с зарядки

2. Правильная осанка – залог здоровья ребенка

3. Спортивный досуг семьи

4. Физическое и духовное здоровье

5. Народные игры: играем вместе с детьми

Музыкальный руководитель

1. Колыбельная в жизни ребенка

2. Какую музыку нужно слушать

3. День рождение в семье

4. Как развивать музыкальные способности своего ребенка

5. Ребенок и классическая музыка

Учитель-логопед

1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата

2. Игры на развитие фонематического слуха

3. Релаксация

4. Развитие мелкой моторики рук и интеллект

5. Какие книги читать ребенку

Медицинские работники

1. Программа закаливания в ДОУ

2. Режим дня и его значение в жизни ребенка

3. Профилактика простудных заболеваний

4. Правильное питание дошкольников

5. Одежда ваших детей

Литература

  1. Есжова Н.В. Работа с детьми  и родителями в дошкольном образовательном учреждении – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  3. Мамайчук И.И. психологическая помощь детям с проблемами в развитии – СПБ: Речь, 2008
  4. Смирнова Е.О. Детская психология – СПБ: Питер, 2009
  5. Тезисы. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы международной научно-практической конференции – Пенза-Ереван-Прага, 2010
  6. Тезисы. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников – Пенза-Витебск-Москва, 2012
  7. Развитие внимания и Эмоционально-волевой сферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А

Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)

В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностиро...

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.

В современных реалиях отмечается  увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с чем у специалистов образовательных учреждений возникает необходимость создания особой культуры...